Тяжелый день российского парламентаризма

27.04.2015 22:40|ПсковКомментариев: 23

Неделя началась в России не, как водится, с тяжелого дня — понедельника, а с почти что  праздника. Сегодня в столицах и регионах отметили день отечественного парламентаризма. Ну как - отметили? До крестных ходов (да чтоб с портретами Мизулиной, Яровой, Милонова и прочих светочей законотворчества) вокруг зданий, где заседают представительные органы государственной власти, у нас еще не дошло. И, честно говоря, пока невозможно представить семью, в которой вечером под телеобращения Путина, Матвиенко или Нарышкина откупоривали бы бутылочку шампанского и шумно поднимали тосты за здравие «старушки»-Госдумы (это же ее день рождения: 27 апреля 1906-го Николай II торжественно открыл работу первой Думы).

Если серьезно, то вряд ли, учреждая несколько лет этот ДРП, современный российский правитель рассчитывал на то, что празднование со временем выльется именно в обозначенные выше формы. Как следует из описания Дня, он призван способствовать популяризации деятельности Федерального собрания и законодательных органов субъектов РФ, для чего и организуются по всей стране многочисленные лекции, выставки, уроки парламентаризма в школах и тому подобные мероприятия. Все это сегодня и происходило, официозные СМИ пестрели заголовками вроде такого «Россия отмечает День российского парламентаризма», а из поздравлений первых лиц государства можно было узнать много интересного — про торжество народовластия, славную историю Госдумы и высокий КПД в работе нынешних законодателей.

Привлечение внимания к российскому парламентаризму волей-неволей заставляет задаваться вопросами о его прошлом, настоящем и будущем. И тут с самого начала приходишь к тем же выводам, что и при разговоре о других, во многих отношениях привлекательных, западных моделях, которые при переносе на суровую российскую действительность дают далекие от ожидаемых результаты. Уже давно, о чем бы ни шла речь, стала штампом присказка: дескать, «надо ухаживать, как за английским газоном 300 лет». В разговоре о парламенте этот образ абсолютно точен — ну как же: вот британский парламент, иногда называемый «матерью всех парламентов», палата лордов — палата общин, древние привилегии, многовековые традиции и неизменные «правила игры». Только так — «триста лет стричь газоны». А иначе - если попробовать проскочить побыстрее этот тернистый путь — то выходит... как у нас. Да и с чего бы тут быть по другому, если вся отечественная история пронизана авторитаризмом — помните, как было сказано в Конституции уже помянутого сегодня 1906-го: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает». Неудивительно, что права той, еще дореволюционной, Государственной Думы были сильно ограничены, про роспуски ее по решению императора, а равно про более древние времена и вспоминать не будем — оставим эту тему профессиональным историкам. Обратимся к тому, что во всех отношениях ближе — парламенту современной России. Отсчет его жизни ведется с первой половины 1990-х, и за эти двадцать с лишним лет чего только ни происходило на Охотном ряду — хорошего и разного. Были тут и годы относительного подъема, и телетрансляции, за которыми наблюдала едва ли не вся страна, и присутствие в ГД целой плеяды ярких личностей, и горячие дискуссии, и принятие пачками популистских законов, на реализацию которых в стране просто не было денег, и угроза импичмента президенту Ельцину, и вполне отчетливая перспектива роспуска самой Госдумы, и т. д., и т.п. Однако при всех известных недостатках, которые служили основанием для постоянной критики в адрес первых созывов, Госдума в то время демонстрировала стремление к самостоятельности, с ней так или иначе считались, и при классификации депутатов уж точно нельзя было ограничиться всего парой категорий - вроде «серая масса» и «клоуны».

