21 год и 21 день, 96 стран, 167 тысяч километров, 4 континента и 100 границ, 7 пустынь, 7 зон боевых действий и 40 тысяч фотографий - выдающийся путешественник России Владислав Кетов совершил уникальное путешествие действительно вокруг земли. Слово «земли» намеренно, по настоятельной просьбе самого путешественника, написано с маленькой буквы. В выходные этот интереснейший человек сделал остановку в Пскове, в клубе путешествий им. Глеба Травина «Тропы», и рассказал о своем, казалось бы, невозможном пути.
Даже не видя никогда его фотографии, во Владиславе Кетове с легкостью можно определить путешественника - уверенная осанка, испытующий взгляд, жилетка с большим количеством карманов, трость-указка... С благодарностью он отмечает, что в Пскове «правильно» проанонсировали эту встречу. Чаще всего Владислава Кетова называют путешественником, совершившим кругосветку на велосипеде, но это принципиально неверно. Кетов проехал на велосипеде и на других экологически чистых видах транспорта вдоль единственной линии, которая есть на любой карте мира, - по контуру континентов. Протяженность пути - более четырех экваторов, 167 тысяч километров, то есть как минимум четыре пресловутых кругосветки. «В кругосветное путешествие все, кто хотел, сползали и слазили, а мое путешествие - первое в истории действительно вокруг земли. Такого никто никогда не совершал», - пояснил Кетов. Впервые в истории, совершенно автономно, без всякого сопровождения, он объехал на велосипеде Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки (кроме арктического побережья).
Заниматься велотуризмом Владислав Кетов начал в 1983 году. Первый его маршрут пролегал из Ленинграда в Свердловск, на историческую родину. По прямой и кругами ездить не любит, скучно, потому и первый его маршрут был необычный. Тяжело, признается велосипедист, только в первые дни. Затем, за две недели, все «ломается, чинится и притирается», голова освобождается от забот, и «начинаешь думать». Вот тогда-то к Владиславу и пришла мысль совершить такое необычное путешествие. «Я хотел бы показать, что человек по этой земле может путешествовать куда угодно и сколько угодно, жить в мире и счастье, если преодолеет страх», - сказал путешественник и признался, что вдохновил его на эту авантюру, в том числе, наш земляк Глеб Травин, который в 1928-1931 годах на велосипеде и с велосипедом совершил путешествие вдоль границ СССР. Правда, воспоминание об этом путешествии вызвало у Кетова «неполиткорректную», по тем временам, мысль - почему человек должен ходить вдоль забора? Владислав решил сломать стереотипы. В итоге за всю свою жизнь он пересек 100 границ.
Первое, что он сделал, задал себе простой детский вопрос - что будет, если выйти на берег моря и отправиться вдоль него? «Детские вопросы задавать полезно. Правильно задать вопрос - это еще более трудная творческая задача, чем найти на него ответ. Поэтому у детей, а не у дураков, стоит этому учиться...» - уверен Кетов.
Ответ на этот простой вопрос, по замечанию самого путешественника, поверг его в шок: если двигаться просто вдоль берегов моря, можно обойти почти всю сушу. «Я чуть с велосипеда не рухнул, когда это понял», - признался Кетов.
Придя к этой мысли, велосипедист сразу для себя решил - идею нужно столбить. Кетов очень боялся, что его гениальная задумка будет реализована западными коллегами, если кто-то о ней узнает. Потому «молчал как партизан» с 1983 по 1988 годы. О своих планах не сообщал ни родным, ни друзьям, ни коллегам. В октябре 1988 года получил уведомление о регистрации идеи и с тех пор начал искать поддержку. Правда большого понимания на родине не нашел. «А если совсем честно - то и маленького», - улыбнулся Кетов.
В путь отправился «скоропалительно». Весной 1991 года он вернулся домой, а там ему сообщили, что через день служебные загранпаспорта будут недействительны, их нужно менять. У него был как раз такой с действующей польской визой. Всю ночь путешественник ворочался, а на утро собрался, сел на велосипед и отправился в Пулково. Понимал, что шансов просто так взять и улететь туда, куда ему надо, мало. И тут «начались знаки», как признается Кетов. У стойки регистрации ему сразу же предложили билет в Калининград на ближайший рейс. И велосипед в багаж взяли «без чехла, без доплаты и без скандала».
В Калининграде будущего великого путешественника ждало еще одно знамение: «Выхожу на трап, идет еле заметный моросящий дождь. Слышу снизу голос: «Твое что ли? Забирай». И служащие отдают мой велосипед. Поэтому прямо от самолета я отправился в свое путешествие».
А потом знаки кончились: пограничники его сразу же развернули и не пустили в Польшу, хотя и была виза. Дело в том, что он попал в закрытый пограничный пункт, визы для его прохождения было мало, нужна была еще бумага из политструктуры о том, что ему можно ехать в Польшу.
