В рубель: Дыра в бюджете и «чудеса» прогресса

10.02.2023 14:40|ПсковКомментариев: 0

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «В рубель», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM) каждую пятницу. Ведущий программы, экономический обозреватель Алексей Овчинников знакомит радиослушателей с важными экономическими и потребительскими событиями.

 

Сегодня мы обсудим, как в российском бюджете образовалась дыра размером с Попигай и что об этом думают экономисты, насколько нам хватит средств Фонда национального благосостояния, зачем банки снова изобрели велосипед и как из задержки самолета извлечь выгоду.

БЮДЖЕТНАЯ ДЫРИЩА

Экономисты определили главную медийно-токсичную тему этой недели. Ею стала ужасающая дыра (если не сказать «дырища») в федеральном бюджете России, которая обнаружилась после публикации Минфином оперативных данных по январю. Аналитики, как правило, ко многому готовы, но тут даже они были, мягко говоря, удивлены.

Власти заявили, что специально выдали все цифры по бюджету в публичную плоскость, чтобы избежать спекуляций и кривотолков. Однако именно спекуляциями и кривотолками публичная плоскость тут же и наполнилась.

Но давайте все-таки для начала разберемся с тем, что имеем…

По итогам первого месяца федеральный бюджет закрылся с рекордным за много лет дефицитом. Расходы госказны резко выросли – на 60%, а доходы также резко сократились – более чем на треть по сравнению с январем 2022 года.

В казну поступил 1 триллион 350 млрд рублей. Кажется немало, но, как пишет Bloomberg, это рекордный минимум с 1998 года. Наши «любимые» нефтегазовые доходы сократились почти наполовину, что в целом неудивительно с учетом санкционного давления. Как ни крути, а год назад экспортный Urals стоил почти 86 долларов за баррель, а нынче за бочку нашей экспортной нефти и 50 долларов со скрипом дают.

И тут важно вспомнить, что верстался наш бюджет на этот год исходя из расчета, что за нефть марки Urals будут давать не меньше 70 долларов за баррель. При этом, к сожалению, данные по объему экспорта черного золота у нас не раскрываются, поэтому не исключено, что даже при этих удручающих вводных мы все же не вполне осознаем всю драматичность происходящего. И что будет дальше, и в наступившем феврале, и в последующие 10 месяцев, вопрос, конечно, интересный.

С газом, кстати, а это вторая важная часть доходов федерального бюджета, тоже все не слишком прозрачно. В целях защиты от недружественного внимания Газпром тоже неохотно раскрывает данные по его добыче и экспорту. Из того, что более-менее обозначалось, можно сделать вывод, что прошлый год мы завершили с падением в отрасли на 60% год к году. Вряд ли за январь ситуация кардинально или даже хоть сколько-нибудь улучшилась.

Третья по значимости статья доходов – это налоги, прежде всего, на прибыль и НДС. Увы, и здесь Минфин констатирует лишь снижение.

С учетом всей этой грустной динамики дефицит федерального бюджета в январе составил 1 триллион рублей и еще 760 миллиардов сверху. А мы ведь в прошлом году, помнится, сетовали, что бюджет и так сверстали дефицитный и на все 12 месяцев закладывали дефицит почти в 3 трлн рублей. Ну… 2 из них мы уже почти «закрыли». А еще только февраль на дворе.

Минфин, правда, попытался объяснить, что причины столь печальных цифр кроются в некоторых, я цитирую, «бумажных потерях», которые возникают из-за кассовых разрывов при подсчете денежных потоков. Возможно. Но давайте не будем забывать, что в декабре прошлого года министерство увеличило расходы дополнительно на 2 триллиона рублей, перенеся их по сути из 2023-го. Похоже на кручу-верчу, запутать хочу.

Окей, мы можем подождать еще пару месяцев, допустим, к апрелю нам выдадут более релевантные данные. Но когда счет идет на триллионы, едва ли можно будет радоваться нескольким миллиардам коррекции, пусть даже сотням миллиардов. И скорректируются только доходы. По расходам ситуация будет только усугубляться.

Аналитики, конечно, тут как обычно – кто в лес, кто по дрова. Одни начинают стращать глобальной экономической катастрофой. Другие – излучают оптимизм и говорят, что, может быть, новый год и встречают по одежке, но провожают-то по уму. Мол, нечего по одному январю судить о годе в целом. Третьи – ссылаются на эту набившую оскомину неопределенность и вообще не готовы что-либо прогнозировать. Самое обидное, что вот этим третьим и веришь больше всего.

Но тут есть другая беда. Фонд национального благосостояния, который призван этот самый дефицит бюджета покрывать, тает на глазах. Чем дыру-то закрывать? Минфин будет еще больше активничать на рынке ОФЗ, занимая у граждан? Но тут аналитики предупреждают, что если слишком увлекаться такими заимствованиями, то года через полтора мы лоб в лоб столкнемся с не самой приятной инфляцией. К тому же долги же надо будет людям возвращать, не так ли?

