.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Театр страстный, подвижный, дерзкий!..

23.04.2013 19:27|ПсковКомментариев: 22

Актерский дневник 23.04.13

Псковский академический театр им. А.С.Пушкина по инициативе художественного руководителя Василия Сенина включился во Всероссийский творческий проект «Почерк». Проект входит в программу «Институт театра», организованную в рамках «Школы театрального лидера» при поддержке Департамента культуры города Москвы. Организаторы проекта – Театральный Центр им. Вс. Мейерхольда и фестиваль «Золотая маска», информационный партнер – журнал «КАК», партнер – Союз Театральных деятелей России. Суть проекта – в создании нового визуального образа восьми российских театров, который соответствовал бы новому пониманию миссии театра и роли в городе. Кроме Пскова в проекте участвуют Центр им. Мейерхольда и Театр на Малой Бронной (Москва), Новосибирский «Глобус», Красноярский ТЮЗ, Татарский театр им. Г. Камала, Вологодский театр кукол «Теремок» и Бурятский театр оперы и балета. Руководители проекта – дизайнер, художник-график Игорь Гурович и режиссер, художественный руководитель московского театра на Малой Бронной Сергей Голомазов. «Почерк» - проект долгосрочный, в декабре работу подытожат выставка авторских проектов в Центре имени Вс. Мейерхольда, выход в печать и презентация книги о современном дизайне театров на основе работ участников проекта.

На первом этапе, до 12 апреля, состоялся конкурсный отбор молодых (до 35 лет) дизайнеров, которые на примере Московского театра на Малой Бронной представили графические разработки нескольких визуальных опций. В конкурсном проекте дизайнеру необходимо было учесть положение театра в городе, репертуар, особенности целевых аудиторий. Чтобы было совсем понятно, есть смысл назвать некоторые из 23-х предложенных опций. Это, например, театральные автобусы и любые другие машины, театральные флаги, театральный сайт, анимация театрального бренда для города, выход бренда в интерьер, суперграфика в интерьере и экстерьере, театральный музей, ресторан, буфет, магазин, система плакатов, программок, флаеров, театральные сувениры и униформа для работников театра.

18-20 апреля в Москве состоялся второй этап - Лаборатория и практикум с презентацией театров и представлением конкурсных работ дизайнеров. Компьютерная презентация Псковского театра была подготовлена специалистом по маркетингу Ириной Королевой. Начав с истории Народного дома им. А.С.Пушкина и жизни театра в прошлом столетии, напомнив о достижениях и многочисленных престижных премиях театрального коллектива, она перешла к проблемам. Приведу некоторые ключевые моменты презентации.

«…Начиная с 90-х годов мы постепенно, по нарастающей, теряем интеллектуального зрителя. За несколько месяцев до закрытия театра на ремонт, в ноябре-декабре 2011 года специалисты управления культуры администрации города Пскова провели исследование «Культурный досуг псковичей». Участники анкетирования на вопрос «Что для Вас является главным при выборе деятельности на досуге?» ответили: 34% - желание отдохнуть и развлечься, поднять настроение. А вот приобщиться к искусству, получить эстетическое наслаждение желают лишь 19%. Сегодня театр конкурирует за потребителя с кинотеатрами, ночными клубами, кафе – это с одной стороны, а с другой - с театрами Санкт-Петербурга, Витебска и прибалтийских городов. Многие псковские турагентства ввели в практику «театральные туры выходного дня».

По данным исследования, театральный сегмент рынка досуга составляет 11,2%. То есть, численность потенциальной целевой аудитории - потребителей театральных услуг в Пскове (из расчёта, что население города 180 тысяч) составляет около 20 тысяч человек.

…16 апреля 2013 года был проведён мини экспресс-опрос. Псковичам (обязательное условие – зрители театра) было предложено описать отношение к псковскому театру одним словом или одной фразой. Результаты представлены на слайде: «Обыкновенный. Он на ремонте. Нормальный. Старомодный. Радунский. Скучный. Провинциальный. Жаль. Мало интересного. У меня сосед актёр. Нравится. Ходим с удовольствием». – Из ответов очевидно: все хотят перемен в сегодняшнем Псковском театре, и главное – все хотят театр!»

Я повидался с Ириной Королевой после ее поездки в Центр им. Вс. Мейерхольда и задал несколько вопросов.

- Ирина, а каким Псковский театр хотели бы видеть вы?

