В фойе Псковского драмтеатра последние два дня было особенно шумно, повсюду слышались звонкие детские голоса. Кто-то заплетал косы, кто-то вдумчиво разучивал роль. Все были заняты своим делом, каждый пытался сосредоточиться. Особенно мамы малышей - участников второго отборочного тура в театральную школу-мастерскую «Гвозди». Они волновались не меньше своих чад.
Малую сцену ребята уже освоили во время первого отборочного тура, теперь их ждала большая. Художественный руководитель школы-мастерской Денис Золотарев призвал участников своеобразного экзамена не волноваться, не бояться такого необычного пространства. «Будьте свободными», - сказал он.
Ребята готовили чтецкую программу: читали прозу, стихотворения и басни. Не обошлось и без импровизаций: дети хулиганили под музыку, представляли себя озорным щенком, ласковым котенком и даже телефоном, ругали учителей знаменитыми строками Пушкина.
Преподаватель школы «Гвозди», режиссер Псковского драмтеатра Евгения Львова отметила, что педагоги приятно удивлены такому количеству талантливых ребят, желающих поступить в мастерскую. «Мы волнуемся, может быть, немножко меньше, чем выступающие, в силу опыта, но волнуемся, потому что отбирать будет сложно. Много сильных ребят, 20 человек получили после 1-го тура индивидуальное задание, как проявившие себя ярко. Остальные также очень яркие, интересные. Сегодня классический тур, который бывает в театральных вузах, но мы будем давать и импровизационные упражнения, в которых им придется очень быстро, вдруг меняться, потому что главное, чтобы мы хотели развивать, хотели удержать в детях по мере их взросления — это способность к импровизации, способность действовать по импульсу», - отметила она.
В целом идея создания такой школы зародилась у Евгении Львовой и Дениса Золотарева еще до того, как они приехали в Псков. Какое-то время она созревала в их умах и умах руководителей театра. Возглавивший Театрально-концертную дирекцию Псковской области Дмитрий Месхиев ее поддержал и предложил создавать детскую студию. «Сошлись на мнении, что нам интересно развивать детей. Мы совершенно не преследуем цели сделать из наших студийцев профессиональных актеров. Не то, чтобы мы этого не хотим. Мы не хотим насильно им навязывать идею выбора профессии. Наш опыт обучения показывает, что в театральной практике обучение техники речи, обучение актерскому мастерству, пластический тренинг расширяет границы человека. Театр учит жить во взаимодействии, творить не в стиле соперничества. Мы будем учиться взаимодействовать и создавать какой-то продукт, который каждый из нас по отдельности создать бы не смог. Будем надеяться, что эти навыки пригодятся им и в семейной жизни, и в личной, и в профессиональной, какую бы профессию они не выбрали», - заметила Евгений Львова.
«Цель - сохранить все самое лучшее, что есть внутри детства. Театральное творчество - это, безусловно, погружение в детство. Дать детям возможность гармоничного взросления, научить их сотворчеству, чему очень мало учат в век соперничества. Если говорить на упрощенном языке, мы бы хотели уравновесить правое и левое полушария мозга, дать возможность им и включать логику, и интуицию в те моменты, когда это необходимо. Развить и тело, и мыслительные способности», - пояснила режиссер.
Дети, которые будут посещать студию, разновозрастные - от 8 до 17 лет. В связи с этим открыть намерены две или даже три группы - старшие дети от 12 лет до 16-17 лет и младшие от 8 лет до 11. Не отказывают в обучении и совсем маленьким, которые готовы работать и включаться в процесс. «Все зависит от того, на какой материал нас натолкнут ребята. Возможно, спектакль будет объединять участников из разных групп. Как работа пойдет... Само общение с ребятами будет нам подсказывать, на какой материал мы будем выходить к нашим зачетам», - отметила режиссер театра.
Количество мест ограничено. В старшей группе не может быть больше 25 детей, а в младших — не больше 18-20 человек. Не исключено, что в течение года дети будут покидать студию по каким-либо причинам, так что возможен донабор. Первый рассчитывают произвести уже в августе.
Преподаватели - Евгения Львова и художественный руководитель студии Денис Золотарев. «Он давно и очень вдумчиво общается с детьми, результаты очень интересные», - похвалила Евгения Львова коллегу.
Занятия будут проходить три раза в неделю. Обучение будет включать актерское мастерство, технику речи и пластические тренинги. Сейчас ведутся переговоры с преподавателем-хореографом, который, возможно, подключится к процессу. «Будет много тренингов, внутри которых мы будем учиться, с одной стороны, свободно проявлять свою личность, с другой стороны, - не подавлять партнеров, искать возможность находить удовольствие в коллективном творчестве. В течение всего периода обучения и уже сейчас нас сопровождает психолог очень высокого уровня, который помогает нам в нашем погружении в какие-то глубины», - отметила преподаватель. Он же, по ее словам, призван решать конфликтные и трудные ситуации, которые могу возникнуть в процессе обучения.
В будущем у «Гвоздей» появится свое помещение внутри театра с отдельным входом. Проект разрабатывается. Пока же занятия будут проходить в галерее «ЦЕХ», в репетиционных пространствах театра - репетиционном зале и медиа-холле. «Дети будут вхожи в пространство театра, в котором работают артисты, созревают спектакли. Когда я пробую ставить себя на место ребят, мне кажется, это очень любопытно», - улыбнулась собеседница.
На малой сцене или на большой в конечном итоге выйдет какой-то творческий продукт. «Пока не берусь называть, что это будет - сначала, возможно, открытый зачет, какие-то этюды, а потом мы будем приходить к спектаклям. Очень рассчитываем на то, что сможем ездить на фестивали. Очень хочется верить, что получат удовольствие не только те ребята, которые к нам поступят, но и те маленькие зрители, которые живут в Пскове и области, потому что мы очень хотим, чтобы то, что мы будем делать, видели. Будем стараться делать для наших спектаклей серьезную взрослую прокатную историю», - добавила она.
В мастерской готовы предоставить бесплатные или льготные места детям из социально незащищенных семей, из социальных учреждений. Все это решается в индивидуальном порядке. Сейчас, например, на отбор ходит девочка из детского дома.
Первые подготовительные занятия начнутся уже в июне. Летом ребята уйдут на каникулы, но перед этим получат творческое домашнее задание. Обучение возобновится в сентябре.
Но думать об этом пока рано. Впереди третий отборочный тур в школу-мастерскую, который намечен на 30 мая. Он связан с обучением ребят сотворчеству — им дадут групповые или парные творческие задания. В течение дня детям предстоит подготовить этюд и выразить себя в нем.
Любую интересующую информацию по всем вопросам функционирования школы можно получить по телефону: 29-18-24.
Светлана Аванесова