В рубель: Пересмотренные прогнозы, пропавшие фильмы и «дорогие к обеду» субсидии

19.08.2022 18:44|ПсковКомментариев: 0

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «В рубель», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM) каждую пятницу. Ведущий программы, экономический обозреватель Алексей Овчинников знакомит радиослушателей с важными экономическими и потребительскими событиями.

 

Сегодня мы обсудим, как Минэк отрекся от собственных панических прогнозов, что российские компании замещают с успехом, а где оказались несостоятельными, почему IT-стартапы убегают из нашей страны в офшоры и на какие меры господдержки могут претендовать псковские промышленники, если сами об этом позаботятся.

МИНИСТЕРСТВО ВАНГУЕТ ДОБРО

В последнее время различные российские ведомства только и делают, что улучшают прогнозы по основным экономическим параметрам. То ли перестарались в негативе весной в своих расчетах, то ли теперь утопают в излишнем оптимизме, как будто позабыв, что такое осень в нашей экономической парадигме. А это не только плачущее небо под ногами, как пел опальный ныне Юрий Шевчук.

Тем не менее Минэк сообщил, что доходы и ВВП упадут меньше, чем думали. В проекте основных параметров сценарных условий развития экономики на 2023-2025 годы министерство увидело примерно то же, что и немногим ранее ЦБ в своем обзоре. Наибольший спад в экономике ожидается в начале следующего года. А к 2025 году, скорее всего, экономика вернется к докризисному уровню.

Значительно улучшились ожидания ведомства по инфляции - теперь к декабрю 2022 года рост цен ожидается на уровне 13,4%, а не 17,5%, как три месяца назад. Существенно улучшились прогнозы и по динамике ВВП. Согласно проекту, валовой внутренний продукт сократится в этом году на 4,2%. Тоже ничего хорошего, но, как говорится, могло быть еще хуже. Еще в мае ведомство в базовом сценарии прогнозировало сокращение экономики почти на 8%, а в апреле и вовсе рассматривало перспективу экономического спада примерно на 10%.

В плане безработицы наибольший негатив ожидается в начале следующего года. И не факт, что на положительную траекторию в этом смысле мы выйдем в 2024-м. Зато уже в 2025-м, когда экономика перейдет к росту, ситуация может заметно улучшиться.

В свой сценарий Минэк закладывает ежегодное ослабление рубля. В 2022 году среднегодовой курс ожидается на уровне около 68 рублей за доллар, спустя три года — почти 75 рублей за доллар. При этом ведомство в этот раз не стало раскрывать своих расчетов по среднегодовым ценам на нефть. А жаль, ведь с сырьевой иглы мы так и не слезли, поэтому этот макроэкономический параметр крайне важен.

Что касается экспорта и импорта, то и тут Минэк полон оптимизма. В министерстве видят рост экспорта в денежном выражении на 19% по сравнению с прошлым годом, хотя в мае, наоборот, ожидалось сокращение поставок товаров за рубеж. Падение импорта никто не отменял, но его крутизна в прогнозах заметно снизилась. Сейчас ведомство склоняется к минус 6,5%, тогда как весной спад импорта по итогам года оценивался в 17%.

Смягчение прогнозов – это, конечно, хорошо, но мы же все понимаем, что цифры в них, что дышло. Главная особенность прогнозов в том, что их очень любят пересматривать. Не всегда в сторону улучшения. Напомню, что в конце года в полную силу вступит эмбарго Евросоюза, запас импортных комплектующих у промышленников явно начнет иссякать к осени, а уверенности в том, что все наладили каналы альтернативных поставок, совсем нет. Совершенно непредсказуем потребительский спрос, который сейчас не внушает радужных надежд – реальные доходы населения продолжают падать. А впереди серьезный рост безработицы, о котором без стеснения говорят федеральные чиновники самого высокого ранга.

Обновленный прогноз Минэкономразвития может предполагать восстановительный рост доходов от оплаты труда и дальнейшее наращивание соцподдержки (например, индексация пенсий), но все упирается в возможности бюджета, которые не безграничны. Уже сейчас, говорят эксперты, на прямую поддержку доходов населения уходит до 60% консолидированных госрасходов.

Кстати, любопытно и показательно, что Центробанк сдвинул на 2023 год сроки завершения обзора денежно-кредитной политики. Говорят, что завершить его в этом году с учетом резко изменивших условий будет затруднительно. При этом заявили, что от своих прежних целей, вроде, годовой инфляции в 4%, они не отрекаются. Вот только сейчас не время и не место для таких целей. Я лично так понял декламацию регулятора.

