.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Новый виток «Карусели»

15.06.2012 11:54|ПсковКомментариев: 17

 Актерский дневник  15.06.12

Двадцать четыре года назад в Пскове родился театр. Родитель, режиссер Вадим Радун, дал новорожденному имя – «Карусель» – по ассоциации с колесом истории, с круговоротом и круговертью событий, ставших поворотными в летописи Пскова, страны, всего народа российского, его культуры и самосознания. Днем рождения театра в исторических памятниках стал «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков», премьера состоялась 29 мая 1988 года. История героической обороны древнего Пскова была разыграна на месте реальных событий под стенами Покровской башни, где 8 сентября 1581 года, в день Рождества Богородицы, войско польского короля Батория предприняло главный штурм осажденного города. Псков устоял, и в феврале полугодовая осада была снята.

Впечатление было сильное, и у зрителей, и у актеров. Открытое небо, «живые» стены, кони, взрывы, – словом, ожившая история. Тогда же в одном из интервью Радун говорил: «Меня интересует проблема человека и пространства, человека и космоса. Необычайная жизнь персонажа от «микро» к «макро» дает актерам, оказавшимся вне театральной коробки и без «четвертой стены», необыкновенное чувство полета».

Событие оказалось резонансным. Центральное телевидение (канала «Культура» еще не было) подготовило цикл передач о псковской «Карусели», появились статьи в театральных журналах. Но нашлись и ярые противники: многие посчитали кощунственным театральное действо под древними крепостными стенами. В городе вспыхнула дискуссия. В результате «Карусели» пришлось уйти из Покровского угла, но с самой идеей ничего поделать уже было нельзя: репертуар «Карусели» разрастался.

Стало ясно, что под открытым небом обретает новое звучание не только историческая тема, но и классика мировой драматургии, и даже современная пьеса. Под стенами Свято-Троицкого собора был сыгран «Александр Невский», у Гремячьей башни «Король Лир» В. Шекспира, «Василиса Мелентьева» А. Островского, «Петр и Алексей» В. Рецептера. Ширилась и география. Так Пушкинские «Цыганы» впервые шагнули под открытое небо на берегах реки Вологды на фестивале «Голоса истории», затем местом действия стали берега Псковы и Великой, за ними берег Сороти в Михайловском и, наконец, питерская Нева. Для Петербурга с его памятниками-музеями «Карусель» стала желанным гостем: на соборной площади Петропавловской крепости мы играли «Петра и Алексея», а «Павла I» - во внутреннем дворе Инженерного (Михайловского) замка, где и был убит несчастный император. А не далее как прошлым летом история недолгого царствования и гибели Павла I была сыграна под стенами другой его резиденции – Большого Гатчинского дворца. Пространством «Карусели» становились исторические места Вологды, Ярославля, Рязани, Выборга, Ивангорода… Всех городов и спектаклей теперь и не перечислишь.

Не проходило лета, чтобы театральная «Карусель» не запускала свое вращение. И вот новый, 25-й виток, новое годовое кольцо уже зрелого, со своими притягательными традициями, театра. Особенный еще и тем, что Пушкинский театр нынче и впрямь бездомен. Сейчас уже всем ясно, что продекларированное окончание реконструкции театрального здания к сентябрю провалено, что вряд ли это случится и в следующем году, и сколько еще театру бомжевать – Бог весть. Право, создается впечатление, что никому из власть имущих и дела нет, как и чем живет Псковский театр.

Но премьера состоится: 15 и 16 июня – новая редакция «Псковитянки», бывшей на протяжении тридцати лет визитной карточкой Пушкинского театра.

Те, у кого жив в памяти тот, в постановке Валерия Бухарина, спектакль  (премьера 1978 года), если и увидят сходство, то лишь в сюжете, да тексте «Псковитянки» Льва Мея, которую Римский-Корсаков и положил в основу либретто своей знаменитой оперы. Старые театралы, конечно, помнят и Ивана Криворучко, первого исполнителя роли Ивана Грозного, и игру Юрия Новохижина в этой роли, и Валерия Порошина – князя Токмакова, и Геннадия Золова в роли Михайла Тучи. Теперь, разумеется, все исполнители другие. Можно спорить, насколько близок к первоисточнику образ царя в новом исполнении Романа Сердюкова, но бесспорно одно: возраст актера вполне соответствует годам Иоанна Васильевича, которому во дни приезда в Псков в 1570 году не было и сорока. Юрия Новохижина зрителя теперь увидят в роли Малюты Скуратова, первого царёва опричника, а Сергея Попкова – псковским наместником князем Токмаковым. В роли Ольги, по легенде – незаконной дочери царя Ивана, - Наталья Петрова, предводителя псковской вольницы Михайло Тучи – Камиль Кунгуров, его друга Четвёртки Терпигорева – Сергей Воробьев.

Словом, другое всё. И оформление, и костюмы (художники Валерий Мелещенков и Игорь Шаймарданов). Но главное – совсем иная атмосфера театрального действа, и в первую очередь благодаря музыке, написанной специально к спектаклю Татьяной Лаптевой. Музыка в новой редакции занимает куда более значительное место, она лирична и проникновенна – и в песнях, и танцах, и чисто музыкальных фрагментах. А поэтические Пролог и Эпилог придают спектаклю эпическое звучание.

Разумеется, последнее слово за публикой. Но увлеченность и любовь актеров к своим персонажам, стремление режиссера говорить со зрителем языком понятных человеческих чувств, - все это позволяет предположить и ответный зрительский отклик.

В наступившем «карусельном» сезоне будут сыграны и «Павел I» Д. Мережковского, и «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова. Предстоят и гастрольные поездки. «Карусель» начинает новый виток, и полет обещает быть нормальным.

Вик. Яковлев

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
ПЛН в телеграм