- Мне очень импонируют слова Стива Джобса, которые я привела на презентации: «Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Баламутам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они не уважают статус-кво. Вы можете цитировать их, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но игнорировать их невозможно. Потому что они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то видит в них безумцев, мы видим гениев. Потому что лишь безумцы верят в то, что они могут изменить мир. И поэтому они меняют его». - Очень хочется, чтобы в Псковском театре было как можно больше таких людей. Это я – как зритель!»

- Что было самым интересным в Москве?

- Интересным было практически всё. За три дня лаборатории мне удалось прослушать лекцию Елены Ковальской (театральный критик, заместитель художественного руководителя Театрального Центра имени Вс.Мейерхольда по творческим вопросам) «Театр как инфраструктурный элемент города»; задать вопросы Анне Высоцкой (заместитель директора Московского драматического театра им. А.С. Пушкина), которая рассказала, как обновил свой фирменный стиль Московский драматический театр имени Пушкина (к слову, для них бренд разрабатывал студент Британской высшей школы дизайна Максим Сойфер); познакомиться с мировой практикой визуального облика современного театра, вернее, с тем, как это видят Игорь Гурович (Арт-директор Zoloto Group) и Наталья Агапова (дизайнер).

Но самым интересным и интригующим стало знакомство с конкурсными работами дизайнеров. У всех присутствующих представителей театров на лицах одни и те же эмоции: люди сперва вдумчиво слушают презентации дизайнеров, изучают картинку, потом улыбаются, а кто-то даже смеётся в голос. Здесь ли не вспомнить Оскара Уайльда: «Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё». В общем, знакомство с молодыми дизайнерами превратилось в один большой эмоциональный праздник. Но если вы думаете, что выбор «своего» дизайнера для театра – это такое весёлое времяпровождение, то разочарую вас. Это была тяжёлая работа! И все же… Команды сложились! Знаете, так бывает! Раз – и пасьянс сходится, хотя карты разбросали наобум. Но мы-то с вами знаем, что случайности не случайны. И уже в июне, наш дизайнер Лилия Гольцова приедет в Псков, и в реальном времени познакомиться с театром, с репертуаром, городом и публикой. А нас с вами и наших зрителей ждёт «тяжёлая» работа – выбрать лучшее из авторского проекта Лилии!

Справка «Актерского дневника» - Лилия Гольцова о себе самой:

- «Образование: МГУ им. М. В. Ломоносова (философский факультет), МГУП им. И. Федорова (графический дизайн). В настоящее время учусь в ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна)

Почему заинтересовал проект «Почерк»: Проект ставит весьма интересные задачи и вопросы: что такое язык современного театра, что такое театр для общества? Мне кажется, это очень важный опыт, как для дизайнеров, так и для театров. Ведь когда мы ставим перед собой новые задачи, мы двигаемся вперед, мы ищем новые пути, новые решения! И это прекрасно!

Впечатления и комментарии: Эмоционально! Информативно! Чувствовалась сплоченность , поддержка и взаимопомощь! Хотя, порой, если честно, было не просто! Дизайнерам не так часто приходится сталкиваться с театром (я имею в виду, с театром, как с заказчиком), а театру с дизайнером. Попытка найти общий язык, состав и содержание работы, которую предстоит сделать совместно – это огромный труд. И здорово, что на проекте «Почерк» были сделаны первые шаги навстречу друг другу!»

Да, ветер новизны пьянит и меня. И все же опыт, известный «сын ошибок трудных», не позволяет забыть о реальности. В отличие от других участников проекта «Почерк», Псковский Пушкинский теперь на распутье. Каким он будет с новым художественным лидером? Не рано ли мы, еще не определившись с содержанием и творческой направленностью, озаботились качеством упаковки? Или, говоря иначе, не пытаемся нарядить невесту без невесты? На многие вопросы ответила бы первая режиссерская работа Василия Сенина в новом для него театре и новой городской (совсем, кстати, непростой) среде, - как начало поиска общего с городом языка. Но, по неведомым нам причинам, с этим он пока не спешит. А ведь день открытия обновленной сцены не за горами.

Впрочем, может быть, действительно думать о внешнем облике нужно уже сейчас. И уже сейчас хочется согласиться с Ириной Королевой, когда она говорит о своем видении визуального облика театра и его эмоциональной составляющей:

- Будоражащий, экспрессивный, страстный, сверхмодный, не перестающий удивлять, подвижный, дерзкий!

Вик. Яковлев

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 218 человек
ПЛН в телеграм