В очередной раз в Псковской области озаботились решением одной самых наболевших проблем, а именно созданием туристического бренда.
Уж кто только не придумывал раньше идею, а сколько раз ее пытались визуализировать (даже мои многоуважаемые коллеги)! Каждый раз, как первый и последний! Однако время показало, чего никак не может регион сделать, так это искоренить борщевик и выгодно себя продать на рынке туризма.
Поговаривают даже, что хваленая туристическая привлекательность такой же миф, как крокодилы в реке Великой. Зато чиновники в любой момент могу вынуть ее из широких штанин в качестве последнего весомого аргумента. «Давайте мост Ольгинский перенесем вот сюда, к школе для слабовидящих? Как нет? Нам же нужно срочно ремонтировать старый, ведь туристы к нам едут, как же они городу будут ходить! А вот сюда давайте памятник Довмонту воткнем. Как не сюда? Нет уж, тут туристический маршрут, надо, чтобы все гости видели славного псковского князя литовского происхождения!» - это лишь несколько примеров из последних обсуждений предложений по облагораживанию областной столицы.
Попытки выудить денег, чтобы выгодно продать открыточный вид псковских достопримечательностей, бессмысленны и зачастую беспощадны. В очередной раз сейчас решено привлекать в регион новую туристическую кровь с помощью... идеи. Точнее, концепции бренда (словосочетание курсивом).
Сделать из Псковской области эдакий кликбейт, куда всякий захочет перейти, пока ни у кого не получалось. Вряд ли на этот раз выйдет по-другому. Все эти разговоры о том, каким должен быть регион, чтобы сюда текли деньги со всей России, напоминают раздел шкуры неубитого медведя. Думается, что если бы финансы на проведение подобных конкурсов, время на заседаниях по решению вопросов о вопросах были потрачены на дела, а не на разговоры и идеи, то туристическая привлекательность имела бы менее эфемерные черты.
Для того, чтобы что-то продать, нужно что-то иметь. Что имеем мы? Отрасли туризма, которые рано или поздно попадают в тупик. Событийный провален, до сельского никакой извозчик не довезет, гастрономический все никак не может утвердиться, экстремальный развивать негде.
Скорость, с которой разваливаются памятники истории в регионе, оставляет все меньше шансов для нормального потока и обычного туриста, который приехал посмотреть на какую-нибудь из наших средневековых крепостей в свой выходной.
Возможно, вы скажете, что я сильно преувеличиваю плачевность состояния сферы, что вообще-то у нас есть популярные музеи в Сигово, Изборске, Пушкинских Горах, Вечаше, местные бренды сыра, пряника и алкоголя. А в этом году еще и дизайн-код в городах ввели!
Конечно, у нас много чего есть, даже гастрономические фестивали, сказочная Купала и праздник каши в Порхове, ужасные вывески сняты со стен. Только на месте вывесок дыры или похабный новодел, фестивали далеко не всегда проходят ежегодно и им почти каждый раз не хватает то денег на размах, то на рекламу. А бывает у организаторов не достает здравого смысла, и они, соревнуясь между собой, ставят свои мероприятия в одни и те же даты. «Средства у нас есть, у нас ума не хватает!» - говорил Матроскин. Увы, у Псковской области не достает ни одного, ни второго. Но зато может появиться туристический бренд.
Дина Дабришюте