Полпред президента на Северо-Западе Илья Клебанов отправлен в отставку. При всей кажущейся незначительной актуальности этой новости для псковичей (ну, действительно, где он и где мы? Многие ли вообще знали, кто он такой?), отношение к нам данное событие все-таки имеет. Ибо свои следы на псковской земле Илья Иосифович оставил и если бы не увольнение, то продолжал бы оставлять. Именно при его активном участии за последние 8 лет произошли кардинальные кадровые изменения в региональной власти.
Полпредом президента Клебанов стал осенью 2003-го. До этого он был малоизвестен псковской общественности, телезрителям запомнился разве что по скандальной истории с расследованием причин гибели атомной подлодки «Курск».
Помню свои впечатления от первого визита нового президентского представителя в Псков накануне парламентских выборов. Всем своим видом как будто демонстрирующий недовольство и раздражение происходящим вокруг, какой-то невнятный, без ярких черт и «особых примет» (не считать же за таковые щеточку усов), Клебанов заметно уступал в харизматичности своим предшественникам – звезде российского политбомонда Валентине Матвиенко и суровому чекисту Виктору Черкесову. Другое принципиальное отличие было явлено чуть позже. Если при Черкесове в аппарате полпреда высказывали сомнение в легитимности действующего псковского губернатора (говорили: 28 процентов на выборах - разве это всенародная поддержка?), а Матвиенко была очень недовольна фактом выделения дотаций из бюджета на производство алкогольной продукции, то Клебанов фактически сразу выступил защитником и твердой опорой Евгения Михайлова. Что и продемонстрировал на встрече с руководителями псковских СМИ в первые же недели после назначения. Та аудиенция из-за неожиданных высказываний высокого гостя, просочившихся в СМИ, получила громкий скандальный резонанс даже в масштабах федерации. Именно там полпред произнес известное: «Мы суду укажем жестко. Укажем и прокуратуре».
Как показали дальнейшие события, Илья Клебанов указывал, контролировал, «пинал» - суды, прокуратуру, больше других – губернаторов. Да так, что расхожей стала шутка: совсем «заклебал»…
Уже в 2004 году он попытался сыграть определяющую роль в кампании по выборам губернатора Псковской области. Долго и искусно «подогревая» властные амбиции мэра Пскова Михаила Хоронена, полпред в решающий момент выступил в поддержку действующего главы региона Евгения Михайлова. Причем, «впрягся» Илья Иосифович за Евгения Эдуардовича не «по-детски»: сам объехал чуть ли не половину области, объясняя партхозактиву, почему необходимо поддержать кандидата от партии власти, дал согласие на использование своего изображения в агитационных материалах губернатора и – пожалуй, это самое главное – по мнению многих, именно полпред активно способствовал снятию с предвыборного марафона вступившего в схватку на свой страх и риск Хоронена, а также настаивал на снятии Михаила Кузнецова.
Итог запутанной «многоходовки»-2004 хорошо известен: Хоронена решением президиума Верховного суда «отцепили», Михайлов вышел во второй тур вместе со своим «заклятым другом» Кузнецовым – и проиграл.
Победа экс-депутата Госдумы выглядела явным поражением полпреда и свидетельствовала, помимо прочего, о просчетах в его работе. Показательно, что на инаугурацию вновь избранного губернатора Клебанов не приехал, прислав вместо себя заместительницу.
В дальнейшем взаимоотношения двух руководителей были, как и следовало ожидать, весьма натянутыми. При этом полпред по-прежнему стремился влиять на региональную политику, активно взаимодействуя с руководителями крупнейших городов – Хороненом и его коллегой из Великих Лук Лидией Голубевой, главным федеральным инспектором Александром Селивановым и другими местными «игроками». В 2007-м именно Клебанов вопреки позиции едва ли не всей региональной элиты «продавил» мэра областного центра в тройку регионального списка «Единой России» на парламентских выборах, а затем – очевидно, ради сохранения противостояния в области - отговорил его от получения мандата депутата Госдумы. Примечательно, что буквально вчера тот самый Хоронен, который был одним из лидеров списка, заявил о выходе из данной партии без объяснения причин.
От коллег из других регионов знаю, что подобные «хитрые комбинации» представитель главы государства в СЗФО проводил и в иных субъектах РФ. За 8 лет многие региональные руководители на практике столкнулись со своеобразным стилем работы Ильи Клебанова: одной рукой подталкивая глав к проведению непопулярных среди населения мер – таких, например, как монетизация, другой рукой он наказывал и критиковал их, по сути, за те же самые решения.
Когда в феврале 2009-го в Псковской области произошла смена губернатора, никто не удивился, что Клебанов на этот раз лично приехал на сессию областного Собрания и инаугурацию нового главы.
Остается добавить, что полпред запомнился у нас также частыми разговорами о необходимости объединения Псковской области с соседними субъектами РФ. Несмотря на то, что никаких данных об экономической целесообразности такого шага представлено не было, Илья Иосифович делал заявления на данную тему с упорством, достойным лучшего применения. При этом прожекты полпреда поддержки ни у населения, ни у политиков – от оппозиционных до представителей партии власти – не находили.
В последнее время политологи много рассуждают о кризисе института полпредов, который появился при «раннем» Путине, был призван укрепить вертикаль власти и ограничить вольницу глав субъектов РФ.
«Полномочные представители президента стали чем-то вроде комиссаров при командирах Красной Армии — проверяли бдительность и лояльность и пытались оперативно решать возникающие проблемы с Центром», - образно выражают свою мысль эксперты. Сейчас же задачи изменились, институт полпредов ждет «переформатирование» и новые задачи – не столько контроль и регулярное вмешательство, сколько активное содействие развитию регионов. И в этом смысле уход Клебанова, представителя прежней модели – «надсмотрщика и указчика», выглядит весьма символичным.
Александр Савенко