«Засланные казачки» на грани фола

15.09.2016 15:31|ПсковКомментариев: 20

Буквально несколько дней осталось до Дня Ч, точнее, до ЕДГ - единого дня голосования, когда мы снова выберем себе представителей в законодательные органы власти - в Государственную Думу и Псковское областное Собрание. Месяц официальной агитации в СМИ народ с разной степенью внимания, от пристального до «краем глаза и уха», наблюдал и слушал «дебаты». Телевидение и радио, согласно закону, предоставило нам такую возможность. Имеющий глаза - да увидел. Имеющий уши - да услышал.

Теперь все мы, и кандидаты, и избиратели, вышли на финишную прямую, и можно сделать какие-то осторожные выводы. Не о результатах, с названиями партий и фамилиями победителей, но о качестве представленного нам «человеческого материала», уж простите за жесткий социал-дарвинистский термин. Есть ли из кого выбирать? Как проголосует избиратель - умом или сердцем? За партийные программы или за конкретные физиономии, разной степени привлекательности и отвратности?

Первое, о чем необходимо сказать, - о самом жанре дебатов на радио и телевидении, как он выглядит и слышен в версии-2016. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что это вовсе не дебаты, а, скорее, такие самопрезентации кандидатов, причем на строго заданную ведущим тему - о борьбе с коррупцией, к примеру, или состоянии ЖКХ. Кандидаты выстраиваются в ряд - полминуты на визитку, три-четыре минуты на раскрытие темы, полминуты на финал. Сам по себе чрезвычайно ограниченный и унылый формат. Кандидаты успевают только выкрикнуть несколько тезисов и, что называется, «похлопотать» лицом. Как цинично выражаются телевизионщики, «общая могила».

У нас на Псковщине дебаты транслировали три СМИ - ГТРК «Псков», радио «Маяк» и радио «Эхо Москвы в Пскове». Телеэфир был явно рассчитан на бездельников, ибо начинался ровно в 9.00, когда все, кто трудится уже отправились зарабатывать на хлеб насущный. Современные радиоэфиры, как известно, в большой степени ориентированы на тех, кто в пути, то есть на автомобилистов и их пассажиров, поэтому время начала дебатов на «Маяке» и «Эхе» (11. 00 и 13.06 соответственно) можно считать более удобным, тем более, что у этих разговорных радиостанций имеется постоянная аудитория, которая как раз и предпочитает диалог в прямом эфире. Здесь можно быть уверенным, что слушатель не переключит на музыкальную станцию.

Не мудрено, что многие кандидаты, не желая застрять в «общей могиле» и сгинуть в неизвестности, всячески нарушают правила, пытаются выделиться. Причем чем ближе выборы, тем выделиться они хотят все сильней и бесцеремонней. Они говорят не по теме, перебивают оппонентов или даже намеренно стараются сорвать их выступления. В прямом эфире неизбежно начинается кавардак, столь знакомый нам по передаче «Пусть говорят», вчера, к примеру, дело дошло почти до драки. В эфире Первого канала представитель «Гражданской силы» Бийсултан Хамзаев метнул бутылку с минералкой в представителя «Зеленых» Олега Митволя и даже пытался ухватить того за грудки. Пытался, впрочем, не шибко усердно. Шума, то бишь намеренного одновременного говорения, было с излишком. Разобрать в этом гвалте что-то внятное просто невозможно. Ведущий даже заявил, что кандидаты не уважают зрителя. Предположу, однако, что многие телезрители ожидают как раз этих маленьких скандальных схваток.

Штука в том, что эти схватки происходят вовсе не из-за личностной невоздержанности кандидатов. Ни для кого не секрет, что в избирательной кампании участвуют так называемые «спойлеры», по-русски: «засланные казачки», то есть такие кандидаты, которые идут вовсе не для того, чтобы избраться самим, а чтобы «утопить» и «угондошить» конкурентов «партии власти». Сами себя «спойлерами» они, разумеется, не называют, всячески открещиваются от унизительной роли «технических кандидатов», декларируют чистоту своих помыслов и уверенность в преодолении 5% порога. Реальное поведение в политическом поле свидетельствует об обратном: главная их задача - выйти в эфир вместе с оппонентами «партии власти» и по возможности публично их «затроллить».