Владислав Кетов решил, как в спорте, делать три попытки, поэтому поехал на следующий пограничный пункт в Гродно. Прибыл туда уже в день Х, когда служебные загранпаспорта оказались недействительны. Правда, женщина-капитан на границе все же сжалилась: «Ну ладно, мы вас выпускаем. Но когда вернетесь, обязательно перерегистрируйтесь». Эти слова он запомнил на всю жизнь. С них и началось его путешествие в 21 год. Именно эти слова Кетов намерен привести одними из первых в своей будущей книге.
Окончательный финиш состоялся 3 июня 2012 года в Петербурге. Путешествие заняло 21 год и 21 день. В седле он провел около семи лет «чистого времени», то есть треть. Остальное ушло на борьбу с бюрократией и волокитой. Например, в той же Польше Кетов просидел 3,5 месяца - «бодался с немцами за визу», которую ему дали только после путча в Москве. Иными словами, ехал он не тогда, когда хотел, а «когда чиновник бумажку выдал». Следующая большая «отсидка», как сам он ее называет, была в Париже. Там Владислав пытался получить несколько виз вперед, найти спонсоров, но все безуспешно.
И тем не менее, все для него сложилось более-менее удачно. Не покорились Владиславу Кетову только четыре страны - Ливия, Либерия, Сомали и Корея. Пройти их он не смог по «дипломатическим» причинам. Ангола показалась ему самым тяжелым участком Африки. «А может быть и вообще... Там я поймал себя на мысли: «Почему это я не боюсь?». Но страха не было», - добавил путешественник.
Была там даже мистика - в Анголе путешественник нашел колодец, который производит впечатление созданного инопланетянами. Он его и спас - воды у велосипедиста практически не оставалось. Вообще вышло так, что все пустыни он проходил в сухой сезон, потому научился искать водопой по следам животных. Когда Владислава спрашивают, какую воду он предпочитает, тот только улыбается: «Любую!».
На протяжении всего пути Кетову помогали друзья, хорошие знакомые, неравнодушные люди. В Эмиратах он впервые нашел спонсора - скандально известного предпринимателя Виктора Бута. Он помог пройти ему практически всю Азию, оказывал поддержку и в дальнейшем. Бут выплачивал Кетову 20 долларов в день: на 10 из них он жил, а вторую половину высылал на родину жене.
Но Владислав Кетов зарабатывал и сам - совмещал «неприятное с полезным». Поскольку по образованию он художник-график, во всех городах и странах он рисовал портреты встречающихся на его пути людей. Этим и зарабатывал себе на путешествие. По всему миру разлетелась примерно тысяча его портретов, половина из них подарена добрым людям за помощь.
В судьбе и карме Кетов совсем не сомневается. Мало того, что пустыни он проходил исключительно в сухой сезон, так еще и попутного ветра практически никогда не встречал. «Попутного ветра считанные дни за все путешествие. Ветер был исключительно в морду», - улыбается он.
Рассказывать Владислав Кетов может долго, основательно и очень интересно. С каждой из 40 тысяч фотографий его связывает своя история, свои воспоминания, потому в будущем мечтает все же выпустить книгу, подробно описывающую его уникальный и полный приключений путь.
Загадкой для него, как впрочем и для меня, до сих пор остается одно - как в такой большой и великой стране, как Россия, его идея не нашла поддержки, в том числе спонсорской. Правда, искать ответ на этот вопрос сам Кетов уже давно перестал. По его наблюдениям, иностранцы встречают его рассказы словами fantastic и amazing, а русские вопросом: «На фига?». И тем не менее, убежден путешественник, у которого за плечами сотня стран, Россия почти во всех отношениях уникальна.
Из-за своей увлеченности Владислав Кетов потерял жену. Она ушла от него спустя 10 лет после начала его путешествия, когда Кетов на время вернулся домой, и денег совсем не осталось. Но рядом всегда остается его верный железный конь - пятый по счету на сегодняшний день. Четвертую, самую любимую тачку, как сам Кетов называет велосипеды, он собрал в Ванкувере. Стоимость велосипеда составила около 2 тысяч долларов. В России его украли прямо из подъезда. В полиции сказали, что заявление с такой указанной стоимостью не примут, чтобы не заводить уголовное дело. «Умом Россию не понять...» - часто цитирует классика путешественник.
Фотографии из личного архива путешественника с сайте ketov.ru
У псковичей было к нему немало вопросов, но, безусловно, за эти годы он неоднократно на них отвечал. Потому на сайте ketov.ru можно найти самые популярные вопросы и его на них ответы в дневниках путешественника. Там же подробно описан маршрут, есть фотоархив и даже план будущей книги. Будем надеяться, что Владислав Кетов найдет поддержку хотя бы при реализации этой задумки, ведь страна должна знать своих героев. В конце концов...
Светлана Аванесова