.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

«Жизнь прекрасна, но удивительна!»

18.11.2012 12:27|ПсковКомментариев: 35

Это событие в жизни Псковского театра – назначение художественного руководителя – переоценить, по-моему, невозможно. Во всяком случае, за все почти шесть лет существования «Актерского дневника» ничего подобного не было. Сказать, что начался новый этап истории театра в Пскове – не сказать ничего. Сами собой напрашиваются определения типа «новая эпоха», «новая эра», возможно, из-за давно зашкалившей, перешедшей все допустимые пределы доли пессимизма, накопившейся в последние годы.

А поводов к пессимизму было более чем достаточно. В день представления труппе худрука о них говорили актеры, в том числе и я. Прошедшим летом была утверждена «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Псковской области на период до 2020 года», знакомство с которой ничего кроме уныния вызвать не могло.

На здравый взгляд, Концепция должна содержать: анализ состояния дел в театрах Псковской области, а также перечень конкретных срочных и долгосрочных мер по повышению творческих потенциалов театров и их реализации. Но ни того, ни другого в Концепции нет, вместо этого – общие декларации, типа «создание условий для развития творческого потенциала и обеспечения роста его качества», без указания этих самых условий.

Концепция констатирует низкую оплату труда, но умалчивает о том, что за этим стоит невозможность обновления труппы и создания полноценного репертуара, падение уровня актерского мастерства (академический театр все чаще вынужден приглашать в спектакли участников самодеятельности). К нам приезжали такие актеры, что здесь могла бы быть самая сильная труппа, по меньшей мере, в Северо-Западном регионе. Но, поработав сезон, редко два, уезжали и очень прилично устраивались.

Констатируется отсутствие постановочных средств, но умалчивается, что театр вынужден оформлять спектакли, перелицовывая старые декорации. Сколько можно тянуть на «сэконд-хэнде»? До 2020 года точно нет. Спектакль должен хорошо выглядеть, а не рядиться в заплаты. Все красиво только в Концепции: «Результаты анализа современного состояния сферы театрального искусства свидетельствуют о том, что в регионе сформированы условия для стабильного функционирования театральных организаций, созданы предпосылки для повышения качества и развития данной сферы». (Раздел IV. Государственная поддержка театрального искусства в Псковской области.) 

Не внушало оптимизма  и отношение главы региона, который за 3 года и 9 месяцев губернаторства не был ни на одном спектакле областного театра. Хотя за это время встречался с сотнями людей, десятками коллективов, с архитекторами, футболистами… Ей Богу, то и дело возникало ощущение, что в области действует негласный план ликвидации театра. Все сказанное пришлось весьма не по нраву председателю комитета по культуре Александру Голышеву, но обижаться тут нужно не на меня, а на факты. Конечно, прекрасно, что обновится здание Народного дома, кто же спорит! В городе будет современная, оборудованная по последнему слову сцена. Но во всяком деле, а в творческом «организме» театра тем более, главное – люди.

Тем не менее, день 16 ноября, когда Александр Голышев представил труппе, собранной в растревоженном ремонтом здании театра, нового худрука (впрочем, и старого никогда не было, были режиссеры – главные, очередные и заезжие), несомненно, войдет в историю, как начало больших перемен. Тем более, что есть все основания предполагать реальный положительный результат. Должен признаться, даже мой, закоренелый уже пессимизм, изрядно подтаял. Пожалуй, впервые за все годы жизни в Пскове могу назвать решение руководителя региона – в данном случае губернатора Андрея Турчака – не только единственно верным, но смелым, творческим и блестящим по замыслу. «Ох, не торопился бы ты с оценками», - шепчет мне изрядно уже надоевший червь пессимизма. Время, конечно, покажет, но основания нарождающегося оптимизма очевидны. 

«У нас появился человек молодой, энергичный, амбициозный, творческий, с хорошим образованием, почему нам не понадеяться, что у нас будет хорошо!» - сказала на собрании директор театра Татьяна Комиссаровская. И не согласиться с ней в этом трудно.

Название нашумевшей когда-то пьесы Владимира Арро «Смотрите, кто пришел» стало и до сих пор остается нарицательным в отношении появления новых знаковых лиц. Вспомнилось оно и теперь, когда театр и город всматривается в нового «молодого и амбициозного», решившегося взять на себя нелегкую ношу ответственности за будущее театра в Пскове.

Итак, Василий Сенин, 36 лет. Два высших театральных образования – актерское и режиссерское. Первое – в мастерской известного педагога Вениамина Фильштинского в СПб.ГАТИ (ЛГИТМИК), среди учеников которого – Константин Хабенский, Михаил Пореченков. Второе – в мастерской замечательного режиссера и педагога Петра Фоменко в РАТИ (ГИТИС). Ставил спектакли в Москве (Театр им. Евг.Вахтангова, Центр им. Вс.Мейерхольда), Петербурге, Лондоне, Риге, Таллинне, Омске, Новосибирске, Перми. В Польше, Болгарии, Словении, Хорватии. Последняя премьера – «Пять вечеров» Александра Володина в концертном зале «Колизей» в Петербурге.

Спектакль театра им. Ленсовета «Заповедник» по повести Сергея Довлатова (инсценировка и режиссура Василия Сенина) был показан на Псковской сцене 6 мая 2010 года.

