.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

С Днем Счастья!

20.03.2013 09:30|ПсковКомментариев: 1

Актерский дневник 20.03.13.

На днях в новостях мелькнуло, удивило, и где-то даже улыбнуло: Организация Объединенных Наций по предложению королевства Бутан  утвердила новый праздник: Международный День Счастья. Утверждена и дата – 20 марта, день весеннего равноденствия, чтоб, значит, ни одному из полушарий не было обидно. Причем утверждено, как оказалось, еще прошлым летом и единогласно, т.е. всеми 193 государствами-членами ООН (благодарный экивок интернету).

Можно пуститься в глубокомысленные рассуждения о том, что такое счастье и возможно ли оно. И узнать, например, что счастье (опять экивок) делится на два основных типа: мгновенное и долгоиграющее, что некий британский центр с мудреным названием New Economics Foundation разработал всемирный индекс счастья, согласно которому Россия, как всегда, в компании с самыми недоразвитыми странами… Можно просунуть любопытствующий нос еще дальше и узнать что в календаре ООН более ста Всемирных дней, среди которых есть и такие, с которым и поздравить-то неловко, и отметить-то не знаешь, как. Понятно, что через неделю мы с коллегами поздравимся с международным Днем Театра (27 марта). А как и с кем отметить, скажем, День биологического разнообразия (22 мая)? Может, кому-то удастся чокнуться с гориллой? Более-менее ясно с Днем родного языка (21 февраля), тем более, есть, оказывается, и персональный День русского языка, вполне объяснимо обозначенный Пушкинским днем России (6 июня). Но как быть с всемирным Днем беженцев (20 июня) – кого и с чем поздравлять? Словом, можно пуститься и не вернуться…

Но можно гораздо проще: заглянуть в себя и спросить, бываю ли я счастлив? Или уже нет? Заглянул, спросил и получил ответ: счастье – это когда хочется петь. А значит, первый День Счастья – самый подходящий повод рассказать в «Актерском дневнике» о нашей песенной затее – музыкально-театральной  антрепризе «Была весна, цвела сирень и пели пташечки!..» тем более, что родилась она минувшим летом, т.е. в те как раз дни, когда ООН думала (недолго, как выяснилось), быть или не быть Дню Счастья.

Основа программы – дворовые песни, городской романс и весь песенный набор, что составлял репертуар юности нашей и наших родителей, и который звучал, да и продолжает звучать под гитару и без нее на скамейках, в подъездах, на семейных и просто дружеских застольях. Потом придумалось и название группы – «До-ми-Но», - тоже перекличка названий нот и дворовых посиделок с неизменным стуком костяшек любимой народной игры.

Когда мой коллега по Пушкинскому театру Роман Захаров предложил принять участие в этаком времяпровождении – согласился сразу, поскольку в свое время тоже был не чужд дворовому песенному творчеству. Состоялось уже несколько концертов, и, как выяснилось, идея вполне жизнеспособна. Мы поем в залах, где есть сцена, а публика в традиционных зрительских креслах, но можем и когда она, публика, за столиками. Одно из памятных выступлений – в Летнем саду на эстрадке за памятником Пушкину на празднике псковского Дня города минувшим летом. Пошел дождик, но народ все прибывал, все больше включался в наши розыгрыши, и когда программа была исчерпана, стало ясно, что многие из номеров придется повторить.

Все наши концерты завершаются «Простой песней», незатейливой припев которой на «ла-ла-ла» поем с публикой вместе. А начинается она:

Эту песенку, друзья, разучить несложно,

Под гитару можно петь, без гитары можно…

Однако, кроме гитары, которой замечательно владеет Роман Захаров, у нас вполне профессиональные музыканты: пианист Сергей Попов, концертмейстер Псковского колледжа искусств им. Римского-Корсакова (в просторечии Сергей Иваныч), и скрипач областного симфонического оркестра и преподаватель того же колледжа Александр Назаров, - для них с их профессионализмом и способностью к импровизации, кажется, ничего невозможного в музыке нет. Иногда к ним присоединяется Денис Горев – в его руках весомо поддакивает бас-гитара, либо игриво подпевает балалаечка.

Но главное в этих песнях, конечно же, азарт. Без куража, без удовольствия от песен самих исполнителей жанр совершенно теряет смысл. Закон сцены, когда зал может быть захвачен происходящим только в случае, если им захвачен актер, - здесь действует абсолютно. Поют все – без исключения – и вместе и отдельно. Кроме названных музыкантов – солистки Ольга Гуслинская, Ольга Вокина, Марина Свереда. Ну и я, грешный. В первых концертах с нами пела Софья Неманова, а совсем недавно к нам присоединилась актриса Пушкинского театра Наталья Петрова.

Неизменный принцип – исполнение должно быть актерским, – в поиске характеров персонажей, способе общения друг с другом и публикой, в элементах театральности, будь то детали костюмов или игровые атрибуты. Поэтому каждая песня, как правило, не похожа на другую. Звучат «Я Мишу встретила…», «Черная моль», «Журавли» («Здесь под небом чужим…»), «Дайте мне гитару». Есть и памятные всем «Цыпленок жареный», «Когда фонарики качаются ночные», «Ах, Жора, подержи мой макинтош». Всего в репертуаре около тридцати песен, иногда перемежающихся короткими интермедиями.

Конечно, идея родилась не на пустом месте. Многими любимая телепередача «В нашу гавань заходили корабли» и пользующийся неизменным успехом спектакль «Песни нашего двора», поставленный Марком Розовским в Московском театре «У Никитских ворот», показывают, что зрительский спрос на вечно живое и развивающееся песенное народное творчество живет и со временем не ослабевает. Потому в финале наша публика с удовольствием поет вместе с нами припев «Простой песни», особенно после слов:

…Эта песня хороша, как в костре картоха, -

Тот, кто песен не поет, – поступает плохо!

Ну и – «ла-ла-ла!..» С Днем Счастья!

Вик. Яковлев

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 55 человек
ПЛН в телеграм