Представляем вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «Гонки по вертикали». Еженедельная передача, посвященная темам общественно-политической жизни, выходит по вторникам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове. Свое мнение высказывает автор и ведущий, главный редактор ПЛН Александр Савенко.
Центральные темы выпуска.
В минувшую субботу в Ледовом дворце Пскова выступили популярные в молодежной среде исполнители Нилетто и Клава Кока. В иной ситуации мы даже не подумали бы упоминать имена модных музыкантов в программе о политике, но тут случай особый. Концерт прошел с очевидным нарушением коронавирусных ограничений и вызвал волну общественного возмущения в соцсетях.
Глядя на фото переполненного зала и счастливых меломанов без масок, многие наши сограждане стали выражать недоумение и даже негодование: мол, как же так-то? Что это за двойные стандарты — когда одним в период пандемии ничего нельзя, только носить маски и соблюдать дистанцию, другие спокойно проводят концерт и демонстративно плюют на ковидно-ограничительный указ губернатора, когда чуть ли не каждый день приносит вести о новых жертвах коронавируса? Не, ну это нормально?.. Ненормально! - реакция губернатора последовала быстро.
Михаил Ведерников назвал волну возмущения справедливой и признал, что концертное мероприятие прошло с грубейшими нарушениями противовирусных требований. Цитата. «Это возмутительно и недопустимо – особенно на фоне роста динамики распространения коронавируса. Но более того, это тотальное неуважение ко всем, кто следует мерам предосторожности, и чей бизнес страдает из-за ограничений, связанных с COVID-19. Отвечаю всем: безнаказанным никто не останется», - пообещал Михаил Ведерников.
Сейчас идет разбирательство, ведутся служебные проверки в отношении руководителей областного комитета по культуре Жанны Малышевой и ее коллеги из спорткомитета Елены Чернышовой — спортивное ведомство тут при том, что концерт проходил в Ледовом дворце, а руководит им государственное автономное учреждение Псковской области «Дирекция спортивных сооружений». В отношении директора этого учреждения Ивана Штылина ведется отдельная служебная проверка, более того - на время ее проведения управленец (к слову, экс-депутат областного собрания и бывший сотрудник администрации области) отстранен от исполнения обязанностей директора ГАУ. Учитывая заметный общественный резонанс и вот это грозное губернаторское «безнаказанным никто не останется», я бы тут не стал исключать самых серьезных последствий, вплоть до увольнений. Вполне возможно, что этот косяк станет для кого-то из чиновников последней каплей, что переполнит чашу губернаторского терпения. Впрочем, поживем — увидим, кто окажется крайним и для кого наступят серьезные неприятности.
Тем временем для экс-руководителя псковского отделения партии «Родина» Константина Вилкова серьезные неприятности уже наступили. Он арестован по подозрению в организации занятий проституцией и по решению суда заключен под стражу на два месяца. Как отмечают мои коллеги, арест партийца по такой сутенерской статье — серьезный удар по репутации «Родины», и не только ее псковского отделения. Не случайно, ситуацию уже прокомментировали руководители партии из федерального центра. В «Родине» дали достаточно сдержанный комментарий — с одной стороны, встали на защиту однопартийца, заявили о том, что видят здесь политическую подоплеку в стиле 90-х годов и знают Вилкова только с хорошей стороны, однако тут же заявили о том, что в деле много неясностей и ситуация непонятная. А раз так — цитирую главу президиума политсовета «Родины» Марину Костычеву - «мы не делаем пока никаких выводов» и «пытаемся сейчас выяснить, насколько [те или иные] сведения соответствуют действительности, потому что все источники не предоставляют никакой информации содержательного характера».
