.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

«Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно…»

07.02.2013 09:36|ПсковКомментариев: 0

Актерский дневник ХХ Пушкинского фестиваля. День второй

Уже в первый день Владимир Рецептер высказал «опасение», что центр тяжести, вернее, эпицентр главных событий начавшегося фестиваля рискует сместиться в сторону творческой Лаборатории. Пророчество подтверждается. Чего греха таить, случались на прошлых фестивалях такие лаборатории, что и говорить-то вроде было не о чем, - нечем было заполнить отпущенное время. Но состав участников нынешней Лаборатории, острота и содержательность дискуссий становится, кажется, главной чертой ХХ фестиваля.

Творческая лаборатория

Поводом к дискуссии стал доклад одного из главных персонажей лабораторий всех Пушкинских фестивалей Сергея Фомичева, доктора филологии, главного научного сотрудника Института русской литературы («Пушкинский Дом», Санкт-Петербург) Российской академии наук «Проблемы сценической интерпретации трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»». Доклад вышел основательным, доказательным, можно сказать, фундаментальным. Вот лишь некоторые его тезисы.

Пушкинский фестиваль – это постоянная попытка преодоления «очаровательной бездны» (самое цитируемое на фестивале выражение Петра Фоменко, - В.Я.) между Пушкиным и театром. И прежде всего – в «Борисе Годунове», который написан Пушкиным с намерением преобразований русской сцены. Но именно новаторство Пушкина стало главным препятствием для всех последующих режиссеров. Сложность еще и в том, что Пушкин никогда не любил повторять себя. Существуют понятия «пьеса Островского», «роман Тургенева». Но попробуйте сказать нечто подобное о Пушкине. Разве что, «сказка Пушкина», но все его сказки настолько не похожи одна на другую, что если бы он опубликовал их анонимно, мы никогда не приписали бы их одному автору.

Пушкин, несомненно, читал Тацита, его «Анналы», в частности историю императора Тиберия, но он, в отличие от римского историка, не приемлет убийство из-за государственной целесообразности. С точки зрения Пушкина – и это его принципиальная нравственная позиция – убийство, тем более убийство младенца, не имеет оправдания. Дилемма существует и сейчас: на одном конце максима Достоевского о том, что вся высшая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка, на другом – недавно принятый «Закон Димы Яковлева». Но именно убийство ребенка, сначала царевича Дмитрия, а потом сына Бориса Федора, уравнивает в глазах Пушкина Годунова и Самозванца. Интересно, что Самозванец у Пушкина – некий фантом, которому он так и не дает окончательного имени, как персонажу. Он у него то Григорий (Гришка), то Самозванец, то Лжедмитрий…

Кульминацией доклада (с точки зрения Нины Шалимовой, профессора ГИТИСа) стал вопрос Фомичева: что есть народ в «Годунове»? Без ответа на него невозможно разрешить самую непреодолимую для режиссеров финальную пушкинскую ремарку «Народ безмолвствует» (в ответ на призыв: «Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иоаннович!»). Понятие «народ» менялось постоянно. Формированию категории «народ» в России особенно способствовал 1812 год. Народ был разным в 1917, в 1937. И – что сейчас народ? Народонаселение, электорат? Пушкин всегда тонко чувствовал менталитет русского народа, который у него оплакивает убиенного Дмитрия и тут же славословит Дмитрия воскресшего. «Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит», - говорит у Пушкина юродивый Николка. Но ведь молится народ-то!

«Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством», - писал Пушкин («О народной драме и драме «Марфа Посадница»), определив, по сути, три главных жанра драматургии – комедия, драма, трагедия. В «Годунове» все три существуют одновременно.

Предметом дискуссии стали, кажется, все положения доклада – от понятия «народ» до слезы ребенка и «Закона Димы Яковлева», совести художника и совести вообще. Если Годунову не давали покоя «мальчики кровавые в глазах», то представить их в глазах годуновых нынешних уже невозможно. Меняются времена… Таков Пушкин: коснись его всерьез и он коснется самого главного в тебе.

Нет, сценическая фестивальная жизнь не остановилась.

Леонид Мозговой

На сцене колледжа искусств представил свою поэтическую программу «Пушкин и другие» заслуженный артист России Леонид Мозговой, более известный широкой публике, как исполнитель главных ролей в фильмах Александра Сокурова «Камень» (Чехов), «Молох» (Гитлер), «Телец» (Ленин). Он – участник двух кинофестивалей в Каннах, лауреат множества премий, среди которых «Ника», «Золотой овен», «Петрополь», «Окно в Европу»; обладатель приза «Золотой витязь» на театральном форуме в Москве, за моноспектакль «Изгой» (Судьба Александра Галича).

В программу «Пушкин и другие» вошли избранные страницы из его моноспектаклей и любимые стихи разных авторов. Помимо Пушкина (фрагменты из «Евгения Онегина», «Желанье славы», «Пора мой друг, пора...», «Пророк» и другие), прозвучали стихи Александра Блока, Сергея Есенина, Давида Самойлова, Александра Галича, Булата Окуджавы, Бориса Пастернака. И в чтении каждого автора – вдумчивость, мысль и внутреннее благоговение перед поэтическим вдохновением.

Леонид Мозговой окончил ЛГИТМиК, мастерскую великого театрального педагога Бориса Зона. Леонид Павлович уже не первый раз на нашем фестивале, и два года назад я спросил его, что было основным в уроках Зона. Ответ был кратким, емким, одним из тех к которым потом не раз мысленно возвращаешься: «Он часто повторял: всегда иди от себя, но как можно дальше». Думается, ученик исполнил завет учителя в полной мере. Как в полной мере соответствует прочитанным им в Пскове строкам Пастернака:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца. («Быть знаменитым некрасиво»)

День закончился в Большом концертном зале филармонии великолепным музыкальным праздником, подаренным студентами и преподавателями С-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. «Пушкинский концерт» включил в себя романсы русских композиторов на стихи А.С. Пушкина и фрагменты классических опер созданных по произведениям Поэта. Звучала музыка Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Свиридова, других. Прекрасные голоса, артистизм вкупе с обаянием и азартом юности студентов-старшекурсников консерватории (многие из них, впрочем, уже лауреаты престижных вокальных конкурсов) не оставляют сомнений в интереснейшем творческом будущем вокалистов.

Михаил Гантварг

Вместе со студентами в концерте принял участие ректор и профессор консерватории, лауреат конкурса Никколо Паганини, один из выдающихся скрипачей нашего времени народный артист России Михаил Гантварг. Он исполнил «Размышление» и «Вальс-скерцо» П.И.Чайковского, «Интродукцию» и «Рондо-каприччиозо» К.Сен-Санса. Как тут не вспомнить Пушкина:

…Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права... («Из Пиндемонти», 1836)

Вик. Яковлев

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 55 человек
ПЛН в телеграм