Было бы глупо предположить, что он, наш новенький, замкнется в Пскове. Он и сам заговорил об этом, обращаясь к труппе: «Конечно же, вам интересно, что за человек к вам пришел. Почему я принял предложение Андрея Анатольевича. Ответ очень простой. Прежде всего, – географическое положение региона. С культурной и исторической точки зрения Псковский регион – очень важная культурная цитадель нашей страны. Если посмотреть на карту, в трех-четырех часах езды находятся три крупнейших международных аэропорта – Петербург, Рига, Таллинн. Находятся крупные театры. И нам нужно вписаться в это пространство, полноправно в него войти. Я сейчас обращаюсь больше к творческому составу. Готовьтесь к диалогу, он очень скоро начнется. Нам нужно сделать фантастическое количество работы за очень короткий период времени. Любая ваша идея будет рассматриваться, и я вас уверяю, что ни одна не будет непринята мной только потому, что она мне не нравится. Этого я жду и от вас. Нам очень важно найти общность  интересов. Нам очень важно привлечь в театр разного зрителя. Очень важно, чтоб театр стал не просто местом, где в семь часов начинается спектакль и через два часа заканчивается, а чтобы он стал культурной институцией в городе. …Если мы не хотим, чтобы та существующая замечательная система репертуарных театров (правильная или нет, но она существует) не была уничтожена, мы должны принимать вызов времени. Мы можем сколько угодно сопротивляться этому времени, сколько угодно говорить, что мы так не хотим, но время предлагает свое. Как говорил мой дедушка, жизнь прекрасна, но удивительна. Вот это «но» нужно принимать.

Театральная идея Андрея Турчака и Василия Сенина видится сегодня как создание постоянного живого творческого общения с театрами Северной столицы и Прибалтики, вплоть до участия прибалтийских и питерских актеров в псковских спектаклях. В случае успеха этот план не только преобразит псковский театр, но придаст новое качество и зрительскому интересу. Более того, на сегодня этоединственно верный путь сохранения театра в Пскове.

Есть тут, конечно, и свои «подводные камни». Если, скажем, Псковский театр вновь окажется без средств, он очень скоро превратится в еще одну прокатную площадку для театров Питера и той же Прибалтики. «Еще вспомнишь меня, - вновь несет крамолу шепотливый пессимизм, - когда поймешь, что театр – только цветочки, только первая ласточка вливания Псковской области в Ленинградскую…» Но чур меня, чур! Сегодня я вижу возможность поработать с новым профессиональным режиссером, попробовать себя в новом качестве, а для актера ничего интереснее быть не может!

Приведу – вразброс – еще из высказываний Сенина:

«Мое мнение, что любые изменения в любой сложившейся структуре максимально хороши, когда люди пытаются найти диалог. А уже потом начинают понимать, возможен этот диалог, или нет».

«Судя по тем суммам, которые потратила администрация, судя по тому, как эти суммы потрачены (а я смотрел проект реконструкции, оборудование), это будет действительно технически очень оснащенный театр. Таких площадок, с такой технической базой, очень мало в стране. …Если б не было намерения сохранить труппу, зачем ремонтировать это здание».

«Мы должны использовать ситуацию не как обрыв, а в качестве трамплина».

«Мне кажется, залог зарплаты – это работа. Я считаю, что могу требовать что-то от актера,  а я хочу требовать, но, как реалистический человек, я не считаю, что в современном мире можно закрывать глаза на ту проблему, о которой вы говорите. В то же время, нельзя ничего не делать и требовать. Давайте конструктивно. Давайте не о том, чего сейчас мало, а о том, чтобы любить свою работу и получать деньги за то, чем мы любим заниматься».

«Понукать собой никому не дам!»

«Это был первый мой вопрос, когда закончится реконструкция. Если меня зовут в прекрасное далеко – я не поеду. Намечена осень. И мы хотели бы въехать (и я сказал об этом и Андрею Анатольевичу, и Александру Ивановичу) не только со старым репертуаром, который все равно надо в чем-то переделать, но и с какими-то новыми работами. …Малая сцена – замечательное поле для любого эксперимент».

«За два года – это срок, который я себе дал, мы должны создать репертуар театра. Чтобы, когда сюда будут приезжать на фестиваль международные коллективы, мы могли принимать в этом фестивале очень гордое участие. И выезжать будем не только по области и в соседние регионы. …Через два года каждый из вас может подойти и тыкнуть: ты не выполнил, что обещал. А сейчас – уже начнем работать, внутренне работать.

«У нас всегда будут сложности. А денег никогда не бывает много. При всем при том нужно работать се-рьез-но! …Труппа будет обновляться».

«Я не из тех режиссеров, кто считает, что театр – это через тернии к звездам. То есть не должно быть ситуации, что мы сыграли премьеру, а потом все вместе поехали лечиться от прединфарктного состояния».

«Мне было бы очень интересно, чтобы театр не разделялся на стариков и молодых. Хорошие спектакли предполагают ансамбль».

Встречу завершил Александр Голышев. Он еще раз передал сожаления и извинения губернатора, что совещание о бюджете не позволило ему прийти. «У нас очень театральный город. И мы должны формировать новый театр, новые отношения. Я рад вас видеть, и виноват, что не встречался раньше», – закончил он.

Вик. Яковлев

 

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 254 человека
ПЛН в телеграм