В 2015 году Всемирная организация здравоохранения официально утвердила новые параметры возрастной классификации: отныне молодежью считаются люди в возрасте от 25 до 44 лет. До этого к молодежи себя можно было относить только до 35 лет, но время не стоит на месте, и теперь, по мнению ученых, люди моложе 25 лет – откровенные подростки, а окончательно созреваем мы только к 45, переходя в категорию «среднего возраста».
Эта информация мне очень пригодилась, когда я читала список нового созыва молодежного парламента Псковской области, сформированного в декабре минувшего года. Она как нельзя лучше помогла мне, неразумной, понять, почему в этом органе из созыва в созыв места занимают солидные тетеньки и дяденьки. У многих из них есть семьи и дети, некоторые из них – директора предприятий или владельцы бизнесов, но, оказывается, все это не имеет значения – по меркам ВОЗ и ПОСД они всего-навсего «ребята» (так их ласково называет куратор молпарламента вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов Виктор Остренко и его коллеги по цеху).
Вице-спикер областного Собрания Виктор Остренко и члены молодежного парламента
Но нет, мы упорно продолжаем говорить о «стартовых площадках» и «социальных лифтах» для людей, которые, в принципе, уже неплохо себя проявили и в карьере, и в общественной жизни, а иногда и в самой политике. Тех же, кто особо ничем не отличился, просто иногда замечали и забирали в недра управлений и комитетов. Таким образом, молпарламент во всех его предыдущих версиях больше годился не для подготовки молодых (и не очень) политиков, а, скорее, для подготовки госслужащих. Конечно же низшего и младшего звена: специалистов и консультантов для администраций разных уровней.
«Карьерный лифт» (иллюстративное фото)
Я общаюсь с некоторым количеством активной молодежи по всей стране, и, конечно, интересовалась тем, как устроены молодежные парламенты и, главное, чем они занимаются. В Тульской области, скажем, члены парламента на регулярной основе проводят праздники для воспитанников детских домов, принимают участие в спортивных мероприятиях, сдают кровь как доноры, устраивают игры-квесты, занимаются благотворительностью и прочей деятельностью, логичной для активной молодежи. Их никто особо не учит «как стать политиком» и они не проводят, страшно сказать, «сессий стратегического планирования». При этом, конечно, крылья молодым да ранним никто не подрезает: член тульского молодежного парламента баллотировалась, ни много ни мало, в Госдуму. И это отличная «школа» для начинающего политика. И дебаты были, и избирательная кампания, и регистрация в избиркоме – все по-настоящему, без всяких «авансов» и «кредитов» и без толпы военных, голосующих по разнарядке (я, конечно, ни на что не намекаю). И честные полторы тысячи голосов, набранных 23-летней Анастасией Жуковой в Туле дороже ей любого мандата, свалившегося на голову авансом. Она сама говорит, что это был бесценный опыт, который для молодого политика действительно важен.
Как все мы уже заметили, приход Михаила Ведерникова на Псковскую землю ознаменовался помимо прочего повышенным интересом к разного рода общественным структурам (как формальным, так и неформальным) и, особенно, к молодежи. В первые месяцы своего пребывания на Псковщине врио губернатора перезнакомился с львиной долей активных граждан и, судя по всему, по итогам этих знакомств намеревается влить свежей крови в Общественную палату, давно погрузившуюся в летаргический сон, и взбодрить молодежный парламент, который как раз в декабре пополнился новой партией «ребят».
Молодежный парламент при ПОСД (фото из социальной сети Facebook)
В минувшие выходные новый парламент собрался, съездил на «стратсессию» на базу отдыха «Динамо», куда прибыл и Михаил Ведерников. Он еще раз подчеркнул важность молодежного «крыла» в своей картине развития области, а заодно анонсировал свое участие в грядущих губернаторских выборах и свою фишечку предвыборной кампании – #команду2018, в которую весьма недвусмысленно пригласил в том числе и молодых парламентеров.
Дадим слово им самим. На трибуне новобранец Вячеслав Чернышев: «Сделано огромное количество работы – разработана стратегия, миссия, цели, задачи и планы, которые должны улучшить жизнь рядового гражданина. Распределены роли – кто за что отвечает и с кого спрашивать. А это очень важно, т.к. это является критерием подсчета эффективности деятельности организации». Комментарии, на мой взгляд, излишни.
«Миссия» (фото из социальной сети Facebook)
Кстати, на «Динамо» врио говорил о том, что негоже седовласым мужчинам заниматься молодежной политикой. Интересно, он это абстрактно и несколько в общем или кого-то конкретного имел в виду? Потому что на протяжении последних лет молодежной политикой занимаются люди примерно одни и те же, независимо от цвета волос. И тезисы звучат всегда одни и те же. И ощущение какое-то странное не покидает, когда читаешь отчеты о кипучей деятельности парламента: «обсудили планы, наметили цели, поставили задачи, сформулировали стратегии» и прочие разного рода симулякры и красивые слова, не имеющие ничего общего с реальностью. Хочется спросить: ребята, а работать-то вы собираетесь?
фото: memesmix.net
Главная претензия, которую лично я выдвигаю и к парламенту, и к другим нашим квази-общественным институтам, именно в этом: отсутствие реальных дел. То, что юных парламентеров со студенческой скамьи именитые эксперты обучают «как стать политиком» – это очень печально. Обучал детей этой премудрости, «Консультант по стратегическому управлению потребительскими впечатлениями и маркетингу территорий». Согласитесь, прекрасная запись в трудовую книжку. В дальнейшем, надо полагать, пригласят представителей и других, не менее интересных профессий. Многому членов молпарламента мог бы обучить профессиональный Ловец снов, Модератор тумана, Генератор пневмостатического эквилибриума и т.д.
Но бог с этим. Господа-наставники, кем бы вы ни были, научите их искать решения для существующих проблем, грамотно проводить свои идеи в жизнь, реализовывать проекты, реально меняющие ситуацию, искать финансирование, взаимодействовать с властями и обществом, и уже только потом – преподносить себя. Если это еще будет необходимо к тому времени.
Все это, конечно, имеет значение, если нам действительно нужны активные, громкие, «неудобные» молодые ребята, которые будут шевелиться сами и шевелить болото вокруг себя. Если нам нужны политики а-ля Лидия Драгунова, то тогда, конечно, парламент должен оставаться в том же виде, в котором он сейчас и есть. Кстати, Лидия Драгунова даже после избрания в областное Собрание продолжала занимать место в «молодежке», не понятно какую функцию там выполняя: вроде как цель достигнута, политик взращен, поставлен на крыло, ну дайте место следующему птенцу, но нет.
Интерес Михаила Ведерникова к парламенту и к молодежи в целом, та ставка, которую он делает на юное поколение, могут дать либо очень хороший результат в виде хотя бы частичного обновления кадровой скамейки в регионе, либо очень плохой в виде очередного всплеска псевдоактивностей типа акций «стояния» бессмысленных молодогвардейцев или раздачи ленточек и шариков в дни городских праздников. Надеяться будем на лучшее, а готовиться – как обычно.
Алина Чернова