.
Если вы сегодня с самого утра напеваете «Позови меня с собой», значит, с вероятностью 99,9% вчера вы побывали на спектакле «Каренина», который представил в БКЗ Псковской филармонии театральный проект «ТриТформаТ» совместно с Президентским оркестром Республики Беларусь. Эта песня в исполнении главной героини, не побоимся этого слова, порвала зал.
Пышное красное платье плюс невероятная харизма актрисы Веры Поляковой сделали свое дело - Псков влюбился в минскую Анну без оглядки, поверив ее искренности и в очередной раз пережив трагедию неверной жены, бросившейся под поезд.
Фото здесь и далее: Вадим Боченков
Толстой когда-то жаловался на свой роман: «Анна мне осточертела хуже горькой редьки». Кажется, создатели белорусской постановки совершенно с ним согласны. Главная героиня давно стала мемом (кто же не видел этот принт: «Аня дура! Жизнь прекрасна!»), а перипетии ее судьбы уже осмыслялись-переосмыслялись вдоль и поперек. Каких только новых «фишек» не придумывали режиссеры: меняли рассказчика, демонизировали Каренина, «теряли» линию Левина... Проект «ТриТформаТ» взял и вдохнул жизни в классический текст. Причем современной жизни.
Так Вронский оказался в косухе и белых найках, Стива - в модных зауженных слимах, открывающих щиколотки, а Китти - в декольтированном платье из масс-маркета. Равноправными участниками действа стали музыкальные инструменты: синтезатор, ударная установка и виолончель. И играли, как вы понимаете, вовсе не Мусоргского и даже не Чайковского, а Леди Гагу и группу «ИльяМазо». Каренин в это время нервно уплетал гамбургер под рюмку горькой. Бал превращается в дискотеку, диалоги - в разговоры с тележурналистом, а игра в буквы - в жестовый экзерсис.
Ткань повествования постоянно рвется. То за счет столкновения высокого и фарсово-гротескного, то из-за того, что в условность происходящего вторгается реальность. Стоят рядом Стива и Долли, и вдруг между ними происходит вот такой диалог: «Юра, ты куришь, а дыма нет» - «Алеся, это сон, на себя посмотри: у тебя стрела торчит из груди».
И точно: все происходящее похоже на один долгий сон, в котором возможно все. Даже замедление времени и космическая заснеженная пустота, в которой происходят первые встречи Анны и Вронского.
Играть, так по полной, решает режиссер Татьяны Самбук (кстати, ВГИКовская ученица Сергея Соловьева) - и широким постмодернистским жестом выводит на сцену... сцену. Да, еще одну - ту самую, на которую «наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси». Именно эта сцена высвечивает истинные лица героев. Каждый является на ней со своим настроением и характером: Вронский выходит как на рок-концерт, Анна - как на эшафот. Играет постановка и с текстом: внутрь реплик героев вшиты классические, знакомые дословно толстовские фразы, которые выскакивают в самый неожиданный момент как черт из табакерки. А то зашита целая сказка - о старом короле, который не хочет отпустить жену к молодому принцу.
Необычно и танцевально-пластическое решение постановки. Оно продиктовано основным звуковым образом спектакля - ритмичным стуком вагонных колес. В одном из интервью Вера Полякова рассказывала, что вся идея постановки выросла случайно по дороге с гастролей в поезде. Этот стук передан не только в партиях ударной установки, но и в череде эпизодов, когда герои танцуют чечетку: лучше всего получается, конечно, у Анны с Вронским.
Собственно, и кульминационная сцена гибели главной героини решена как стэп. Нет никакого поезда - есть только Каренина, которая заходится в бешеном стуке собственных каблуков и резко замолкает. Из уголка рта стекает алая струйка. Всё: «свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».
Псковский зритель принял спектакль с большим энтузиазмом: многие аплодировали стоя. «Постановка понравилась своей авангардностью, - делится впечатлениями Наталья. - Она откликнулась мне своей фантасмагорией. Когда Китти вышла в белом свадебном платье на ходулях - это было до мурашек! Мне зашли все необычности, которых не было у Толстого. Я бы, скорее, не хотела смотреть классическую постановку Карениной. Потому что ее знаешь, в общем-то, наизусть. Единственное: я боялась финала - у меня всегда от истеричных толстовских женщин начинает голова болеть. А тут все прошло очень просто, но при этом очень драматично. Я прониклась».
«Я так жалею, что не попала вчера на спектакль «Княжна Мэри», - рассказывает Ольга. - Если эта постановка была такая же по уровню, как «Каренина», ее стоило бы посмотреть обязательно! Мне понравилась необычность взгляда режиссера, талантливые работы актеров. И оркестр очень в тему был».
«Инструментал – вне конкуренции, - говорит Александр. - Я бы только ради виолончели пришел на этот спектакль. И еще ради красного платья Карениной и невесты на ходулях. Рядом со мной девчонки сидели, они как по команде телефоны достали, увидев красное и белое, - им же надо все сфотографировать. А если серьезно - я доволен тем, что увидел. Это что-то новое. Мы уже привыкли к почерку нашего псковского театра. С некоторых спектаклей я уходил через 15 минут после начала. А здесь досидел до конца и не жалею!».
Соцсети тоже взорвались положительными отзывами. «Дерзко, стильно, свежо! Классика, но какое удачное прочтение Лермонтова и Толстого в веке 21!, - пишет одна из подписчиц группы БКЗ «ВКонтакте». - Потрясена? Несомненно! Осмысливаю увиденное, услышанное... Браво!!! Отдельное ОГРОМНОЕ спасибо актрисе, исполнившей роль Анны Карениной! Настоящая женщина.. Я ей поверила. Режиссерская работа однозначно выше похвал. Такой театр я люблю!» (орфография и пунктуация автора сохранены).
«Каренина» - уже третья совместная работа популярной минской труппы с режиссером Татьяной Самбук: ранее они создали спектакли «Три сестры» и «Княжна Мэри». Однако на этом прочтение вечной русской классики этим творческим тандемом не закончится: в планах коллектива - постановка чеховского «Вишневого сада», где Вера Полякова сыграет Раневскую. Судя по всему, Псков будет не прочь увидеть и эту премьеру!
Елена Никитина