.
Актерский дневник 31.12.13
Ура, ура, - театр, наконец, вот-вот!.. В городе, кого ни встретишь, сразу вопрос: «Когда откроетесь?!..» В вопросе и сочувствие, и интерес… А уж какой интерес у актеров! Родной дом, с которым связаны годы, а у кого-то десятки лет жизни, снова откроет двери! Три сезона без своей сцены! А сколько раз переносились сроки! 26 февраля на встрече труппы с губернатором говорили об открытии осенью («Ничто нам не помешает – еще раз говорю при всех! – осенью оказаться в отреставрированн
Есть, конечно, и тревоги, и вопросы… В различных публикациях о театре, а паче в анонимных комментариях некто с навязчивой последовательнос
Было… В 1996-м театр получил звание «Академический» - и это тоже не с полки снято. И Европейская премия «Окно в мир», и режиссерские и актерские призы всевозможных фестивалей…
Бог весть, откуда вдалбливаются эти мифы, что до нас не было ничего хорошего. По большому счету, об этом же орали большевики в 1917-м: «Всё, что до нас, - дерьмо!», «весь мир …разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» «Ну глупо же, глупо!» - кричит на последнем уже, кажется, издыхании История. - Построить можно только основываясь на чем-то, перерабатывая то, что было жизнью, в жизнь новую. Даже если думаешь, что ты начинаешь с нуля, ты всегда только продолжатель, и никуда тебе от этого не деться. «При слове «культура» я хватаюсь за пистолет», - широко известная фраза, приписываемая Геббельсу. Теперь же, кажется, кто-то готов хвататься за какую угодно дубину при слове «традиция». А ведь и в традициях наличествуют неоспоримые плюсы. Традиция тоже требует творческого подхода и хороша уже тем, что помогает человеку оставаться порядочным.
В комментах на текст интервью «Retro-FM» новорожденного завлита театра Юрия Стрекаловского встречаю трогательную заботу о госсредствах: «а вот интересно во сколько обходилось области содержание ничего не делающего штата бездарных актеров в 40 человек?..»
Предполагаю, кто автор, но в любом случае это человек, не только не знающий театра, не понимающий природы его, но и в глубине души его презирающий. Здесь всё враньё. В нашем театре никогда не было 40 актеров, самое большее – около 30. Из них никогда не было «ничего не делающих». Главное же вранье, и вранье преднамеренное в слове «бездарных».
Есть известный в театре парадокс: один и тот же актер у одного режиссера талантлив, у другого – бездарен. Но и всегда так: каждый из нас в чем-то незаменим, а где-то никуда не годится. Это одно из самых поразительных моих наблюдений – как хороший актер вдруг оказывался беспомощным у нового для себя режиссера и наоборот. Врезалась в память фраза Олега Лоевского, приезжавшего к нам на памятный всем «ДрамДесант»: «нет плохих актеров, есть неухоженные». Я проверил – это правда. Я проверил это, когда взялся ставить спектакль с молодыми актерами (премьера, как публично заверяет худрук, состоится после открытия Малой сцены). И увидел, как в результате долгих непростых репетиций они сами удивились новым своим возможностям.
Любой человек, проработавший в театре больше одного сезона, согласится, что каждый театр – это кладбище творческих актерских потенциалов, за нереализованност
Я попросил ответить на него давнего своего товарища по сцене, народного артиста России, представителя Союза Театральных деятелей в Северо-Западном федеральном округе и председателя Псковского регионального отделения СТД РФ Юрия Новохижина:
- Какие у вас тревоги, Юрий Михайлович?
- Никаких! И основания к этому более чем серьезные. В течение десятилетий в Пскове традиционным было отсутствие должного внимания власти к проблемам театра. Теперь же имя губернатора Андрея Турчака станет самым звучным и уважаемым в истории псковской сцены. И не только потому, что отреставрирован театр, хотя и этого хватает с лихвой, чтоб войти в историю Пскова. Но, прежде всего, тем, что он сам, своей властью назначил художественного руководителя и этим выступил гарантом, что и в творческом отношении театр ждет интересное будущее. Вот у меня в руках текст его выступления на встрече с труппой театра 26 февраля этого года, когда он представил нам в качестве худрука Василия Сенина. Цитирую:
«Я не буду скрывать, что, естественно, я предлагал кандидатуру Василия. Несу ли я за эту кандидатуру какую-то ответственность? Ну безусловно, моральную ответственность несу, потому что он был мной предложен. Пскову нужен театр, области нужен театр…»
Далее: «…Я никогда ни в одном своем, ни в публичном, ни внепубличном заявлении не говорил, что я вижу театр только как некую фестивальную площадку. …Вы понимаете, конечно, лучше чем я, что помещение – это не самое главное. Самое главное не оболочка, а содержание, а это – коллектив и стратегия развития театра. С Юрием Михайловичем на этот счёт мы уже несколько раз общались. У каждого из вас есть свои профессиональные достижения, есть свой багаж. Я всегда говорил о том, что псковский театр должен быть репертуарным, - чтобы снять эти вопросы и больше, чтобы на эту тему не дискутировали. Я знаю, что и у Юрия Михайловича такая позиция, и у Василия такая позиция (на первой встрече он её озвучил), у Александра Ивановича тем более… И задача – не растерять то, что было наработано годами. У нас есть все шансы сделать наш театр интересным для зрителя и чтобы мы все нашли в нем свое место…»
- Поэтому в будущем нашего театра я, сегодня уверен, как никогда! – Почти пафосно заключил народный артист. А закончил новогодним:
- Через «Актерский дневник» обращаюсь ко всем людям театра Пскова, Великих Лук и нашим дорогим зрителям: пусть наступающий Новый год будет годом наших общих и больших Новых радостей, годом новых красивых премьер и восторженных аплодисментов!
P.S. Этот текст был написан до того, как 30 декабря в присутствии министра культуры Владимира Мединского и губернатора Андрея Турчака мы впервые увидели отреставрированн
Вик. Яковлев