.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Актерский дневник: Театр-БОМЖ

07.08.2011 17:58|ПсковКомментариев: 90

В театре коллективно всё – и работа, и отдых. 2 августа в Пушкинском состоялся традиционный сбор труппы после очередного отпуска. Пока еще в театральном зале, но  уже на чемоданном пороге, в канун бездомного жития.

Начали празднично – поздравили юбиляров. С почтенным юбилеем – замечательную актрису, заслуженную артистку России Ларису Крамер. С 35-летием работы в театре – Веру Кондакову, художника-гримера, а когда-то еще и художника по свету. Достались и мне юбилейные грамоты с букетом.

Завлитчастью Любовь Никитина напомнила об основных событиях минувшего сезона. Это десять премьер, включая восстановленного «Павла I», это премии администрации области и комитета по Культуре, это успешный «Драмдесант» - представление с листа четырех новых пьес. Победителями конкурса Минкультуры по поддержке молодой режиссуры – первое место и денежная премия – стали постановщики спектакля «Афинские вечера» Петра Гладилина москвичи Алина Гударёва и Андрей Малашкин. В Министерство культуры представлена заявка и уже получены средства на гастрольную деятельность. На эти деньги 13 августа мы играем «Павла I» в Гатчине у стен дворца императора Павла, а в сентябре предстоят поездки в Новгород и Великие Луки. Подана заявка на участие в конкурсе «Текстура-Олимп», объявленном оргкомитетом «Сочи-2014», там представлены два спектакля – «Убийца» и «Королева красоты». К празднику 1150-летия российской государственности готовится новая редакция «Псковитянки». Новых постановок пока не планируется, кроме восстановления спектаклей театра на открытом воздухе «Карусель». Таких как «Василиса Мелентьева» А. Островского, например.

- Нас ждет много праздников в 2012 году, - бодро продолжала завлит. – Помимо юбилея Старого Изборска это окончание ремонта нашего театра…

На этих словах в зале раздался дружный невеселый смех. Похоже, критическая масса пессимизма приобретает черты необратимости. И в самом деле, есть какая-то щемящая обреченность в сегодняшнем облике театра. На месте снесенных складов декораций археологический котлован. Работы идут ежедневно, но углубились пока только наполовину, на три метра от положенных шести. Само театральное здание выглядит сиротой: пусто, заброшено, «раздето», - как пациент перед операционной. Оно и понятно – впереди большой ремонт. Тендер на подряд, который должен был состояться еще в июне, пройдет не раньше сентября-октября. А там и зима…

Но - в сторону лирику, ностальгию и прочие излишества. Главный вопрос – где будет жить театр, пока старый Народный дом Пушкина не засверкает новизной? Больше всего разговоров было о Доме офицеров, который наконец-то перешел от Министерства обороны муниципалитету.

- Конечно, здание для театра неудобное, - говорила на собрании директор Татьяна Комиссаровская. – Зал на втором этаже, сцена лишена «карманов» и околосценических помещений, необходимых для проведения спектаклей. Пол сцены задран так, что поверхность видна только с середины зала. Но мы, пусть с неудобствами, могли бы там разместиться. И вдруг я слышу, как по областному телевидению глава города Иван Николаевич Цецерский говорит, что в здании будут работать коллективы художественной самодеятельности, биллиардная, тренажерный зал… А театру, если нас там поселят на временное жительство, понадобятся все помещения. Снова неопределенность, будем выяснять. Есть предварительная договоренность, что какие-то спектакли будут играться на сцене филармонии и в гигант-холле «Пароход».

