.
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Несчастный Павел, счастливый спектакль

17.08.2011 09:22|ПсковКомментариев: 16

Актерский Дневник  17.08.11.

Последний выпуск «Актерского Дневника» («Театр-БОМЖ») вызвал множество комментариев, - как всегда, в тему и не в тему. Были и такие, на которые стоило бы ответить отдельно. Например, по поводу набившей уже оскомину путаницы между театральным зданием и собственно театром - творческим составом. Замечательно, что региональная администрация, а проще говоря, власть, занялась, наконец, разрушающимся памятником архитектуры - Народным домом им. Пушкина. Я же, говоря о невнимании к театру, имел в виду, прежде всего, невнимание к тому, что собственно и составляет театр - труппу, режиссуру, художественно-техническую часть. Невнимание от непонимания роли, которую, независимо от того, нравится это кому-то или нет, играет театр в человеческом обществе. Конечно, хорошо, когда губернатор театрал, - но это уж как повезет. Да он и не обязан им быть. Но обязан быть хорошим политиком, а значит понимать, что «ниша», которую занимает в обществе театр, не может быть заполнена ничем другим. «Псковский театр умирает закономерно», - пишет на форуме очередной аноним. Согласен. Но нипочем не соглашусь с продолжением фразы:  «Но вот обвинять в этом власть - смешно и несерьезно». К сожалению, жизнь театра зависит от власти, и даже слишком - везде и всегда, во все времена. Это наглядно подтверждает жизнь шести с половиной сотен театров по всей России: там, где во главу угла хоть в какой-то степени поставлены интересы людей, театр, как правило, благополучен.

И вот - положительный пример внимания власти, на сей раз федеральной. «Дневник» уже упоминал о прошлогодней сентябрьской встрече президента с театральными деятелями, где он объявил, что одним из критериев оценки работы глав регионов теперь будет их отношение к театру. Прямым следствием встречи стала разработка министерством культуры совместно с СТД РФ «Программы  по развитию гастрольной деятельности театров Российской Федерации» и создание Экспертного совета, который рассмотрел 102 заявки театров в рамках утвержденных министерством приоритетных направлений поддержки гастрольной деятельности на федеральном уровне. В числе этих направлений:

- обменные гастроли ведущих региональных театров;

- гастроли в «малые» города и в населенные пункты, не имеющие собственного стационарного театра, …включая гастроли спектаклей для детей и юношества;

- проекты, направленные на стимулирование самоорганизации и развитие инфраструктуры гастрольной деятельности.

Удовлетворяющим всем требованиям конкурсного отбора экспертный совет признал 39 заявок, в том числе и Псковского театра, о чем и сказано в утвержденном Перечне, рекомендованном Экспертным советом: «№ 27. Гастроли Псковского академического театра драмы им. А.С.Пушкина по городам Псковской и Ленинградской области», - с выделением средств из федерального бюджета, благодаря которым и стала возможна первая за долгое время гастроль псковичей в пригород северной столицы. А в сентябре состоятся гастроли - дневной сказки и вечернего спектакля - в Новгород и Великие Луки.

Фото Андрея Чепакина

Действительно счастливой и праздничной можно назвать эту поездку в Гатчину - для участия в торжествах по случаю 160-летия открытия знаменитого памятника императору Павлу работы Ивана Витали на плацу перед Большим Гатчинским дворцом. Праздник начался в полдень 13 августа с поднятия штандарта императора на Часовой башне, развода караула, воссозданного участниками гатчинского клуба исторических реконструкций, салютом из ружей XVIII века и завершился почти в полночь нашим «Павлом I» у северного Иорданского фасада дворца.

Фото Андрея Чепакина

Премьера «Павла I» по пьесам Дмитрия Мережковского и Александра Сеплярского в постановке Вадима Радуна состоялась пятнадцать лет назад на сцене театра. Но уже в следующем 1997 году спектакль вошел в репертуар «Карусели» - театра  в исторических памятниках - и был сыгран в Петербурге в большом круглом дворе Михайловского (Инженерного) замка, - того самого, где в ночь на 12 марта 1801 года был убит император. Во главе заговорщиков стоял военный губернатор столицы граф Петр Пален. Тогда же, в 1997-м, спектакль был впервые представлен в Довмонтовом городе Псковского кремля.

Фото Андрея Чепакина

И вот теперь дирекция музея-дворца вспомнила тот спектакль и предложила восстановить его для Гатчины. Благо, режиссер-постановщик Вадим Радун и основные исполнители остались в строю - и Владимир Свекольников (Павел I), и Юрий Новохижин (граф Пален), и Галина Шукшанова (императрица Мария Федоровна). Более того, их актерские работы заиграли новыми красками. Остальные - почти все - вошли в спектакль впервые.

И театр состоялся. Что ни говори, а театральное действо в историческом окружении отличается особым звучанием, яркостью, неповторимой атмосферой, особенно в знаменательный, праздничный для города день - день памяти его героя. Зрители долго не отпускали актеров, раздавалось и «Молодцы!», и «Браво!», и «Приезжайте еще!» Большой успех выпал на долю Владимира Свекольникова, в творческой биографии которого роль императора Павла - «русского Дон Кихота», «несчастного, бедного» Павла, Великого магистра Мальтийского ордена и одного из самых противоречивых правителей России - несомненно одна из лучших.

Ясно, что сезон вне стационара будет трудным и потребует от актеров не только профессионализма и умения работать в неприспособленных условиях, но и просто человеческого терпения. И все же гатчинский спектакль сильно обнадежил, что театр в Пскове будет жить. В планах на ближайшие дни - с 18 по 20 августа - «Павел I» в Псковском кремле.

Вик. Яковлев

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 117 человек
ПЛН в телеграм