Ну а как иначе? Финансовая система, которая уверенно вынесла не один удар за этот год, все еще напоминает эквилибриста на канате, поскольку до сих пор окружена многочисленными рисками. Сейчас это модно называть «высоким уровнем неопределенности». Поэтому я взираю на осень с некоторой тревогой. Как бы не пришлось прогнозы снова переписывать, а там, глядишь, и целеполагание изменится.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

От теории к практике. Давайте посмотрим теперь, что происходит в реальном секторе экономики. А происходит там масса интересного, если полистать деловую прессу.

Вот «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Высшей школы экономики пишет, что в России впервые за шесть лет выросло число созданных юридических лиц при сокращении числа ликвидированных. Правда, суммарно пока компаний закрывается все равно заметно больше, но положительный тренд на лицо.

Эксперты связывают его с мораторием на банкротство, который ввели с апреля 2022 года. Но это все равно странно, если учесть, что уровень деловой активности в регионах России упал чуть ли не до пандемийных минимумов. Еще надо сделать скидку на то, что многие предприниматели предпочитают уходить в более комфортный для них режим самозанятых. Это позволяет и издержки оптимизировать, и заметно снизить административное давление. Однако некоторые эксперты видят в таком измельчании бизнеса больше проблем, чем профита. Бизнес будет заметно хуже развиваться при таком раскладе, считают они.

Плюс в России появляется все больше компаний, в которых власти хотят ограничить иностранное владение. Сейчас, к примеру, активно обсуждается возможность ограничений иностранных инвестиций в российские IT-компании. Как пишет Forbes, критерии реестра отечественного софта хотят изменить таким образом, что даже разработки «Яндекса» или Positive Technologies уже не получится назвать отечественным продуктом.

При этом участники рынка намекают, что без иностранных вливаний построить полноценную IT-отрасль и организовать импортозамещение не получится, извините. Перед российскими командами все острее встает вопрос поиска финансирования: доступ на западные финансовые рынки фактически закрыт, отечественные фонды сократили инвестиции, а на государственные деньги могут рассчитывать далеко не все. Многие стартапы вынужденно переезжают в другие страны или переводят головные структуры в офшоры, а иностранные вендоры просто сворачивают деятельность в нашей стране.

Да, теперь российские IT-компании получили шанс занять освободившуюся значительную долю рынка. Но хватит ли им компетенций? Впрочем, всегда можно обратить свой взор на Китай и его специалистов, если мы будем им в этом плане интересны, конечно.

Аудиовизуальным сервисам тоже досталось, IVI пришлось отложить публичное размещение акций, а основатель сервиса на полном серьезе слезно просит не отбирать у него дело всей жизни.

Кстати, об аудиовизуальном. СМИ заметили, что из библиотек российских онлайн-кинотеатров начали исчезать некоторые фильмы и сериалы. Вот были в подписке на «Кинопоиске» такие хиты как «Интерстеллар», «Властелин колец» или «Маска», а теперь нет. Даже, прости господи, закатанный до мозолей «1+1» пропал из видеосервиса.

Секрет в том, что правообладатели, вроде Walt Disney, Warner Bros. или Sony Pictures, остановили продажу лицензий на новые фильмы, а на старые – не продлевают. Возможно, это вопрос времени. А, может быть, скоро все онлайн-кинотеатры превратятся в телеканал «Русский Иллюзион». Ну, может, разбавят свое любимое блокбастерами из Болливуда и Китая. Правда, с оффлайн-кинотеатрами эта модель недолго продержалась. Быстренько на параллельный импорт перешли. В этой сфере все, к слову, очень грустно, там пятилетние минимумы по выручке обновляют.

Но там есть хоть какое-то движение. А у некоторых сервисов достойные аналоги вообще не появились. К примеру, это касается софта для проектирования, видеосъемок, верстки или фотомонтажа. Не видно на наших просторах столь же успешных продуктов, какие делают Autodesk, Adobe или Corel. Поэтому российские пользователи вынуждены сейчас «пиратить», поскольку их деньги разработчики брать отказываются. Ну, была бы честь предложена…

Удивительно, что ВК очень слабо выиграл от запрета в России Facebook и Instagram. Как ни странно, пользователи предпочли в качестве альтернативы мессенджер – Telegram, а не другую соцсеть.

Есть, конечно, и успешные кейсы. Думаю, сайт «Островок» или сервис «Яндекс.Путешествия» не нарадуются, что в России больше не работает Booking.com. До известных событий Booking занимал 76% нашего рынка! А у «Островка» было чуть больше 1%. Сейчас у «Островка» уже свыше 27%.

