Я не хочу ходить строем

28.02.2014 15:47|ПсковКомментариев: 74

Чем больше читаю сводки с фронта законодательной работы, тем больше проникаюсь пониманием действий протестующих на Украине. Зажрались не только там. Порядком надоели неутомимое законотворчество депутатов Госдумы, неадекватные запросам общества предложения и откровенно полицейские законопроекты.

Пока одни депутаты отвлекают внимание общественности своими разнузданными фантазиями и глупыми выдумками, другие пропихивают недемократичные и антиконституционные законы.  Раздражает тупое желание поставить соглядатая к каждой организации, контролировать каждое действие и записывать в блокнотик каждое сказанное слово.

Известный враг интернета, депутат Ирина Яровая хочет  заставить граждан и организации уведомлять власти «о начале осуществления деятельности по организации распространения информации и (или) обмена данными между пользователями в сети «Интернет». Открыл сайт – сообщи в специальный орган власти. Не сообщил – заплати штраф. Для граждан от 3000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей. Неплохие суммы, правда? Карательные санкции для организаций чуть меньше месячного жалованья законотворца.

Думцы настолько обленились, что даже не потрудились толком объяснить, зачем понадобилось вводить полицейские функции. В пояснительной записке содержится только скупая фраза про «защиту прав граждан и упорядочивание распространения информации».

Вообще защита прав граждан – универсальная законодательная уловка. Идеально подходит для введения смертной казни, ввода войск в соседнее государство, отмены губернаторских выборов. А вдруг выберут террориста или участника Евромайдана? «В целях защиты прав граждан» можно разгонять митинги, вводить военное положение, вести учет несогласных и переписывать непатриотичные высказывания.

«Упорядочивание информации» - вещь неоднозначная. Вот у нас в Псковской области официальные сайты городов и районов после «упорядочивания» превратились в серые безликие неинформативные болванки в стиле «имитация деятельности».

Законопроект Яровой затрагивает интересы огромного множества людей и бизнес-структур. В России зарегистрировано почти 5 млн доменов в зоне .ru и еще 800 тыс. в зоне .рф, не говоря про все остальные. У некоторых людей есть несколько сайтов, а у некоторых сайтов - несколько «зеркал». Отчитываться в случае одобрения закона надо будет за все.

Еще я хотел посоветовать про киберсквоттеров, безнаказанно доставляющих законопослушным людям проблемы на ровном месте при попустительстве законодательной власти, но потом передумал. Страшно представить, что насочиняют гениальные законотворцы.  Лучше просто не трогайте Интернет.

Главный вопрос – зачем нужен учет сайтов? Что изменится после принятия законопроекта? Страдающие нехваткой информации могут воспользоваться «Whois-cервис». Это очень простое действие, по интеллектуальному уровню доступное даже для депутата Госдумы. Надо всего лишь забить в поисковом окошке адрес сайта и нажать кнопочку (это в парламенте хорошо умеют).  Например, забиваем в поиске KREMLIN.RU, видим владельца - Spetssvyaz FSO RF.

Можно возразить: публикация таких данных – право, но не обязанность. В любом случае, у государства имеются все необходимые рычаги, чтобы получить или вычислить данные владельца сайта. При регистрации в зоне .ru требуются паспортные данные. Разумеется, персональной информации нет в общем доступе. Но когда надо органам правопорядка, найти нетрудно. Анонимность в социальных сетях призрачна.

Вы можете быть В Контакте Васей Пупкиным или Машей Форточкиной, но при регистрации придется указать номер мобильного телефона. Когда вы понадобитесь компетентным органам, вас легко найдут и выдернут из любого места. Анонимность в сети существует только до момента, пока вами не заинтересовались правоохранительные органы.

Еще один принципиальный момент - законопроект предполагает ввести обязательное хранение владельцами сайтов всех пользовательских коммуникаций в течение 6 месяцев для нужд правоохранительных органов. Речь идет о хранении «голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или любого рода действиях, совершенных пользователями при распространении информации».

Специалисты-практики справедливо указали депутатам-теоретикам, что закон приведет к дополнительной нагрузке на владельцев сайтов. Например, «Яндекс» не хранит удаленный пользователями контент. «Если появится обязательство сохранять логи пользователей, это технически возможно, но может потребовать дополнительной разработки от владельцев сервисов и сайтов», - говорят представители интернет-холдинга. 

Хорошо быть крупной интернет-компанией. А что делать владельцам личных сайтов или блогов? Копировать каждый удаленный комментарий с айпи-адресом в специальный документик? 

Как принято в российской законодательной практике, закон не подробный и не конкретный. Объем подлежащей хранению и передаче компетентным органам информации,  дополнительно устанавливается правительством. Практически готовый анекдот про конституцию для африканского племени. Пункт 1 – граждане имеют права и обязанности. Пункт 2 - конкретный список прав определяется вождем.

Хромает не только концепция законопроекта, но и его исполнение. Под расплывчатое понятие  «организатор распространения информации» может попасть любой пользователь социальной сети. Зарегистрировался в Facebook и не уведомил Роскомнадзор? Пришлите скан паспорта. Постишь открытки на стене без разрешения? Штраф 5000 рублей. Лайкнул Навального? Пройдемте, гражданин.

Пока интернет остается пространством свободного распространения и получения информации.  Здесь можно увидеть разную подачу информации о политических событиях, в отличие от подконтрольных государству пропагандистских медиа. За обязательной регистрацией  может последовать «обязательный минимум патриотической информации», введение должности цензора и хождение строем в серых робах под звуки гимна.

«Я не хочу ходить строем, хочу ходить один», - пел Гребенщиков.

Если так хочется все контролировать, можете ввести реестр бейсбольных бит. Обязать продавцов переписывать «бейсболистов». Установить обязательную государственную регистрацию табуретных ножек. Только это не поможет. Камни и кирпичи лежат везде под ногами.

Денис Бахтин

P.S. Кроме госпожи «Хочу все знать» Яровой законопроект подписали депутаты Надежда Шайденко, Магомед Селимханов, Александр Сидякин, Хож Магомед Вахаев, Адам Делимханов (все из «Единой России») и Сергей Маринин (ЛДПР). Запомните этих людей.

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 265 человек