ФНБ же в январе, за счет валютной переоценки и роста акций Сбера, вырос почти до 11 трлн руб., его ликвидная часть до 6,3 трлн руб. Звучит красиво, пока не возьмешь в руки калькулятор. При текущем раскладе ликвидной части ФНБ хватит года на два (пессимисты дают год, оптимисты верят в три). А что потом будем делать?

Экономист Евгений Коган полагает, что пока у бюджета страны есть возможность получать достаточно серьезную подпитку из ФНБ и на фоне ежедневных продаж юаней на сумму около 9 миллиардов рублей, паниковать не стоит. «Хоронить деревянный и кричать о том, что он будет скоро 90 или даже 120 – я бы не спешил», - настаивает Евгений Коган.

Ну хоронить, может быть, действительно и не стоит. Но на ИВС рубль положить Коган все же рекомендует. Говорит, что ЦБ, возможно, придется снова ужесточить правила игры: поднять ключевую ставку, снизить планку разрешенного вывода валюты за границу и даже ограничить ее продажу внутри страны.

Если этого не сделать, курс рубля просядет, уверен экономист. Хотя если отечественная валюта завалится к 80 рублям за доллар, экспортеры только счастливы будут. Сразу резко возрастут и доходы бюджета. Однако все слишком быстро меняется. Многие уже отпевали рубль в начале 2022-го. И… все пошло не так.

Евросоюз вот уже исключения к свои нефтегазовым санкциям подкинул. По сути, они позволяют России продолжать импорт в обход прямых ограничений. Для российских нефтяников эти послабления позитивны, поскольку позволяют легче адаптироваться к новым ограничениям и перестроить логистику для сохранения большей части экспорта. Глядишь, и доходы подрастут у бюджета.

В общем, как обычно уравнение сложное, переменных слишком много, а события за горизонтом сегодняшнего дня просматриваются порой с большим трудом. Как я уже говорил выше, в этих условиях больше веришь тем аналитикам, которые, как братья Колобки из известного культового мультика, честно признаются – ничего не понимаю!

Что касается бюджета Псковской области и его доходов, то тут ограничусь упоминаем недавнего интервью регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Аркадия Мурылева на радио «ПЛН FM». Он сказал, что бизнес в нашей области до сих пор не восстановился до уровня 2019 года. Пандемия переросла в санкции, спрос не восстановился, средний чек упал, количество потребителей снизилось. За год малое и среднее предпринимательство в регионе сократилось более чем на 300 субъектов. Вот и думайте, какие тут могут быть доходы.

ПОЛУМЕРА ИЛИ ПРОГРЕСС?

От понятий глобальных давайте перейдем к более прикладным. К платежным стикерам, например, которые тоже наделали много шума в информационном пространстве.

Честно говоря, когда я впервые увидел это чудо прогресса, сразу вспомнил старый анекдот: «Зачем девушки тратят деньги на маникюр, если можно себе сделать прекрасные ногти из наклеек от мандаринов». Вот эти наклейки от мандаринов у меня четко ассоциируются с платежными стикерами, которыми у нас с каким-то ужасающим опозданием стали внедрять вместо недружественных нам ныне NFC-пеев: Гугл-пеев, Эпл-пеев, Самсунг-пеев – вот это всё.

Ну, правда, расторопность российских банков в этом вопросе – это повод исключительно для сарказма. То ждали чего-то не один месяц, видимо, пока проблема как-нибудь сама рассосется, то придумали сомнительные по удобству платежные QR-коды. Кстати, вы в курсе, что при оплате через СБП вы теряете кешбэк, если он предусмотрен программой лояльности по вашей карте? Ну, теперь в курсе.

Самые продвинутые предложили своим клиентам бесплатные клоны «мастеркардов» и «виз» с платежной системой МИР, привязанных к одному счету, и добро пожаловать в MirPay без стикеров и прочих изысков. Работало по началу криво, но теперь как будто бы все хорошо. Так зачем же снова изобретать трехколесный велосипед? Особенно если учесть, что банки спустя чуть ли не год после возникновения проблемы начали спамить рынок своими приложениями для бесконтактной оплаты.

«Прилепи и плати» придумали, потому что, во-первых, MirPay и любой другой «пэй» российского разлива работает только на Android. Пользователи Айфонов остались не у дел. Носимые устройства с NFC тоже без западных сервисов приуныли. Во-вторых, не все банки готовы разбрасываться бесплатными картами МИР, даже виртуальными. Жлобство, конечно, но что поделать. Суровый оскал капитализма.

Frank Media пишет, что и стикеры банки стали внедрять не по доброте душевной. Они увидели, что транзакции по их картам резко просели, особенно среди пользователей Айфонов. Нет транзакций, нет комиссионных плюшек с них. Ну так вы бы еще дольше у моря погоды ждали. Сейчас в этот омут ломанулись практически все, от Сбера и ВТБ до Тинькофф и Альфа. Смущает только, что многие обозначают продукт как «тестируемый». Но хоть раздают пока бесплатно. За сырое еще и деньги брать – это даже для банков перебор.

