«Дабришутинг»: Агония, кризис и импортозамещение

11.03.2022 16:16|ПсковКомментариев: 1

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска радиопрограммы «Дабришутинг». Она выходит на волнах радиостанции «ПЛН FM» (102.6 FM) раз в неделю по пятницам. Под прицелом поэта, журналиста и настоящего сноба Дины Дабришюте главные события общественной и культурной жизни Псковской области за последние семь дней.

 

Эта программа ни своим названием, ни содержанием не призывает кого бы то ни было к насилию и не является выражением чьей-либо позиции в отношениях России и Украины. По-прежнему я выбираю только самые интересные и актуальные инфоповоды недели и высказываю свое мнение относительно происходящего.

Сегодня в выпуске:

Паника или историческая память: почему пустеют полки магазинов в России
Туризм умер да здравствует туризм? Версия 2022
Псковские сказки, которые никто не расскажет

Опустим дежурное приветствие и пройдемся в порядке очереди по всем темам.

Больше киска не купит Вискас, а ее хозяева забудут вкус американского фастфуда. Настоящее современного россиянина сюрреалистично. Количество товаров на рынке превращается в призрак и тает на глазах. Я помню детство в 90-х, нулевые, помню, как все больше и больше западных товаров появлялось в магазинах, как цена на импортные продукты становилась все ниже, а ассортимент их рос, и вот уже в каждом, даже небольшом городе, можно купить одежду из Эйчика, забронировать номер в хостеле через Букинг или пойти перекусить в Мак, если не готов тестировать местный общепит.

Теперь мы живем в реальности, которую можно назвать «Назад в будущее». Те, кто там уже был, довольно легко приспосабливается к происходящему: делает запасы товаров разной необходимости, стирает пакеты, зашивает деньги в подушку и готовится к дачному сезону, потому как цены на продукты питания кусаются, пожалуй, будет действительно дешевле вырастить овощи-фрукты, чем купить. Но историческая память у людей работает не случайно и не от хорошей жизни: «дефицит» и «дефолт» для многих российских семей слова по-настоящему страшные. Конечно, как и в любое кризисное время, появляются граждане, которые не прочь нажиться на чужой беде.

У меня дома в детстве одним из самых ругательных слов было «спекулянты». Сейчас их развелось, что весенней грязи. Каким образом обои от российской фирмы, которые пылились на складе минимум полгода, за один день стали в полтора раза дороже? Почему бытовая техника, закупленная несколько месяцев назад еще по старому курсу валюты вдруг выросла в цене на 30%? А с гречкой-то что случилось за неделю? Все больше сейчас появляется статей о том, что это покупатель виноват, так как тревожится и сметает с полок все подряд, боясь худших времен. В одном таком сообщении даже говорилось о понятии «панических покупок».(Интересно, почему в разряд самых востребованных и оттого сейчас почти дефицитных попал сахар? Неужели псковичи вспомнили о том, что в регионе разрешено гнать самогон?)

Главный совет психологов и людей, позиционирующих себя здравомыслящими, – не тревожьтесь. Как тут не будешь тревожиться, если не знаешь, что будет с твоими сбережениями? Банки повышают ставку по ипотеке, брать ее уже, считай, не выгодно, но есть мнение, что пора вложить в депозит. Вот и мечется народ: сначала наличку снял, потом где-то услышал, что погорячился, и через неделю побежал класть обратно в банк, вдруг еще и заработать не ней получится. При всем при этом власть, банки и экономисты молчат. Никто не говорит с большого экрана какой-нибудь бабе Вале, что ей лучше делать со своими сбережениями на «черный день». С картой «Мир» ясно, понятно как работают другие, а с вкладами что? Информации о ближайшем финансовом будущем или даже убедительных прогнозов не слышно. То ли никто ничего не знает, то ли эксперты сами в панике и в кои-то веки не готовы врать народу в глаза.

Не до жиру, быть бы живу. Думаю, эти слова сейчас как никогда актуальны для досугово-культурной сферы. Туризм, на который так много ставок делают псковские чиновники, бьется в конвульсиях еще с начала пандемии. То, что его не убило, сильнее явно не сделало. Санкции со стороны Запада и США и предсказываемое снижение уровня жизни населения не оставляют сфере шансов выжить. Сейчас речь идет даже не о том, что какой-то пскович не поедет больше на Сейшелы или Мальдивы – таких обеспеченных туристов не так уж много. С остановкой выдачи туристических виз Эстонией и Латвией даже эти соседние с нами страны кажутся теперь неким сказочным тридевятым царством, куда попасть можно только истоптав семь пар железных башмаков.