К концу избирательной кампании примеров такого рода «троллинга» хоть отбавляй. В интернете, допустим, сейчас гуляет фрагмент теледебатов, где кандидат от партии «Родина» Игорь Коротченко, наряженный, словно пародийный агент 007 в кожаную куртку и черные очки, пытается сорвать выступление кандидата от партии ПАРНАС Вячеслава Мальцева. В какой-то момент Мальцев не выдерживает словесной атаки оппонента и вытаскивает из кармана детский клаксон, в который начинает беспрерывно дудеть. Телеведущая остановить этот кавардак, понятно, не в силах, и зрителю приходится лицезреть весь запредельный «уровень» российской политической культуры.

Нечто похожее происходит и в псковских эфирах. У нас, по моим наблюдениям, довольно специфическую роль на выборах исполняют как минимум два кандидата - лидер движения «Трезвая Россия», представитель партии «Гражданская сила» Бийсултан Хамзаев и руководитель местного отделения партии «Родина» Константин Вилков, усердно пытавшиеся «затроллить» «справедливоросса» Олега Брячака и «яблочника» Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) . По моему мнению, миссия Хамзаева и Вилкова - сугубо техническая: «загасить» оппонентов. Так, Хамзаев, придя на прошлой неделе на дебаты в эфир радио «Эхо Москвы в Пскове» и не увидев Олега Брячака, страшно расстроился, ведь он очень хотел скрестить полемические шпаги именно с главным псковским эсером, даже, по его собственному признанию, не поехал в Москву - участвовать в федеральном эфире. Кстати, сегодня их встреча на дебатах в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» все-таки состоялась. А до этого Хамзаеву приходилось в Пскове довольствоваться малым - нападать на замещающего Брячака-младшего кандидата в депутаты областного Собрания от «Справедливой России» Александра Сотника, а на следующий день, добравшись-таки до Москвы, поднимать тему Олега Брячака уже в федеральном эфире. За неимением Брячака-младшего в студии телеканала «Россия 1» все инвективы пришлось обратить на представителя «Справедливой России» Александра Буркова, который наверняка ни сном-ни духом, что тут у нас творится на Псковщине. Надо заметить, что сам Олег Брячак, несмотря на ценность бесплатного эфирного времени, проигнорировал несколько дебатов.

Получается, «засланные казачки: худо-бедно, но свою «троллящую» роль исполняют? Впрочем, сегодня председатель регионального отделения «Справедливой России» пришел и на эфир ГТРК, где лицом к лицу встретился со своим хулителем и дал ему отпор. Следует признать: и у того, и у другого получилось. Хамзаев и Брячак весьма обильно полили другу друга грязью. Назвать это дебатами язык не поворачивается. Скорее можно назвать разборкой двух не вполне трезвых гопников на базаре из-за недоданной сдачи.

Лев Шлосберг от эфиров не уклонялся, но ему тоже не позавидуешь, потому что когда на эфир приходит лидер местной «Родины» Константин Вилков, то тут уж точно жди подлянки: Вилков либо заводил разговор про «пятую колонну», либо задавал совершенно непотребные вопросы про сексуальную ориентацию оппонента. Полагаю, опять же, что главная задача Вилкова, как и Хамзаева, - любыми, самыми хамскими, способами дискредитировать Шлосберга.

Особенно «феерическим» получился эфир ГТРК «Псков» от 7 сентября. Тогда в телестудии собрался поистине гремучий состав: Вилков, Шлосберг, Хамзаев, Наталья Никифорова от «Единой России». У меня сложилось полное впечатление, что еще немного, и «дебатеры» кинутся друг на дружку врукопашную. Шлосберг выглядел мрачнее тучи и только апеллировал к телезрителям: «Вы имеете возможность увидеть позор Псковской области! - обратился он к избирателям. - Это - позорные люди». Бийсултан Хамзаев, в свою очередь, неожиданно придрался к лозунгу «Свое»: мол, что значит «свое»? Здесь, в России, все должны быть «наше»! При этом «главный трезвенник» России в свойственной ему манере активно перебивал представительницу «ЕР». Слабой женщине оставалось только воззвать к гендеру оппонента: «Мужчина! Оставайтесь мужчиной!»