Вот бы еще смартфоны научились делать! А поставки в Россию даже бюджетных гаджетов сократились за полугодие на 56%. Корейский Samsung c российского рынка ушел, а на него приходилось треть сегмента. Плюс уполовинили поставки китайские Xiaomi и Realme, хотя, казалось бы, в недружественных Поднебесная не числится.

При этом цена на такие гаджеты растет. Раньше бюджетные стоили 10 000 рублей, теперь продаются за 15 000. Так и бюджетным будет называть скоро нечего. Впрочем, тут хочется напомнить про покупательский спрос в нашей стране с гулькин нос. Сколько бы не возили, много – мало, а покупают сейчас технику неохотно. Так что о дефиците пока речи не идет, скорее о разнообразии ассортимента и его доступности. Тут пока хвастать нечем.

Нашей промышленности пока еще раскачиваться и раскачиваться. Эксперты подсчитали, что к середине лета обеспеченность российских предприятий импортным сырьем, материалами и комплектующими упала до 20%. С замещением лучше всех справляются пищевики, хуже – текстильщики и машиностроители. А уж про автопром и говорить не хочется. Тут печатных слов может и не хватить.

ДЕНЕГ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Теперь погорим про промышленников региональных. Худо-бедно, но они у нас есть, не одной торговлей и туризмом жива Псковская область, хотя, конечно, хотелось бы большего.

С миру по нитке – голому рубаха. Одной из таких ниток станет федеральная субсидия, которую наш регион, между прочим, не просто так получит, а потому что выиграл конкурсный отбор. А вы говорите, промышленности у нас нет.

Речь идет о Единой региональной субсидии на 2023 год от Минпромторга. Ее распределили среди 59 регионов, среди которых и Псковская область. Софинансирование предполагает, что у региона есть внятная госпрограмма по развитию промышленности. Что ж радует, что она у нас хотя бы есть. Кроме того, согласно правилам предоставления таких субсидий, в рамках каждого проекта должны быть увеличены основные показатели инвестиционного развития предприятий. То есть надо будет отчитаться по факту, где и насколько стало лучше.

Получим мы не то чтобы много с учетом целей – 60 млн рублей. Для индивидуального предприятия или фермера это, конечно, деньжищи. Для крупного завода – весьма относительно. Тем более, что эти средства, скорее всего, будут разделены на некие части.

Власти Псковской области в своем пресс-релизе рассказали, что субсидию от Минпромторга «направят на возмещение части затрат промышленных предприятий на приобретение нового оборудования, а также на докапитализацию регионального Фонда развития промышленности». К сожалению, пока непонятно, сколько уйдет на кредиты в фонд, сколько на возмещение части затрат и какой конкретно части затрат… Но дорога ложка к обеду. В такие времена промышленник любой копеечке будет рад.

Немного обидно, что Чувашская Республика и Ставропольский край на те же цели получат 142 млн рублей, а Республика Коми - 133 млн. Больше чем в два раза. Но не буду роптать. В прошлом году мы получили только 46 млн рублей такой субсидии от Минпромторга. И тогда почти всю сумму ухнули на капитализацию областного Фонда развития промышленности. Так что на лицо прогресс. Хотелось бы его увидеть теперь не только в суммах, но и в конкретных делах.

Надеюсь, наши промышленники не будут сидеть и ждать, пока к ним в окно чиновник с конвертом денег постучится, а уже сейчас озаботятся, где и на каких условиях можно будет получить средства на приобретение оборудования. Знаете поговорку про тех, кто рано встает? То-то же.

Кстати, хозяйке на заметку, вернее, для информации финансовому директору. Малые и средние предприятия могут получить льготные кредиты под 3% годовых на развитие производства. Постановление об этом уже подписал премьер Михаил Мишустин.

В приоритетном порядке льготные кредиты получат компании, работающие в сфере переработки сельхозпродукции, логистики и гостиничного бизнеса. Кредит можно будет взять на 10 лет. Только не надо сразу в штыки: «Да нам не дадут, да там, наверное, условия кабальные, опять из-за 1 копейки долгов в налоговой придерутся». Вы сначала узнайте, а потом рассказывайте, как вас не любят. У нас целый экономический комитет при правительстве региона работает. Люди зарплату получают. Пообщайтесь.

На этом все. Будьте в курсе событий, не теряйте оптимизма и своих сбережений. До встречи в эфире «ПЛН FM».

Алексей Овчинников

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 74 человека