.
Актерский Дневник 10.03.12.
12 марта в 14.00 в зале областной библиотеки пройдет очередная литературная встреча цикла «Читаем поэтов Серебряного века», на сей раз посвященная 135-летию Максимилиана Волошина, одной из самых ярких художественных личностей первой трети ХХ века. Как всегда, будет подробный, сосредоточенный на главном иллюстрированный рассказ о поэте и его времени, прозвучат воспоминания современников, фрагменты исторических документов, и, конечно же, стихи - в актерском исполнении.
Как-то само собой, невзначай сложилось наше семейное трио. Инициатором, автором сценариев и ведущим стала Нина Яковлева, сотрудник библиотеки. Можно сказать, «пользуясь» семейным положением, втянула в это дело меня, а потом и нашего сына Николая, начинающего актера Пушкинского театра и студента теперь уже III курса заочного актерского отделения Ярославского театрального института. Постепенно появились и постоянные зрители, с которыми по окончании неизменно возникает живой заинтересованный диалог.
За четыре года были подготовлены программы, посвященные Сергею Есенину («От Золотой рощи до Черного человека»), Анне Ахматовой («Хочешь знать, как все это было?..» К 95-летию выхода в свет первого поэтического сборника А.А. Ахматовой «Вечер»), Осипу Мандельштаму («Шум времени»), Николаю Гумилеву («Часовой чести»). В этом же цикле прозвучали программы актрисы Пушкинского театра Нины Семеновой «Час души» (Марина Цветаева) и моя «Смерти не будет!» - история и судьба романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» («Смерти не будет!» - одно из ранних названий романа.) Расширилась и аудитория: некоторые из программ были показаны на филфаке ПГПУ и в колледже искусств. Не мне судить-рядить о достоинствах нашей работы, помня бесспорное, на мой взгляд, утверждение Пастернака: «…Пораженья от победы // Ты сам не должен отличать». Не стал бы говорить об этом и теперь, если бы, с одной стороны, не существование и в нашем театре феномена актерского чтения, а с другой – совершенно удручающий факт его невостребованности в нашем городе.
Художественное чтение – совершенно особый вид исполнительского искусства. Скажем, такие выдающиеся мастера как Владимир Яхонтов (создатель первого театра одного актера «Современник» еще в 1937 г.) и Дмитрий Журавлев целиком посвятили себя искусству художественного слова. И все же большинство чтецов – действующие драматические актеры. Художественным чтением были увлечены многие ведущие мастера МХАТА, Малого театра, питерской Александринки. Великолепно читали стихи и прозу Василий Качалов, Михаил Грибов, Александр Борисов, Иннокентий Смоктуновский, Александр Калягин – всех не перечесть. А какие глубокие, яркие впечатления оставили у псковичей выступления на Пушкинских театральных фестивалях Сергея Юрского, Михаила Козакова, Ларисы Малеванной, Татьяны Дорониной - тоже неполный список!
Читают не все актеры. Вероятно, в этом – какой-то особый вид призвания, особая творческая потребность, реализация которой приводит порой к интереснейшим творческим результатам. Совсем близкий пример: дважды – на VIIIи прошлогоднем XVIIIПушкинских фестивалях выступал Владимир Свекольников. В первый раз с поэмой «Медный всадник», второе выступление состояло из двух частей – поэмы «Граф Нулин» и шестнадцати стихотворений Александра Блока. Приведу отзыв участника творческой Лаборатории XVIII фестиваля, театрального критика из Петербурга, кандидата искусствоведения Евгения Соколинского:
- О Свекольникове я много слышал, но увидел впервые, - воочию увидел, насколько он замечательный актер. Та тонкость и изящество, с которыми он прочел «Нулина», его артистизм, «моцертианство» меня чрезвычайно порадовали. Как и чтение Татьяны Дорониной… Но есть и печальный факт, их объединяющий: если Доронина оказалась изолированной в центре Москвы, то Свекольников оказался изолирован в центре России, и его творчество не получает резонанса, которого он заслуживает...
Вот тут – а было это на итоговом заседании Лаборатории – и возник диалог, который стоит вспомнить, - благо, сохранилась диктофонная запись. Председатель предложил высказаться «хозяевам» фестиваля, т.е. псковичам, из которых в зале оказался только я. Ну и высказался:
- …Ох уж эта невостребованность артистов! Она удивляет, поражает, повергает в недоумение… Мнение Евгения Кирилловича не может не радовать, и спасибо вам за эту поддержку, но ведь у Свекольникова в репертуаре есть и «Медный всадник», который он, насколько мне известно, прочел только раз и тоже на фестивале. Есть поэма «Цыганы». Есть чтецкие программы у других наших актеров – Нины Семеновой, Сергея Попкова, но они невостребованы, они не афишируются, они никому не предлагаются ни администрацией театра, ни структурами управления культурой. Ведь вполне можно было бы организовать цикл чтецких актерских программ на Малой сцене, в библиотеках, учебных заведениях. Того же Свекольникова здесь, в Пскове, практически никто не слышал.