Следует напомнить, что у Константина Вилкова не раз уже были проблемы с законом — самый известный эпизод связан со смертью женщины, торговавшей наркотиками. Что до псковской «Родины», то партийная организация переживает непростые времена. Напомню, что несколько дней назад нынешний региональный руководитель Павел Бикташев заявил о неких политических шарлатанах, которые на встречах с активом делают официальные заявления, что они будут представлять партию «Родина» на выборах в Госдуму в Псковской области. Главный псковский родинец призвал им не верить. В общем, разброд и шатания, а тут еще и арест экс-руководителя, который в последнее время отвечал в партии чуть ли не за весь Северо-Запад.
В продолжение разговора о партийной жизни: в минувшие выходные в Москве прошел съезд «Яблока». Обсуждали реформу партии и вносили изменения в устав - по определению лидера объединения, его «отца-основателя» Григория Явлинского, «съезд встал на дыбы».
Иначе говоря, встреча продолжила острый конфликт, который давно раздирает яблочников. Если в феврале ломали копья и переходили на личности по поводу статьи Явлинского с наездом на Алексея Навального, то сейчас согласья в товарищах нет по вопросу проведения партийной (т. н. «кадровой») реформы. Отсюда — жаркие споры яблочников между собой и очевидный раскол внутри организации. Руководство выступает за своеобразную консервацию «Яблока» и сохранение ядра демократической партии, это как ответ на внешние угрозы. За соответствующие изменения в устав агитировали сам Явлинский, председатель партии Николай Рыбаков, зампредседателя Сергей Иваненко и другие. Против такой реформы (тем более перед выборами) выступают Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) и в целом псковское «Яблоко», а также группа членов партии — действующих и бывших (имею в виду не так давно приезжавшего в Псков политтехнолога Максима Каца, против которого, видимо, прежде всего, и борются старые партийцы — и не собираются отдавать ему партию; если я правильно понял слова Иваненко на съезде, именно эта группа оппонентов снимала помещения в том же здании, где проходил съезд).
В общем, съезд прошел нервно — с оскорблениями, обвинениями, троллингом и нарушением составленного расписания. Если поначалу планировали, что первым прозвучит доклад Явлинского, то в реальности первым выступил Шлосберг. Он обозначил свое видение угроз для партии, негативно высказался о предложенной реформе и завершил выступление длинной библейской цитатой — в том смысле, что есть время разбрасывать камни и время собирать камни; время обнимать и время уклоняться от объятий, «так проповедовал Екклесиаст», заключил Лев Шлосберг.
Лев Шлосберг: Так проповедовал Екклесиаст в пятом веке до нашей эры.
Напомню, что Екклесиаст — это библейская ветхозаветная книга, по преданию написанная царем Соломоном; а кто-то мог понять так, будто Лев Шлосберг говорит о неком человеке Екклесиасте. Эта, не то ошибка, не то просто двусмысленность в словах псковского яблочника вызвала ухмылки его оппонентов, а зампредседателя «Яблока» Сергей Иваненко чуть позже даже прокомментировал сказанное с партийной трибуны.
Сергей Иваненко: Устав — это наш внутренний документ, это не Ветхий завет. И Екклесиаст — это не фамилия, а книга.
Кстати, в опубликованной стенограмме своего выступления Лев Шлосберг заменил фразу «так проповедовал Екклесиаст» на следующее: «Так написано в Екклесиасте». Всё это, конечно, мелочь, но она красноречиво передает характер этой партийной встречи, витавшее в зале напряжение и отношение яблочников друг к другу. Все держат себя в руках, но взаимное неприятие прорывается наружу. Вот и Лев Шлосберг вечером трудного субботнего дня обвинил председателя партии Николая Рыбакова, ни много ни мало, в бессовестном поступке.
Лев Шлосберг: Мне не хотелось это говорить, но я скажу. То, что вы сделали, это бессовестно.