Ну, и надо понимать, что с этим стикером придется заморочиться, потому что, по сути, это еще одна банковская карта. Придется установить PIN-код, как минимум. И следить за ее сроком действия, как максимум. Кроме того, не каждый банк вам такой стикер выдаст. Если вы счастливый обладатель пластика от РСХБ, к примеру, то вам предложат платежное кольцо. А в МКБ – брелок. Те еще варианты, надо признать, если учесть, что стоят они от 2 до 5 тыс. рублей.

И главное, платежные стикеры выпускаются только для карт «Мир», «мастеркарды» и «визы» к сервису не подключишь. Что странно, ведь по факту они уже не «мастеркарды» и не «визы» вовсе, а НСПК – национальная система платежных карт.

В общем, пока достойной альтернативы Google Pay и иже с ним на российской рынке так и не появилось. По универсальности, кроссплатформенности и стабильности работы. Пока нам предлагают жук и жабу, еще и с припиской «мы пока тестируем». А когда тестировать перестанут, будут продавать и еще подписку за обслуживание введут. Вот увидите.

Но это все же лучше, чем ничего. Вон у нас Росграмм уже год висит с вывеской «скоро откроемся». А сколько было помпы и пафоса, а по факту пшик. Тут хотя бы пытаются, пусть и думая только о своем кармане. Думали бы и о нашем, потратились бы и на решения по «мастеркардам» и «визам». И все же суровый оскал капитализма иногда кривится в улыбке. Функционал стикеров обещают активно дорабатывать, а когда конкуренция достигнет апогея, глядишь, и бесплатными снова сделают, хотя бы при определенном уровне трат в месяц.

ЗАДЕРЖАЛ – ПЛАТИ

На десерт рубрика «Хозяйке на заметку», или вернее «Пассажиру на заметку». Думаю, многие, кто летал «Азимутом» в столицу и другие города, вроде Минвод, не понаслышке знают, что такое задержка рейса. Но когда такое происходит, не всегда понимают, на какую компенсацию они вправе рассчитывать. И что для этого нужно было сделать.

В этом мне поможет свежий обзор от портала Банки.ру. И начнем мы с кейса по умолчанию. Вы обычный пассажир, купили билет, пришли в аэропорт вовремя, а самолет… не летит.

По российскому законодательству денежная выплата положена только в случае вины авиакомпании, например, поломки самолета или, к примеру, если предыдущий рейс вылетел позже, что привело к изменениям в расписании. Если вылету помешали плохие погодные условия, скажем, то выплата не предусмотрена.

Но если вы все же сможете доказать вину компании, то вправе претендовать на материальную выплату. Чем длительнее перелет, тем выше сумма компенсации. Выплату можно получить как непосредственно деньгами, так и ваучером на следующую поездку.

Нужно знать, что вне зависимости от причин, согласно требованиям Роспотребнадзора, авиакомпании обязаны предоставлять пассажирам ряд услуг при задержках вылетов.

Какой бы не была задержка, всем пассажирам с маленькими детьми (до 7 лет) должна быть предоставлена комната матери и ребенка.

При задержке рейса на 2 часа и более авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками. Если рейс задерживается более 4 часов, перевозчик обязан обеспечить всех еще и горячим питанием. Питание авиакомпания вообще должна предоставлять каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Можно талонами для одного из ресторанов или кафе аэропорта.

В случае задержки самолета на 8 часов и более в дневное время (6 и более в ночное), авиакомпания должна разместить своих пассажиров в гостинице. Кроме того, перевозчик обязан организовать трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно, а также хранение багажа.

Ситуация меняется при наличии страхового полиса. Тогда размер компенсации будет зависеть от страховой суммы, которую выбирает клиент при его оформлении. Средняя выплата по риску «задержка рейса» варьируется от 5 до 15 тыс. рублей. Это должно покрыть непредвиденные расходы. Важное условие, страховую придется уведомлять о каждом вашем перелете и называть номер рейса.

И договор нужно прочитать внимательно, прежде чем подписать. Некоторые страховые компании считают, что задержка рейса менее 6 часов, это не задержка, а так… баловство. Может иметь значение и причина задержки рейса: если она не включена в перечень рисков, то страховая выплата не полагается. Чаще всего неблагоприятные метеоусловия, самая частая причина задержки рейса «Псков – Москва», страховыми не учитываются. Впрочем, все зависит от страховой и ее конкретного страхового продукта.

Кстати, полисом можно застраховать даже опоздание на стыковочный рейс не по вине пассажира. Авиакомпании, как правило, в этих случаях лишь разводят руками и доказать, что виноват авиаперевозчик редко у кого получается. Хотя и тут можно попытаться добиться хотя бы минимальной компенсации. Особенно если стыковка не сошлась у одного перевозчика.

Еще один важный нюанс, чаще всего (но не без исключений) платеж от авиакомпании не отменяет выплат по страховому полису. Так что на неприятной ситуации в теории можно обогатиться дважды. Или дважды остаться ни с чем. Про оскал капитализма я уже сегодня говорил дважды, скажу и третий.

На этом все. Будьте в курсе событий, несмотря ни на что не теряйте оптимизма и своих сбережений. До встречи в эфире «ПЛН FM».

Алексей Овчинников

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 195 человек