.
Актерский Дневник 04.12.10.
В Пушкинском театре подведены итоги ежегодного конкурса «Признание» - лучшие роли предыдущего сезона. Конкурс существует больше тридцати лет, проводит его – в каждом из трех театров области отдельно – региональное отделение Союза Театральных деятелей (СТД РФ) в трех номинациях – лучшая мужская и женская роли, и молодого исполнителя – для актеров до 30 лет. Согласно Положению о конкурсе, итоги подводятся на общем собрании членов СТД, работающих в театре. Номинантов может предложить каждый из них, а победитель определяется тайным голосованием. Актеры, как правило, скупы на похвалу в адрес друг друга, и потому признание коллег в актерской среде особенно престижно.
В номинации «Лучшая мужская роль» лауреатом стал Юрий Новохижин, сыгравший Юбиляра в поставленном Вадимом Радуном «Юбилее» по одноактовкам Чехова. В центре спектакля, посвященного 150-летию классика, режиссер поставил Юбиляра-актера, который и играет центральные роли в чеховских «Медведе», «Предложении» и «Лебединой песне». Все же я особо выделил бы из них Ломова в «Предложении» - это та актерская работа, из-за которой, по-моему, стоит идти в театр. Есть в ней подлинное приближение к Чехову, когда по-настоящему и смешно, и грустно, и есть, о чем подумать.
Приз за женскую роль получила Оксана Никонова, сыгравшая в том же «Предложении» Наталью Степановну, невесту-хозяйку, - волевую, деловую, энергичную молодую помещицу. Оксана – замечательный профессионал с хорошей актерской школой (выпускница Ярославского театрального института). Если б было слово сценогеничность – по аналогии с фото- и киногеничностью – оно относилось бы к ней в полной мере. Внешность, голос, пластика – всё это есть, но есть и хорошая актерская хватка в каждой роли. В театре она два сезона, сыграла несколько ролей и в каждой смогла проявить себя, что-то сказать своим голосом, каждая запомнилась. Особенно, кроме Натальи Степановны, – Амалия («Убийство Гонзаго»), Марья Гавриловна («Метель»), Аннушка («На бойком месте»).
Очень интересно в минувшем сезоне стал работать выпускник нашего Колледжа Искусств (курс Вадима Радуна) Максим Плеханов. Здесь вполне можно говорить о новой степени актерской свободы, творческой раскрепощенности. Заразителен, естествен, непредсказуем, - всё то, на чем держится наша профессия. Думается, серьезные актерские достижения у него еще впереди, а пока поздравим его с вполне заслуженным лауреатством в молодежной номинации за роль Хасинто в комедии «Страсти по-испански» в постановке Семена Верхградского.
Многие годы наш театр был театром одного режиссера – Вадима Радуна. Кому-то его творчество было по душе, кому-то нет, и это нормально. Театр жил довольно замкнутой, во многом изолированной от новых театральных веяний жизнью. Прошло пять лет, как Радун сменил статус главного режиссера на очередного. В театральной афише появились спектакли в постановке Елены Шишло, Дмитрия Васильева (Москва). Даже не оценивая достоинства новой для Пскова режиссуры, можно сказать, что она привлекла в театр и нового зрителя.
По-настоящему бурные перемены наметились, а потом и начались с приходом в театр в феврале прошлого года нового директора – Татьяны Комиссаровской. Обновление репертуара, пополнение труппы, - всем этим она занимается. Но главное – привлечение в театр новой режиссуры. Больше режиссеров хороших и разных! – это, судя по-всему, ее основное кредо. И сегодня видится, что в этом – единственно верный путь в поисках зрителя. А как еще определить, каким быть, куда развиваться Псковскому театру? Разумеется, новое директорство не всем по нраву, кое у кого оно вызывает скрытое, а порой явное раздражение. Но в первую очередь у тех, кто привык к прежнему театру, как тихой заводи, где все предсказуемо и известно наперед, в том числе и будущие пустые залы. Что делать, привычка – вещь крепкая, расставаться с ней трудно, не всякий рискнет. Не зря же мудрый Пушкин заметил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». И все же – замена, а не само счастье, которое возможно, только если не побояться подставить парус новому ветру. Тут возможны и ошибки, но тут – и более нигде! – возможны и победы, и живой отклик зрительного зала, и не только любовь, но и уважение псковского зрителя к своему театру.
Прошлый сезон подарил два новых режиссерских имени – Семен Верхградский и Михаил Мокиенко, сотрудничество с которыми продолжилось. Только первые два месяца нового – еще два: Екатерина Максимова со сказкой «Волшебное кольцо» Бориса Шергина и Андрей Трусов с «Королевой красоты» Мартина МакДонаха. Все названные – из Питера. МакДонах на псковской сцене впервые, хотя уже поставлен в десятках российских театров, а в Европе он давно один их самых репертуарных драматургов. В отличие от известного псковского журналиста, я не считаю, что это лучший спектакль последних лет, но что самый необычный – бесспорно, зрительский интерес к нему очевиден.
О прошедшем в середине ноября «ДрамДесанте» написано много, в том числе и в «Актерском Дневнике». Не стану повторяться, но этот не обошедший Псков стороной (опять же стараниями Комиссаровской) проект Государственного Театра Наций и министерства Культуры стал кульминацией рвущейся в театр новизны, необычности, - процесс естественный и неизбежный. Для многих стало открытием, что театр, оказывается, может говорить со зрителем любого возраста о самом для него насущном, важном, живом. До этого самой основательной ежегодной встряской для зрителя был только Пушкинский фестиваль, подаривший нам множество великолепных театральных впечатлений. Но там были другие театры, другие актеры. Здесь же свои – и в совершенно новом, часто неожиданном качестве. Взять хотя бы нашу «новенькую» Жанну Стремянову, которая, кажется, вконец растерялась на репетициях по вводу в «Не покидай меня» и так глубоко раскрылась в «Победила я!» на Малой сцене в режиссуре Анны Потаповой, ученицы Марка Захарова. Прав руководитель проекта Олег Лоевский: «Нет плохих актеров, есть неухоженные». Повторю вслед за ним, что потенциал практически каждого из наших актеров глубок и большей частью не востребован. И еще: что бы ни говорили о нас приезжие режиссеры, все сходятся в одном – что у нас крепкие, сильные актеры и, как ни прискорбно, на редкость бедный театр, даже в сравнении с городскими театрами российских окраин.
Выживаем и надеемся жить, - эта незамысловатая присказка давно уже, год за годом остается главным содержанием нашей повседневности. И все же сегодня здесь ключевое слово – надеемся. Сейчас польский режиссер Анджей Садовский из Кракова приступил к репетициям пьесы Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Это – первая постановка зарубежного режиссера за всю историю псковского театра. Будут еще имена – и новые, и зазвучавшие по-новому старые.
Вик. Яковлев