Сейчас можно только гадать, что произошло бы, иди и Госдума, и верхняя палата российского парламента — Совет Федерации тем, начатым в 1990-е, путем. Однако история, как известно, не терпит сослагательного наклонения: имеем — то, что имеем. Маятник, качнувшийся в нулевые, с размаху ударил по всей политической системе и парламенту в частности. Госдума давно уже, в соответствие с известным грызловским определением, не место для дискуссий. Чего дискутировать, если и так все понятно: кураторы из Кремля проинструктируют, как голосовать; подскажут, как и где комментировать; и еще на этапе формирования ГД определят, каким партиям быть парламентскими, а каким — тут не место. Кстати, показательно, как поменялась лексика: на смену скорее нейтральному «избраться» (то есть победить на выборах, быть избранным) пришло пренебрежительно-прагматичное «омандатиться», то есть получить мандат единственно возможным с 2007 года путем — попасть в партийный список на проходное место. Произошла закономерная девальвация статуса депутата. Лицами российского парламентаризма стали те, кого еще недавно никто и не знал — ни авторитета, ни биографии, ни устойчивых политических взглядов. Госдума в целом — серая масса, пристанище молчалиных (перефразируя известное «Тише сидишь — дольше будешь»), а если кто и выделяется из нее - то, по большей части, степенью безумия в очередной запретительной инициативе, или как вариант - оскорблением беременной, поиском гениталий на сторублевой купюре или какой-нибудь очевидной глупостью-страшилкой для народа. С каждым созывом в этом отношении картина становится все более удручающей. Нынешняя Госдума продемонстрировала, что готова служить так ретиво, что Кремлю зачастую даже приходится ее одергивать. Апогей в этом отношении наступил в минувшем году, когда депутаты, позабыв о фракционной принадлежности, вроде прописанной в бумажках партийной идеологии и прочих «мелочах», слились в безудержной поддержке генеральной линии. А кто не согласен — "пшел вон", самое место тебе в изгнании. Загнать подальше, лучше за границу, объявить врагом и национал-предателем – всему этому мы свидетели, и вот уже остракизм — это тоже российский парламентаризм сегодня.

Вполне естественно, что вслед за «старшим братом» семенят и региональные парламенты, но тут, к счастью, не все так печально. На местах пока еще можно обнаружить и признаки жарких дискуссии, и плюрализм мнений, и голос оппозиции слышен, да и сама власть ведет себя не так нахраписто. Но все равно — тенденция негативная, заложенная, повторюсь, на федеральном уровне. И неудивительно, что доверие к российскому парламенту, скажем прямо, низкое.

В этом отношении весьма показательны первые предварительные результаты голосования на сайте Псковской Ленты Новостей. Сегодня днем редакция ПЛН объявила новый опрос на тему «27 апреля - День российского парламентаризма. Доверяете ли вы парламенту РФ?». К моменту написания этих строк проголосовало порядка 180 человек. Из десятка предложенных вариантов ответов респонденты чаще всего выбирают следующий: «Нет. В Госдуме нет политических сил, которые представляют интересы таких людей как я» (так считают более 33%). Почти 26% читателей ответили: «Нет. Парламент не самостоятелен, а действует по указке администрации президента». Каждый девятый (более 11%) убежден, что «парламент перестал быть местом для дискуссий, в которых рождается истина».  Наиболее популярный из утвердительных вариантов ответа (мол, да, доверяю, ведь парламент избран народом России) набирает немногим более шести процентов – ровно столько же тех, кто считает Госдуму нелегитимной по той причине, что последние парламентские выборы прошли с нарушениями (напомню, по окончании той избирательной кампании в декабре 2011 года по всей стране прокатилась волна массовых акций протеста). Разумеется, результаты голосования на интернет-портале (тем более предварительные) весьма условны, сам опрос не репрезентативен, однако, на мой взгляд, общее представление о настроениях в обществе дает и он. 

Впрочем, описанная в статье ситуация, разумеется, касается не только Госдумы. Тут следует вести речь не о Них, а о Нас, ибо как давно и верно замечено, каждый народ достоин того правительства, которое он имеет. Иначе говоря, какое общество — такая и Дума. Так что с праздником вас, сограждане! С Днем российского парламентаризма! 

Александр Савенко

Фото: Лента.Ру

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 221 человек