На смерть Владимира Жириновского

06.04.2022 15:23|Псков

Умер Владимир Жириновский - один из самых известных российских политиков, яркий харизматичный и в высшей степени неоднозначный. Человек, который за три последних десятилетия прошел путь от никому неизвестной персоны, руководителя одной из многочисленных партий (чей успех на первых парламентских выборах в 1993-м был встречен вошедшим в историю возгласом «Россия, одумайся, ты одурела») до партийного лидера и государственного деятеля, который во многом определял российскую политику. Определял - и продолжительное время был одним из ее символов. Причем, если в 1991-м он был радикально оппозиционным политиком, то в конце жизни стал чуть ли не пророком, возвестившим о возвращении имперской России.

При этом он, как и многие другие крупные личности, удостаивался самых противоречивых оценок и вызывал едва ли не всю гамму чувств — от любви сторонников и почитания чуть ли не пророком до откровенной зависти и ненависти. Всё это мы наблюдали в последние недели, когда Жириновский тяжело заболел, в СМИ его хоронили, а он потом как будто воскресал — и каждый поворот этого сюжета получал многочисленные отклики и эмоциональные комментарии.

Так случилось, что одним из самых важных регионов для Жириновского в свое время стала наша Псковская область - по крайней мере, так было примерно четверть века назад. Именно здесь в 1990-е партия, вождем которой он был, получала рекордные проценты голосов избирателей. Здесь в уже очень далеком 1996-м при деятельном участии Жириновского был избран первый и долгое время остававшийся единственным губернатор от ЛДПР.

В те годы Владимир Вольфович постоянно приезжал в нашу область, в ходе предвыборных кампаний буквально не вылезал из районов и в целом активно влиял на жизнь региона, в котором, как водится, он обещал каждой бабе по мужику, каждому мужику — по бутылке, а всем вместе — колонны сельскохозяйственной техники, бурное развитие экономики и всеобщее процветание.

Да, было время… Собственно, псковская политика конца девяностых — начала нулевых — это такая «ЛДПР-овская Санта-Барбара», как определил тот период Алексей Митрофанов, некогда «правая рука» Жириновского. Экс-депутаты Госдумы от Псковской области и бывшие губернаторы Евгений Михайлов и Михаил Кузнецов, некогда всесильный Михаил Гавунас, в прошлом сотрудник областной администрации, а ныне региональный омбудсмен Дмитрий Шахов, ныне живущий в Белоруссии бывший вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов Александр Христофоров — все они, как и многие другие, пришли в псковскую региональную политику в 1990-е при участии лидера ЛДПР.

До сих пор многие у нас его вспоминают, готовы рассказывать уже много раз озвученные истории про то, как кто-то его возил по области, кто-то - как вступил с Вольфычем в спор и, как это ни удивительно, не проиграл, а кто-то — как я, например, - не раз брал у него интервью и, помню, реально поражался мгновенным перепадам настроения, когда только что абсолютно спокойный, заметно уставший партийный лидер на глазах преображался, вдруг превращаясь в пламенного оратора, кидающегося лозунгами и дающего нелицеприятные оценки оппонентам из компартии. Как будто находится он не в салоне иномарки по пути на провинциальный вокзал, а на трибуне, под прицелами камер, в столице — то есть в своей стихии.

Думаю, в эти дни мы не раз еще услышим подобные воспоминания и оценки роли человека, чей уход действительно в чем-то символизирует конец эпохи, начавшейся на рубеже последних десятилетий прошлого века. История во многом сделала круг, от чего тогда уходили — к тому и вернулись; вновь - возрождение великой державы, имперские планы, конфликт с коллективным Западом, словом, всё то, о чем многие годы говорил Владимир Жириновский. Впрочем, апогея этого сюжета он не дождался, не дожил совсем немного, не стал свидетелем того, как многое из того, о чем он так много говорил и к чему призывал, стало частью нашей жизни. Вот так распорядилась судьба.

Александр Савенко

опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 160 человек