.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Театральный сезон 2014/15 - лучшие роли, лучшие спектакли

05.10.2015 09:45|ПсковКомментариев: 27

Актерский дневник 05.10.2015

После трехлетних бессмысленных потрясений жизнь в Псковском академическом театре им. Пушкина налаживается, театральный организм восстанавливается. И вот, наконец, впервые за четыре года подведены итоги ежегодного внутритеатрального конкурса на лучшую роль сезона «Признание», учрежденного региональным отделением Союза Театральных деятелей РФ. Победители определяются тайным голосованием членов СТД - работников театра. Итоги подводятся, как правило, в начале осени перед открытием сезона. Перерыв коснулся лишь Пушкинского, в других театрах области - Великолукском драматическом и Псковском театре Кукол - конкурс по-прежнему проводится ежегодно.

Надо сказать, отношение к этому конкурсу в театрах особое: признание коллег - не шутка, что-то вроде «высшей меры», и заработать его непросто. Основных номинаций три – лучшие мужская, женская и молодежная (для актеров в возрасте до 30 лет). Но Положение о конкурсе предусматривает и другие номинации - на усмотрение членов СТД. Например, за лучшую роль в детском спектакле, или за оригинальное решение образа. Могут быть предложены и новые мотивации выбора лауреатов, и это понятно: театр - дело живое, не циркулярное, всего не предусмотришь.

Так, впервые в истории конкурса, по итогам сезона 2014/2015 в номинации «Лучшая мужская роль» сразу три лауреата из спектакля «Ветер шумит в тополях» Жеральда Сиблейраса (режиссер Искандер Сакаев) - Юрий Новохижин (Фернан), Сергей Попков (Рене), Владимир Свекольников (Гюстав). И в самом деле, эти три роли признанных мастеров стали бесспорным образцом актерского искусства, и вряд ли кто рискнул бы определить лидера в их замечательном и таком трогательном ансамбле. И даже вынужденный долгий профессиональный простой, в котором оказались народные артисты Новохижин и Свекольников, ничуть не умалил их творческий состоятельности. Профессионально существовать на сцене обязан каждый актер, но сыграть судьбу по силам только настоящему мастеру.

Таким мастером мы увидели и Надежду Чепайкину в роли Алины Павловны в спектакле «Танец Дели» Ивана Вырыпаева (режиссер Василий Сенин). Остается посожалеть, что творческий потенциал актрисы не используется в полной мере: очевидно, что ей под силу большие и глубокие драматические роли. Впрочем, должен сказать, это относится к большинству актеров Пушкинского театра. Порой мне кажется, что наша труппа – просто кладезь неиспользованных актерских возможностей. Прямо-таки запасники какие-то музейные, скрытые от взгляда широкого зрителя.

Новшество коснулось и третьей основной номинации - «Лучшая молодежная роль». Называлось несколько претендентов, и собрание решило (всего голосовало 15 человек) разделить эту номинацию на две - мужскую и женскую. Среди молодых актрис лауреатом признана Екатерина Миронова за роль Веры Иосифовны в спектакле «Ионыч» по рассказу Чехова (режиссер Василий Сенин). Среди актеров – Николай Яковлев за роль Хрустяшина в «Солдатиках» Владимира Жеребцова (режиссер Виктор Яковлев).

Вновь было проведено и рейтинговое голосование по всем десяти премьерам прошлого сезона. Этот актерский рейтинг спектаклей, который никого ни к чему не обязывает и проводится, так сказать, «для внутреннего пользования», тоже весьма показателен и, далеко не всегда соглашаясь с кассой, часто выдает неожиданные результаты. Спектакли оценивались по 10-балльной системе. В лидеры вышел «Ветер шумит в тополях», второе и третье места, набрав равное количество баллов, поделили «Ионыч» и «Солдатики». Далее места распределились так: 4. «Старая актриса на роль жены Достоевского»; 5. «Роберто Зукко»; 6. «Сказка о мертвой царевне»; 7. «Скупой»; 8. «Гедда Габлер» 9. «Танец Дели»; 10. «Сказка о золотой рыбке».

Лауреатам наши поздравления, наши надежды на их новые успехи и пожелания вдохновения! Но больше всего радует, что театр вновь становится театром, что вновь выходят на первый план вопросы творческие, а не (как бы помягче сказать) организационные, что вновь вернулась надежда на возрождение театра в Пскове. Главный режиссер Александр Кладько приступит к своей постановке в середине сезона, но уже сейчас встречается с актерами, другими сотрудниками театра, знакомится с творческими, техническими, финансовыми ресурсами. Планов и замыслов у него громадье, - дай Бог, чтоб они воплощались. Но и сложностей немало. Лишь бы не опустились руки! - думаю я, хорошо зная эти самые сложности. И здесь, конечно, многое зависит от нас. Начиная от губернатора и его помощников до всех вовлеченных в псковское театральное дело.

Виктор Яковлев

Фото Андрея Кокшарова

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 55 человек
ПЛН в телеграм