Нет, все-таки, что ни говори, а красивый у нас город. Да, неухоженный, да, местами полуразрушенный, да, не без налета неотвратимо приближающейся Ганзы, но все-таки красивый. Уютный, зеленый…
Вот кстати о зелени. Деревьев, конечно, в последнее время в городе стало существенно меньше, ну да и бог с ними, тополя какие-то, не самшиты. К тому же, на смену скучным аллергенным тополям в городские пейзажи органично вписалось другое по-настоящему роскошное декоративное растение. Высокий ствол, огромные раскидистые листья, великолепная белая шапка цветов…ну вы поняли. Одни говорят – Сосновского, другие важно поправляют – Мантегацци. Но суть одна. Б – борщевик.
Борщевик Сосновского-Мантегацци
Борщевик – растение благородное и в Пскове уважаемое. По какому-то злому умыслу в 2015 году из категории особо ценных борщевик перевели в категорию агрессивных сорняков. Ишь ты, нашли сорняк. «Сам ты агрессивный сорняк», – хочется запальчиво воскликнуть в адрес того чиновника, который такое придумал.
Кому из жителей повезло меньше, любуются скромными кустиками в палисадниках и на обочинах дорог. Я – счастливица, живу в деревне Борисовичи, где борщевику привольно и тепло. В борщевиковых рощах гуляют собаки, щебечут птахи, весело резвятся дети. В сентябре деревенские дети потянутся в прекрасную новую городскую школу, путь к которой пролегает частично и по тенистым аллеям борщевика.
Чем так дорог борщевик нашим властям? Рационального ответа, если честно, у меня нет. Видимо, есть в людях врожденное чувство прекрасного. Тонкий художественный вкус, эстетика. Знают, чем подсластить бытие жителям самого депрессивного региона (вздор, конечно, смешно даже).
Вообще, ходили слухи, что борщевик будут изводить. Косить, травить, изничтожать.
Слава богу, вовремя одумались. По нынешним законам ответственность за борщевик несут владельцы земель, на которых он растет, а контроль за тем, как владельцы справляются, несут местные власти. Это замечательная формулировка позволила нам спасти и сохранить драгоценный борщевик, и судя по всему, позволит еще долго быть спокойными за его судьбу.
А если собственник есть, но штраф ему милостиво не назначают или назначают по минимальной ставке, то и вообще отлично. И борщевик на месте, и денежка какая-никакая капает. Правда я, если честно, о случаях взыскания штрафов за борщевик ни разу не слышала. Может, плохо следила? Вижу, что пишут иногда возмущенные жители на сайт врио губернатора, что борщевик наступает, и тогда им сразу пишут, что «взяли на контроль», но вы сами знаете, что в Пскове взято на контроль, то пропало (я ни на что не намекаю, все совпадения случайны). А в основной массе люди у нас вполне себе понимающие и к борщевику очень толерантные.
Вот, кстати, не хочется вдаваться в популизм и приводить в сравнение бездуховный запад, но приходится. Пересекаешь границу с Эстонией – и все, мертвое поле. Так пусто становится в душе. Ни одного милого сердцу зонтика. Ни кусточка. Ни намека даже. Это как в жарких тропиках скучаешь по березкам. Знаю, что в Эстонии действует федеральная программа по борьбе с борщевиком. Целым государством навалились! Хорошо, что у нас не так. У нас есть маленькие муниципальные подпрограммки, безобидные.
Борьба с борщевиком в Эстонии (фото: tahmakratt.ee)
И для борщевика, конечно, совершенно неопасные. У нас наоборот даже. Не так давно в Пскове проходил форум, на которых собрались именитые почитатели борщевика и учили псковичей делать из стеблей священного растения люстры, дудочки и другие очаровательные безделицы для украшения жилища. Это так мило, что на глаза наворачиваются слезы. Сентиментальной становлюсь, наверное.
А вы говорите, агрессивный сорняк. Красота же…
Алина Чернова