Но самый острый вопрос – как сохранить труппу. То, что рушится в мгновение, создается потом годами. Какими бы ни были стены, театр – это люди, его созидающие, - ежедневно, постоянно. Уход из основного здания для труппы смертельно опасен – об этом говорит опыт других городов, где театры закрывались на ремонт. Об этом уже говорилось на собрании перед летним отпуском, и об этом еще раз напомнил Юрий Новохижин:

- Ситуация печальная. Я знаю одно: как только мы отсюда выйдем, мы можем не вернуться. Все нужно продумать и оговорить, может быть, даже в договоре с подрядчиком, когда он определится, - нужно с ним сесть и все оговорить. Давайте, мол, так: вскрываете пол здесь – мы в это время репетируем на Малой сцене, вы идете на Малую сцену – мы переходим в фойе и т.д. Чтобы разрушили сразу всё – так не бывает, работа будет идти по участкам. Но держаться за это здание, продолжать здесь репетиции мы должны до последнего. Само наше присутствие должно стимулировать и власть, и подрядчика. Так было в Нижнем Новгороде: они высидели так весь срок, и театр через двенадцать месяцев сразу возник вновь. Если выйдем – мы вернемся сюда в лучшем случае через несколько лет.

Что тут возразить? Разумеется, все согласились. Но общее тревожное ощущение осталось.

Несколько подняло настроение представление новых актеров – супругов Ангелины Стасюк и Камиля Кунгурова. Оба начали служить в театре в Бишкеке: Ангелина закончила там институт искусств, а Камиль студию при Русском театре. Потом работали в Кокчетаве (Казахстан), Махачкале, Бугульме, и вот теперь исконно русский Псков. Им традиционно поаплодировали и пожелали успеха.

Во время отпуска мне удалось побывать на родине, в городе Уфе, - спустя десять лет. Поездка во всех отношениях отрадная: родственники, друзья, дорогие могилы на Южном кладбище… Но не стоило бы заводить речь об этом здесь, на страницах Дневника псковского актера, если б не впечатления от театральной Уфы. Построено новое громадное красивейшее здание Татарского театра (это, заметьте, в Башкирии), капитально реконструированы здания Башкирского и Русского республиканских театров, - не старые еще постройки соответственно 60-х и 70-х годов. И окончательно сразило построенное в старой части города великолепное здание Молодежного театра. Зачем это им? Неужто без театра не прожить? Как говорят, предыдущий псковский губернатор считал: чтоб человеком стать – в театр ходить не обязательно.

Посетил редакцию «Башкирской энциклопедии»: привез по их просьбе экземпляр нашей «Псковской энциклопедии» и скорректировал готовые для очередного тома статьи о Вадиме Радуне, работавшем когда-то в Уфе, и о себе. В разговоре редактор отдела искусств Азалия Балгазина заметила:

- Да, нам сетовать грешно, власть очень внимательна к театрам. Будь то Башкирский, Татарский, Русский, - да любой, и не только в Уфе, а в любом городе Башкирии.

Достаточно сказать, что Муртаза Рахимов, до недавнего времени президент Башкортостана, один из немногих руководителей регионов – лауреатов «Золотой маски». И думается, дело здесь не в какой-то страстной любви к театру. Это политика. Политика, осознающая роль театра, необходимого для нормальной, полнокровной жизни людей. Благополучный, творчески активный театр – признак здоровья общества, города, региона. Понятно, что там миллионный город, другие возможности. Но я не о бюджете. Я о том, что понимать значение театра или не понимать можно и с деньгами, и без денег.

К сожалению, Андрей Турчак за два с половиной года псковского губернаторства не был ни на одном спектакле областного театра. Как и его советник по культуре Игорь Гаврюшкин, когда-то десять лет отработавший в этом театре актером. Кажется, губернатора хватает на все – на блины, на футбол, на фронтовую политику. Но только не на театр. Псковская власть всегда «славилась» равнодушием к своим театрам, - я другой такой области не знаю. Особенно убедился в этом на съезде СТД РФ, когда довелось близко познакомиться с жизнью театральной России.

Аббревиатура БОМЖ давно стала у нас именем существительным и означает не только «без определенного места жительства», но обросла новыми смыслами: неприкаянный, ненужный, маргинальный. Но театр существовал и будет существовать всегда – вопреки или благодаря разного рода начальникам, которые понимают или не понимают значения театра. Как и народ, который давно уже, кажется, живет вопреки.

Вик. Яковлев

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
ПЛН в телеграм