Но проблема в другом: в Псковскую область больше некому приезжать. Деловые связи с более-менее обеспеченными соседями разрушены. «На время!» - возможно, скажете вы. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Даже при коронавирусе у нас было существенное иностранное финансирование, хоть никто ни к кому практически не ездил в гости и обменов делегациями не было, много масштабных проектов по реконструкции в Пскове и окрестностях проходили в рамках программ приграничного сотрудничества. А сколько побратимских связей теперь утрачено! Так глядишь и сквер породненных городов пора будет переименовывать. Прискорбно, что те радушные иностранцы, которые радостно размахивали флагами своих стран и раздавали русским детям сувениры на Международной Ганзе в Пскове в 2019-том году, в большинстве своем больше не готовы ехать к нам ни за какие коврижки.

Что же получается, все усилия городских и региональных властей, которые так тщательно и долго выстраивали партнерские отношения с ближним и дальним зарубежьем – коту под хвост? Все развитие туризма теперь обнулится? Хочу здесь процитировать Максима Горького: «А был ли мальчик? Может, и мальчика-то не было?» Давайте посмотрим правда в глаза: у нас даже до коронавируса не было возможности зарабатывать на туризме, сколько бы об этом не твердили чиновники. Турфирмы, гостиничная сфера и общепит могли иметь прибыль, бюджеты региона и города – фактически нет. Дело здесь не в том, что у нас «все» в частных руках, а в том, что в области есть туристический потенциал, но отсутствует материальная составляющая: инфраструктура и наполнение. 10 памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, псковский Кремль и пару примечательных зданий гражданской архитектуры можно посмотреть за несколько часов, особо не напрягаясь. После такой короткой программы турист может с чистой совестью или ехать восвояси, или воздавать хвалу Дионисию. Гостю у нас негде тратить деньги и некуда ходить. Паломники, которые довольно активно последние годы ездят в Псковскую область, народ небогатый, и средств в муниципальную казну явно не принесут, последние кровные оставят в РПЦ, а она отделена от государства и благоустраивает исключительно свое и для своих. Это я все к чему, да к тому, что реквием по туризму у нас в регионе давно пора играть. Просто теперь его звуки будут слышны издалека, и они сольются с единым всероссийским скорбным хором.

Бытует мнение, что с каждым новым поколением россияне все больше теряют связь с прошлым, забывают свое культурное наследие и, в частности, перестают рассказывать детям на ночь русские сказки. Бороться с этими тлетворными веяниями современности засучив рукава намерены в областном комитете по культуре. Известно, что в этом году будет издан «прекрасно иллюстрированный сборник псковских сказок», а уже совсем скоро все смогут увидеть на сцене БКЗ Псковской областной филармонии мюзикл по ним.

Мне пока не очень ясно, чем для не филолога отличаются сказки местные от, например, новгородских. Но, если продукт поможет внести хоть какой-то вклад в то, чтобы Псковская область стала более узнаваемой, если сказки станут брендом, это будет неплохо. Скверно, что уже состоявшиеся бренды, известные некогда на всю Россию, окончательно сдулись. Был, например, когда-то в Пушгорах Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, на который приезжали тысячи гостей. Теперь туда не то что чужие, так и свои ехать не хотят. Больше 10 лет это мероприятие разрывается между классическим форматом проведения, и бесчисленными попытками его реформировать (во благо зрителя, конечно, а не ради чьей-то личной наживы).

В итоге недоволен никто, разве что организаторы-затейники могут ставить галочки в своем резюме о выполненных задачах. То, что людям давно уже это все не сдалось, – дело десятое при заполнении ежегодных отчетов о проделанной работе. В этом году Дни Пушкинской поэзии и русской культуры будут отличаться обилием театральных постановок. Почему нельзя сделать хоть раз в год одно нормальное поэтическое литературное мероприятие, где в приоритете местные авторы, я не понимаю. Как не понимаю и постоянного стремления на любые события в первую очередь приглашать столичных исполнителей, зачастую совершенно забывая о своих. Зато потом можно развести руками в удобный момент и сказать «Да у нас вообще никого нет!» С таким подходом, действительно, скоро совсем никого не будет.

Будущим летом областной комитете по культуре обещает каждые выходные в Пскове проводить мероприятия на открытом воздухе на разных площадках. С нетерпением жду теплого времени, чтобы воочию посмотреть, как это будет. У меня создалось впечатление, что комитету явно не давала покоя слава Елизаветы Барышниковой, экс-директора Псковской областной филармонии, которая за время своей работы смогла подарить псковичам много новых интересных площадок для звучания классической музыки. В этом году филармония берет курс на сохранение своих проверенных форматов и локаций, рассказал главный дирижер и художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Николай Хондзинский.

Надеюсь, хештег #сюрпризыбудут когда-нибудь продолжит появляться в анонсах мероприятий филармонии и, как пошутил маэстро уже вне нашего эфира, эти сюрпризы не будут связаны с чьим-то уходом.

Таким получился обзор событий сегодня. Что попадет в поле зрения в следующий раз? Узнаете через неделю.

Дины Дабришюте 

опрос
Надо ли всем горожанам принимать участие в субботниках?
В опросе приняло участие 77 человек