Князю Довмонту Псковскому не повезло. Его историю, в отличие от Александра Невского, не экранизировал гениальный сталинский режиссер Сергей Эйзенштейн. Князь Довмонт не бился на экране с псами-рыцарями. Не произносил пафосных речей над поверженным врагом. В честь Довмонта псковского не учреждались боевые награды. В массовом сознании масштабная и кровопролитная Раковорская битва, в которой участвовал князь Довмонт со своею дружиной, всегда оставалась в тени гораздо более скромного в военном отношении Ледового побоища. На памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде псковский князь затерялся в многофигурном горельефе из государственных и военных людей, просветителей и героев.
В Пскове, однако, о Довмонте всегда помнили и Довмонта чтили. Даже советские путеводители по Пскову не могли обойти фигуру князя, в конце XVI столетия, сразу после Баториева нашествия, причисленного Православной Церковью к лику святых. Княжение Довмонта в Пскове (1266 - 1299) - вне сомнений, одна из славнейших страниц псковской и общерусской истории, все-таки не случайно Довмонт «прошел кастинг» на монумент в честь тысячелетия Руси. Легендарное имя сохранила и псковская топонимика - Довмонтов город и Довмонтова стена. Псковичам действительно есть кем и чем гордиться. Край не без славных людей.
Чего не хватает, так это должной визуализации. Нового Эйзенштейна с киноблокбастером, да еще специально под псковскую историю, мы вряд ли дождемся, а вот достойный памятник самому известному князю давно напрашивался. Вот как пали вместе с советской властью тяжкие идеологические оковы, так и бродит среди псковских патриотов да краеведов светлая идея - свергнуть Ленина с постамента в центре города и установить на его месте благоверного князя. Четверть века прошло, а дальше досужих разговоров лед не тронулся.
И вот наконец нашелся повод, как обычно у нас, связанный с более-менее круглой датой - 750-летием начала княжения Довмонта в Пскове. Мимо такой красивой даты пройти было нельзя, и, несмотря на разразившийся в стране кризис и извечное отсутствие денег, городские власти объявили 2016-й «годом Довмонта», пообещав устроить конкурс проектов на лучший памятник святому князю. Не просто так, забавы ради, а, понятно, с целью воплотить замысел в металле и камне. И устроили! Выставка проектов памятника князю Довмонту сейчас проходит в выставочном зале Союза художников на Ленина, 1.
Свергать Ленина с привычного постамента вроде никто не собирается. Довмонту определили его законное место на левом берегу Псковы рядом с Троицким мостом и видом на Псковский Кремль, там, где теперь гуляют жители и гости города после того, как загаженный берег превратился в живописную набережную. Выставка пользуется успехом у зрителей, псковичи с удовольствием оставляют записи в книге отзывов. В зале с Довмонтами уже заседала экспертная комиссия; 25 июля мы должны узнать решение компетентного жюри. Какой из предложенных нам Довмонтов окажется победителем?
В местных СМИ, между тем, появились публикации о выставке, где с большей или меньшей долей иронии разбираются проекты анонимных (как это принято на подобных конкурсах), зашифрованных авторов. И так уж совпало, что псковский конкурс на лучшего князя Довмонта проходит на фоне очередного скандала с, пожалуй, самым известным отечественным монументалистом - Зурабом Церетели, решившим куда-нибудь приткнуть циклопическую статую Христа. Не получилось в Сочи, выбрали северную столицу, где общественность не преминула возмутиться: «Ну, вот, опять! Не нужны нам ваши московские истуканы!» Суть конфликта, понятно, не в самой статуе Христа, а больше в «гении» Церетели, эпохально воткнувшего в Москва-реку своего отверженного Америкой Колумба с наспех прикрученной башкой Петра Великого.
Буквально вчера на телеканале «Россия-1» в итоговом выпуске новостей за неделю очередному казусу с творением Церетели посвятили отдельный сюжет. А заодно лихо прошлись по современному монументальному искусству России в целом: почему, мол, наши города в последние годы «украшают» преимущественно уродцы, причудливые несуразные творения, начиная от одиозного Церетели, заканчивая не менее одиозными шемякиными с клыковыми. Скульпторы вытворяют, что хотят, - детей в окружении воплощенных в бронзе пороков, маршала Жукова, скачущего на осле, - а горожане потом ходят и пугаются.