Дело в том, что Рыбаков не поставил на голосование предложение Шлосберга (принять предложенные изменения в устав за основу, но не утверждать их на съезде, а создать рабочую группу и серьезно всё обсудить, а к принятию вернуться позже). Рыбаков свое решение не ставить вопрос на голосование объяснил тем, что обсуждался другой вопрос. Шлосберг вспылил — мол, это же бессовестно. Тут же прозвучали и другие нелицеприятные высказывания делегатов. На что Рыбаков ответил: мол, прекратите оскорблять, говорить о бессовестном поведении и т. д. Критики на съезде вообще было немало. И тут отмечу активность заместителя Льва Шлосберга в псковском «Яблоке», депутата Псковской гордумы Дмитрия Пермякова. Он неоднократно выступал, задавал вопросы, вносил предложения. И с жесткостью патологоанатома поставил диагноз «Яблоку».
Дмитрий Пермяков: У партии большие проблемы. Партия сейчас не ассоциируется с партией успеха. Она больше не интересна для избирателей. Она считается таким «гробом» для любых инициатив. К сожалению, партия — не кадровый лифт... Мы не можем сейчас, положа руку на сердце, утверждать, что мы получим мандаты в Государственной Думе на этих выборах в сентябре.
Показав нечто плохое, Пермяков в соответствии с законами ораторского искусства, тут же продемонстрировал нечто хорошее. Как и следовало ожидать от псковского яблочника, позитив нашелся у нас - в Пскове. Речь о желающих вступить в «Яблоко» участниках январских акций протеста несистемной оппозиции — это, по Пермякову, золотой фонд партии.
Дмитрий Пермяков: Я как юрист сейчас этих граждан, которые были задержаны на митингах, защищаю в судах. После этого они приходят к нам в Псковское «Яблоко», пишут заявления на вступление в партию и говорят «Какая моя рекомендация? Я был в одном автозаке со Шлосбергом!». Я им говорю: «Да, это лучшая рекомендация». Это золотой фонд любой политической партии.
Естественно, с этим не согласились оппоненты псковских яблочников. А Иваненко тут же парировал: мол, с такими подходами у нас скоро фашисты в организации появятся.
Сергей Иваненко: Принимать людей по принципу, что я сидел со Шлосбергом в автозаке — поэтому это лучшая рекомендация? А может, он фашист? Может, мы хотя бы спросим его?
Про фашистов вспоминали неоднократно. С ними партии, ясное дело, не по пути. О чем заявил и Явлинский во время длиннющего доклада, и Рыбаков.
К слову, на съезде был поставлен вопрос о доверии председателю партии. Мол, до съезда некоторые выражали ему недоверие — давайте проголосуем. Псковские яблочники выступали за тайное голосование — но руководство настояло на открытом. Часть делегатов, в том числе псковичи, участвовать в этом голосовании не стали, некоторые назвали его в соцсетях фарсом. Так или иначе, большинство высказало доверие Рыбакову. И большинством (более чем две трети голосов) делегаты не с первого раза приняли пакет поправок в устав партии— в том числе о введении партийных праймериз и установлении испытательного срока для желающих стать членами «Яблока».
Однако большую часть поправок, в том числе касающиеся статуса руководителей региональных отделений и вопроса их избрания, будут рассматривать после сентябрьских выборов. О парламентской кампании говорили уже во второй день съезда, однако никакой конкретики не прозвучало. И ответа на вопрос, кто войдет в федеральный список, кто и где пойдет по одномандатным округам — пока нет. Это касается и самой громкой новости минувшей недели о том, что главный оппозионер внутри «Яблока» Лев Шлосберг намерен избираться не в Пскове, в Москве. Решение на этот счет будет принимать позже руководство — прежде всего, те самые лидер партии Явлинский, председатель Рыбаков, зампредседателя — руководитель московского отделения «Яблока» Иваненко...
На этом всё на сегодня. Это были «Гонки по вертикали» с Александром Савенко. Будьте здоровы — и помните: если вы не занимаетесь политикой — политика обязательно займется вами.
Фото: архив Псковской Ленты Новостей, пресс-служба партии «Яблоко»