На следующий день чуть не подрались в прямом эфире ГТРК «Псков» представляющий «Единую Россию» глава Пскова Иван Цецерский и кандидат от ЛДПР Сергей Макарченко, взаимно обвинившие друг друга во вранье. «Врать не надо!» «Вы врете постоянно!» «Вы меня перебиваете постоянно!» «Демагоги!» «На всех собраниях врете!». Вот примерный диалог, который я успел записать. Никакого респекта, никакой уважухи. Словом, дискуссия на грани фола и ниже всякого плинтуса. Разбираться в эфирном шуме избиратель вряд ли будет, а вот эмоциональный заряд наверняка получит.

Если как-то резюмировать, то, по-моему, на данный момент преобладает не рациональный, а исключительно эмоциональный компонент агитации, и это главный итог эфиров. Важен не смысл, а посыл. Не логика, а энергия. Не точка зрения, а эффектный жест. Большинство кандидатов в отведенное им время не успевают даже внятно сформулировать свое мнение; подчас они косноязычны, как Михаил Хоронен, откровенно смешны и беспомощны, как Александр Сотник, и просто-напросто рекламируют себя: «Я такой-то, наш номер в списке, голосуйте за нас!». Все это, впрочем, мои субъективные оценки. Вполне допускаю, что и Сотник, и Хоронен своего избирателя все-таки убедили.

Но в целом, повторюсь, дебаты выглядели пусть и скандально, но мало что говорили уму и сердцу, как говорят в народе, «не о чем». Чему, повторюсь еще раз, способствует сам формат: пять минут на «все про все», мужики даже оскорбить друг дружку как следует не успевают. Наверняка сказывается и отсутствие опыта публичных выступлений. В результате больше остальных все-таки выигрывают «засланные казачки», то есть те, кто отличается эксцентричным поведением и больше всех орет. Срабатывает закон телевизионного ток-шоу, где доводы к разуму - не самый выигрышный ход, а побеждает яркая эмоция, то есть луженая глотка и умение проорать короткий доходчивый лозунг. Именно яркий клоунский номер чаще всего и остается в памяти телезрителя, тогда как логика неизбежно теряется в калейдоскопе мнений.

Что запомнилось по разряду «казусов»? Представитель «Партии Роста» Василий Краснов квалифицировал себя как «государственного про-президентского либерала» (оказывается, есть и такие!). Бийсултан Хамзаев, вне сомнений, может претендовать на титул «самый агрессивный кандидат». Коммунист Александр Рогов, наоборот, всех своих оппонентов называл «хорошими людьми», и это явно был сознательно выбранный полемический ход. Всем своим соперникам он говорил: «Вы хорошие, порядочные люди, только партию не ту выбрали». Моменты, когда оппоненты орут и заглушают друг друга, наверняка прошли мимо сознания масс. Ведущих всего этого «расколбаса» подчас было очень жалко, но в целом они справились. В том смысле, что на визг не переходили. Лично я завидую их выдержке.

Как бы там ни было, а уже несколько известных российских политиков увязали некоторое изменение рейтингов тех или иных партий как раз с дебатами. Значит, и в своей ущербной форме дебаты все-таки «работают», заставляют зрителей задуматься о грядущем выборе. Звучит гонг, и оппоненты начинают свой решающий раунд. Последний бой - он трудный самый. Им кажется, что важно не пропустить удар, найти у соперника слабину и послать его в неожиданный нокдаун. Имеет ли все это какое-то воздействие на зрителя, большой вопрос.

Впрочем, о том, кто в итоге получит чемпионский пояс, мы узнаем совсем скоро.

Саша Донецкий

Карикатура Алексея Меринова, "Московский комсомолец"

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 202 человека