Все это вполне актуально и для будущего монумента князю Довмонту. Из полутора десятков вариантов действительно нужно выбрать пристойный, чтобы потом не было мучительно стыдно. А что такое лучший? Ну, во-первых, чтобы Довмонт не был случайным - каким-нибудь условным былинным витязем, или, не дай Бог, Александром Невским, подсунутым псковичам под видом Довмонта. На лицах представленных на суд публики фигур ведь не написано, что это именно Довмонт и есть. А иной тщеславный скульптор вполне способен втюхать наивным жителям какого-нибудь Илью Муромца. Пример Церетели нам всем тому порукой. Как утверждают злые языки, подаренная Пскову с барского плеча княгиня Ольга, что у гостиницы «Рижская», изначально вовсе не Ольга, а царица Тамара. На то и существуют эксперты, историки и искусствоведы, чтобы понимать, соответствует ли представленный нам князь историческим реалиям XIII века? Главная задача экспертной комиссии - заведомо отсечь все возможные несуразности. Повторюсь, чтобы не стыдно было перед знающими людьми.
Другое дело, и это во-вторых, - эстетические достоинства памятников. Тут, опять же, вряд ли может решить толпа, так сказать, «всенародное голосование». По уму должны решать эксперты-искусствоведы, но решать не тайно, как это у нас почему-то принято, за закрытыми дверями, а гласно и открыто. Народ должен услышать суждения экспертов, сверить свое впечатления с компетентным и убедительным мнением: почему тот или оной проект не подходит, а именно этот - в самый раз? Какой, в самом деле, мы хотим видит памятник на набережной Псковы - конный или пеший? Традиционный или новаторский?
В Фейсбуке, допустим, многие местные энтузиасты почему-то возражают против конных памятников, мол, везде их навалом, надоели они, все слишком предсказуемо. Пусть так. Но в Пскове такого памятника нет. На самом деле мало какой город может похвастать настоящим медным всадником. Пример с конем на горе Соколихе прошу не приводить. Там голова коня - часть общей монолитной композиции. А вот всадник на вздыбленном, как у Фальконе, коне - это всегда наивысший уровень, мастер-класс искусства скульптора. И если уж в кои-то веки возводить памятник Довмонту, тратить народные денежки, то, вероятно, Довмонт на коне все-таки предпочтительней, чем Довмонт безлошадный.
Я воздержусь от каких-то резких оценок (художника обидеть легко), хотя на выставке представлены откровенно нелепые и даже карикатурные фигуры, над которыми задумаешься: а уж не издевается ли скульптор над всеми нами? Имеется, что называется, «классика жанра», к профессиональному мастерству исполнения коей нет вопросов. Никакого вам гротеска, преднамеренного или невольного, все пропорционально, традиционно и красиво. Есть так называемая «условность», смысл которой без ста грамм не постигнешь: монумент-трансформер, в фас напоминающий крепостную стену, в профиль - всадника с «душой голубя» и семью воинами внутри. Этот проект уже обозвали «Троянским конем», но лично мне он понравился как раз своей необычностью, «лица необщим выраженьем». Иной вопрос - как он будет выглядеть на местности, рядом с крепостными стенами. И не будут ли над ним издеваться зрители, как издеваются над церетелевским Петром.
По моему мнению, наш Довмонт должен быть таким, чтобы он устраивал если не всех, то большинство: с конем или без коня. Чтобы пскович, хорошо знакомый со своей родной историей, взглянув на памятник, ничуть не сомневался: да, это наш Довмонт и есть, узнаю даже в гриме. Это должен быть убедительный Довмонт, исторически и художественно достоверный, всем Довмонтам Довмонт!
Поэтому, лично меня несколько поднапрягло известие, что решение о будущем памятнике якобы должно быть принято именно в нынешнем июле и исключительно из тех 15 проектов, которые представлены на выставке. А если комиссия вдруг придет к выводу, что достойного Пскова Довмонта на выставке нет? Все равно их принудят выбирать по принципу «на безрыбье и такой князь сгодится»? Зачем спешить? Чтобы народ потом веками смешить? Творческий конкурс, увы, не всегда критерий художественного качества. Микеладжело, как известно, делал свои скульптуры исключительно на заказ.
Может, если князь Довмонт Псковский как-то терпел семьсот лет, потерпит и еще пару десятилетий?
Саша Донецкий