.
Сцена / Обзоры

«Игры классиков»

26.11.2018 17:45|ПсковКомментариев: 19

25 ноября - глубокая осень, началось самое темное время в году.  В эти выходные город накрыла  еще и настоящая  стихия - «черная пятница». На улицах и многочисленных торговых точках - невероятная суета, движение человеческих  и автомобильных масс. И с наступлением ранних сумерек  словно прозвучал  сквозь тьму веков глубокий библейский вздох, похожий на стон: «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» - «Суета сует и всяческая суета»... У некоторых в этой суете все же  возникло... томление  духа, и  они отправились к пяти часам в самое тихое место в городе - в центр, в большой концертный зал. Очередной симфонический концерт этого сезона,  75-го филармонического, прошел под названием «Игры классиков».

Концерт оказался очень компактным по времени,  звучала музыка Прокофьева, современного классика, и Бетховена - вечного классика, так что богатство содержания - «зашкаливало»,  и концерт закончился бурными эмоциями и овациями. В первом получасовом отделении публике был представлен дирижер концерта - Заурбек Гугкаев, Он-то  и  возглавил игру оркестра, открывшего концерт  исполнением  Первой симфонии Сергея Сергеевича Прокофьева.

Музыка симфонии, созданной 26-летним композитором-авангардистом, представлена им самим - как шутка в стиле Гайдна. Прокофьев к тому времени прославился своими эпатажными  «футбольными» фортепианными концертами и фовистской,  стихийной «Скифской сюитой». Изящная Первая симфония - это, скорее, вызов классикам, чем подражание. В ней - легко воссоздается  «моцартовский» дух, царящий в прозрачной  «гайдновской»  фактуре, временами музыка  наполняется  вспышками энергии «бетховенских» ритмов. Все в  этом уникальном произведении соответствует выражению Ницше - «У божественного - легкая поступь».

Во второй части таинственные «зовы» и «шорохи» в звучании оркестра создают атмосферу старинного зачарованного парка, и вдруг ловишь себя на мысли, что молодой автор в эпоху великого перелома в истории России, в 1917 году,  создал, возможно, неосознанно, образ прощания с аристократической эпохой в развитии русской, да и всей мировой музыки. Остальные три части также как и вторая, легко сравнимы с сюжетами и колоритом  картин художников «Мира искусства». Их персонажи - маски, призраки, «фантомы». В  этой музыке подражание становится неподражаемым - парадокс! Симфония стала ключом к стилистике музыки всего ХХ века. Но таким живым и органичным больше не является ни одно неоклассическое произведение, созданное в ХХ веке, в том числе, и у самого Прокофьева.

Несомненно, оркестранты и дирижер «наперегонки» стремились выполнить необычную задачу: сыграть «современное» (ХХ век)  произведение в классическом духе (XVIII век). Немного помешала напряжённость премьерного исполнения и легкие «каверзы» прокофьевского языка.

Во втором отделении исполнялся, возможно, впервые в Пскове, Пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. На наш взгляд, все участники этих игр между солистом, оркестром и дирижером, а именно -  солист Арсений Тарасевич-Николаев, дирижер Заурбек Гугкаев и Псковский симфонический оркестр  продемонстрировали силу и уверенность, техническое совершенство и вдохновение в интерпретации Пятого фортепианного концерта Людвига ван Бетховена. Любители музыки, несомненно,  восхищаются музыкой каждого из пяти его фортепианных концертов. Пятый назван современниками «Император» и возвышается среди остальных. И прекрасное исполнение музыки Бетховена как бы бросило вызов  молодому мастеру ХХ века. Ведь Прокофьев  в своей музыке-шутке  «тезисно»  аккумулирует  «главное» в его представлении о классиках.  А Бетховен  великолепной игрой солиста Арсения Тарасевича-Николаева вновь доказывает, что классика - безгранична, беспредельна. Его музыка, отражая наполеоновскую эпоху,  воплощает весь мир - и его вечные символы и   состояния -  войны и мира, борьбы и мечты, нежной песни и безудержного напора виртуозного блеска.  И воспринимая всем существом  вечную музыку Бетховена, нельзя не услышать в ней «грядущего» романтика  Листа, и мужественного  и трепетного Рахманинова. Итак, солист и дирижер блестяще  вели свои  партии.

Оркестр, забыв про волнение первого отделения, преобразился, стал единым существом, погрузившимся в стихию-игру великолепных звучаний бетховенской музыки, и легко подчинялся то силе  бетховенских ритмов, то магии простых и экспрессивных мелодий. Итак, игры классиков закончились общим триумфом. В заключение концерта солист исполнил на bis первый До-мажорный этюд Шопена, после чего концерт завершился  продолжением оваций. На концерте не было аншлага, но все те, кто пришли  послушать Прокофьева и Бетховена и концертирующих музыкантов, уходили, наполненными светоносной энергией классической музыки - современной и вечной, и они на счастливые мгновения победили  в игре  с тьмой  и суетой  повседневности. Игры продолжаются...

Татьяна Лаптева (любитель классики)

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 160 человек
ПЛН в телеграм