- Пора, пора организовываться! – воскликнул кто-то.
- Кому?! Вы к кому конкретно сейчас обращаете свои слова? Обращаться нужно конкретно и лично. Был бы здесь кто-то от комитета по культуре – к нему, была бы здесь директор театра – к ней…
- К актерам.
- Т.е. вы предлагаете актеру перестать быть актером и стать администратором?.. Сам факт, что актер самостоятельно, без всякой сторонней инициативы и поддержки подготовил чтецкую программу, уже говорит о его самоорганизованности. Но – что делать актеру дальше?
Вопрос остался без ответа. Лишь чей-то тяжелый вздох отчасти заполнил нависшую паузу. А мне осталось одно: поблагодарить уважаемых гостей, пушкинистов и критиков, за сочувствие.
На следующий день, 10 февраля, на сцене театра Сергей Попков в сопровождении областного симфонического оркестра читал фрагменты поэмы «Руслан и Людмила». Но Лаборатория уже уехала в Пушкинские Горы, от комитета по культуре тоже никто не почтил присутствием... Традиционный диплом участника Пушкинского фестиваля был вручен только симфоническому оркестру. Актер не получил ничего. Выступление вновь оказалось разовым. И это – после двух месяцев репетиций.
Уже сейчас мог бы быть составлен репертуар актерского чтения, в котором было бы около десятка названий. Кроме уже названных, это наше совместное с Ниной Семеновой «Моление о Марине. – Жизнь и смерть поэта Цветаевой», показанное лишь дважды – в областной и центральной городской библиотеках. Это – замечательные пушкинские программы Сергея Попкова, подготовленные им еще в период работы артистом областной филармонии: «Две главы «Евгения Онегина» (5-я и 6-я), «Мои задумчивые звуки», «Ваш покорный слуга Александр Пушкин», «Сказка о рыбаке и рыбке». Это его же «А вот о том как в баснях говорят…» (из 15 басен Крылова), и – по Есенину – «Бессонница», с которой он стал лауреатом IIВсероссийского конкурса исполнителей Есенинской поэзии в Рязани.
Практически все перечисленные чтецкие программы, несмотря на серьезную и длительную работу по их подготовке, сделаны бескорыстно, без какого-либо расчета на материальную отдачу. Можно лишь мечтать, да фантазировать, какой бы они имели культурный резонанс при организационной и финансовой поддержке, причем, совершенно минимальной. Ведь есть у нас и районные библиотеки, где наверняка нашлись бы желающие услышать хорошие стихи в профессиональном исполнении. Но всё это - из области «если бы, да кабы». В реальности же все они исполнены по два-три раза. Несколько больше повезло моему Пастернаку, прочитанному более десятка раз в Пскове, пять раз в Риге (перед школьниками и студентами Балтийского Русского Института (БРИ)), и минувшим сентябрем дважды в Неймегене (Голландия). Поездка в Голландию – тот случай, когда стоит поблагодарить комитет по Культуре, без поддержки которого поездка бы просто не состоялась.
Несколько лет назад я обратился с письмом в комитет администрации области по образованию с предложением о совместном просветительском проекте – художественном чтении программной поэзии в школах города и области. Ответа не последовало. Когда три года назад в должность директора театра вступила Татьяна Комиссаровская, она поручила завлиту Любови Никитиной составить список чтецких программ актеров театра – с тем, чтобы включить их в репертуар Малой сцены. Составлением списка все и закончилось. Если мы так расточительны с уже имеющимся творческим потенциалом, стоит ли говорить о каком-то его приращении и творческом росте?
И последнее по этой теме. Нельзя не сказать и об обратном влиянии классной поэзии, да и прозы тоже, на актера. Художественное чтение – совершенно особый опыт, ни на что не похожая школа, образовывающая и образующая актера, научающая ценить слово во всей его полноте – в его звукописи, ритмике, смысловой наполненности, в его «весомости» в общем контексте строки, строфы и произведения в целом. Хорошо это вижу в своих «читающих» и «не читающих» коллегах. Но самый яркий и близкий для меня пример – собственный сын, в котором за время подготовки с ним программы для вступительных экзаменов и его участия в цикле «Читаем поэтов Серебряного века» произошли разительные перемены в овладении поэтическим текстом. Он еще в начале пути, у него еще не все получается, что хотелось бы, но перемены эти вполне можно назвать многообещающими.
Остается поблагодарить областную библиотеку, которая в меру возможностей поддерживает этот «огонь, мерцающий в сосуде», сохраняя тем самым в нашем сознании – из поколения в поколение – замечательные образцы уникального русского литературного наследия.
Вик. Яковлев