Шеф псковской полиции генерал Борис Говорун обиделся на журналистов ПЛН. И взял за правило начальственно пенять нам при каждом удобном случае, в том числе на пресс-конференциях – что и произошло сегодня.
Смысл претензий при таких «выволочках» примерно один и тот же: в случае публикации любой информации о деятельности блюстителей порядка, которая может вызывать негативный резонанс, нам необходимо одевать очки с розовыми фильтрами. Для того, чтобы не быть неправильно понятым, изложу это в форме генеральских посылов, обид и директив: мол, зачем вы об этом пишите, а почему заголовок такой, для чего на этом акцентируете внимание, а вот тут вы не так осветили и т.д.
За годы своей журналистской работы мы привыкли к тому, что негативная информация вызывает раздражение у любого начальственного лица, вне зависимости от того, командует он полицейскими или дворниками. Однако публичный характер высказываемых обид заставляет сегодня отвечать также.
Прежде всего, считаю необходимым сказать, что я, как и другие сотрудники Псковской Ленты Новостей, с уважением отношусь к сотрудникам органов внутренних дел, честно исполняющим свой долг и несущим нелегкую службу. Однако при этом не следует забывать, что мы живем в правовом государстве, где закон един для всех, а «неприкасаемых» нет. И, если сотрудники правоохранительных органов подозреваются в совершении преступлений, задача СМИ - информировать общество об этом. Если следственный комитет распространяет информацию о расследовании уголовного дела по факту избиения полицейскими несовершеннолетнего и применения в отношении него оружия – мы ретранслируем сообщение. Если сотрудник МВД в официальном ответе гражданину перевирает его имя и отчество – это вина нерадивого «бюрократа в погонах», а никак не адресата письма или журналистов. Если высокопоставленный офицер полиции в состоянии опьянения садится за руль автомобиля и, будучи пойманным, устраивает дебош – любое уважающее себя СМИ обязано говорить об этом. Наличие каких бы то ни было заслуг в прошлом не может оправдывать нарушителей и служить преградой для публикаций о ЧП.
При этом Псковская Лента Новостей в соответствии с законом «О СМИ» всегда готова предоставить любым органам государственной власти право на ответ, возможность обосновать свою позицию, публично отстоять и защитить своих сотрудников. Подчеркиваем: не замалчивать произошедшее, а дать возможность ответить за свои действия. В этом и есть важнейшее завоевание информационного общества.
На мой взгляд, в этой истории самым печальным является то, что, к сожалению, заявленные цели и задачи реформы МВД так и остались благими пожеланиями: похоже, все закончилось легким ребрендингом. Где уж тут надеяться на информационную открытость правоохранительных органов, на цивилизованные подходы к взаимодействию со СМИ и общественными структурами, на культуру поведения рядового состава, если генералы считают вправе публично отчитывать журналистов, картинно обижаться и давать понять, что в дальнейшем у данных СМИ могут быть проблемы с получением информации?
При этом возникает вопрос, как журналистам исполнять свой долг. Ведь тут - как ходьба по минному полю: сам не знаешь, когда и по какому поводу «рванет». Напишешь про «погоню» - а тебе указывают: это, мол, не погоня была, а «преследование автомашины, которая стремительно уходила от ДПС». Остается развести руками и предложить генералу провести мастер-класс для журналистов на тему «Как писать новости».
Полагаю, что высказывание критических замечаний в адрес СМИ в последнее время может быть связано с недавно изданным приказом министра внутренних дел Владимира Колокольцева, обязывающим всех полицейских руководителей начинать рабочий день с просмотра прессы и мониторинга интернета. Напомню, начальникам предписано отслеживать все материалы о деятельности подчиненного подразделения и оперативно опровергать недостоверные сведения - таким способом повышать доверие населения к органам.
Ключевое слово здесь - недостоверные. Если бы ПЛН или любое другое СМИ опубликовало недостоверные сведения - их можно (более того - нужно!) было бы опровергнуть, любая из заинтересованных сторон могла бы выступить со своим заявлением. То есть воспользоваться правом, которое каждому из нас дает закон. В крайнем случае – можно обратиться в суд с иском. Это нормальные правовые формы решения подобных вопросов.
Однако вместо этого мы слышим публичные претензии – и неясно, к чему это может привести. В связи с чем у меня есть старое, как мир, предложение: пусть каждый занимается своим делом. Полиция охраняет общественный порядок и ловит преступников. Пресс-служба УМВД - информирует о деятельности органов и взаимодействует со средствами массовой информации. А журналисты - честно рассказывают читателям о том, что происходит.
Разумеется, опубликованное в СМИ не всегда и не всем нравится. В том числе генералам и начальникам. Но - надо находить в себе мужество признавать очевидное и не винить «зеркало». Думаю, что, например, губернатору Андрею Турчаку тоже не очень понравилось сообщение на сайте ПЛН о том, что водитель его автомобиля нарушил правила дорожного движения. Однако информацию с видеофиксацией произошедшего глава региона принял как должное – сделал «серьезное внушение водителю на будущее о необходимости соблюдения правил дорожного движения». Еще и спасибо автору материала сказал «за оперативность и гражданскую позицию».
Но, как вы понимаете, на благодарности мы в подобных случаях не настаиваем…
Александр Савенко