Все смешалось в доме Облонских…

17.10.2014 19:50|ПсковКомментариев: 5

Как человек, проведший значительную часть жизни на разного рода совещаниях, привык сомневаться, подчас, не только в их полезности, но даже и интересности. Про прошедшее недавно в Иваново собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России этого не скажешь. А поскольку оно посвящалось практически целиком и полностью проблемам ЖКХ, то сказать даже есть что.

На собрании, что бывает нечасто, присутствовали представители министерства строительства и ЖКХ, но дальше присутствия дело и не шло. Да, они выступали с докладами, а-ля сообщениями, но всячески уходили от дискуссии, явно неохотно отвечали на вопросы. Хотя что-то говорить все равно ведь было нужно. Итак, некоторые мысли вслух: как московских гостей, так и собственно участников собрания, представляющих 26 городов, а равно где-то и свои собственные.

Можно по-разному относиться к системе ЖКХ, существовавшей в нашей стране в советское время, но в чем однозначно ей не откажешь, так это в стабильности правил игры и обязательств, не менявшихся практически 70 лет. Зато сейчас все строится на каких-то шараханьях из стороны в стороны, а подчас и по принципу: из огня да в полымя. С одной стороны министерство вроде слышит, что внизу, на местах градус недовольства системой ЖКХ начинает становиться критическим, но….

Просто как пример. Достаточно копий сломано по поводу пресловутых общедомовых нужд. И, в то же время, при всем критичном к ним отношении, как-то стало выстраиваться понимание того, что делать всем сторонам, вовлеченным в этот процесс. Тем более, есть опыт разных городов, в частности, того же Иванова, где 90 процентов жителей платят за потребленные энергоресурсы непосредственно тем, кто их поставляет. Далее, сегодня есть технические возможности устанавливать в квартирах и на дома современные счетчики, у которых не своруешь, и показания с которых можно снимать при помощи компьютера с удаленного доступа, и города, и жильцы где-то уже вложились в это своими деньгами. С другой стороны, что оно, министерство, предлагает. А предлагает оно с первого июля будущего года отменить ОДН, разработать некие нормативы потребления энергоресурсов и ввести к ним повышающие коэффициенты. И не важно, что теперь уже сами города просят не ломать все в очередной раз через колено.

Расселение аварийного жилья. Чтобы понять, насколько актуальна проблема в целом, воспользуемся цифрой, озвученной представителем министерства: по данным на первое января 2012 года в аварийном жилье проживало 785 тысяч человек. При этом ими же признается, что цифра эта лукава. Что многие города включали в эти списки ровно столько домов, сколько предполагалось для них выделить средств. Те, кто поступил иначе, и включил в списки сразу все, попали в патовую ситуацию: фонд дал денег ровно столько, сколько было запланировано, а муниципалитеты стала теребить прокуратура: если признали дом аварийным, почему не расселяете?! Ладно, этот скользкий момент так или иначе, но проскочили, реестр аварийных домов продолжает формироваться дальше, он пополняется вновь выявленными домами, появился уже термин «новое аварийное жилье», - и проблема, как снежный ком, идет по нарастающей.

Плюс к этому даже по тем домам, которые попали в программу, ощущается явный недостаток средств: федерация выделяет их на то, что расселяется, а не на то, что строится. Краткое пояснение: минимальная площадь квартир по сегодняшним СНиПам 28 кв.м.. Ситуации в жизни – прямо противоположные: один человек в трехкомнатной квартире и семь – в однокомнатной. Министерство дает отмашку на многочисленные запросы городов, дескать, можно обеспечивать по норме на человека. Для одних – это выход из ситуации, зато другие идут в суды и выигрывают иски о том, что им нужно при расселении вернуть прежними метрами. Спорные дела повисают прямо и только на муниципалитеты. На сегодня цепочка: формирование реестра и программы, фонда капремонта, и финансирование из бюджета требует многоточий после слова «бюджет». Ибо все будет зависеть от того, каким он будет.

Разумный выход напрашивается один: срочное принятие закона о некоммерческом найме жилья, иначе говоря, о социальном жилье, о доходных домах, - да как угодно их называй, но их надо строить. Чтобы их строить, нужны… ну, конечно же, деньги. Почему-то в последнее время обществу стала активно навязываться мысль о том, что в стране их нет. Вроде того, как лишних денег нет. Или социальное жилье подпадает по чьей-то злой логике под «лишние» траты?! Как-то воленс-ноленс напрашивается аналогия с ситуацией вокруг уже существующей федеральной программы «Жильё для российской семьи». Мало того, что в ней изначально создали такое количество барьеров, что ряду городов просто закрыли путь в нее, но в ней отказываются участвовать даже  те, кто умудряется их преодолевать: исходно обозначенная цена квадратного метра в 30(?!)тысяч рублей – это чья-то неуклюжая попытка обрушить весь рынок жилья или как?! Или как…

О чем говорили еще? О многом. О скорбной судьбе домов, вроде тех, что обслуживает наше МБУ «Жилище». Ведь, опять же, с одной стороны, статью 16 Закона о приватизации жилищного фонда никто не отменял, но зато из уставов муниципалитетов по протесту прокуратуры исключены полномочия по капитальному ремонту жилья, а многие из домов и попали в этот скорбный  список как раз потому, что ремонт им был нужен не то, что вчера, а десять, а то и сто лет назад. О ситуации с управляющими организациями, многие из которых живут именно на вольных хлебах, а жителей держат на голодном пайке. Правда, и тут возникает некий диссонанс: жилищный кодекс по логике вещей предполагал, что отношения между жильцами и УО будут строиться на основании договоров, в том числе, и что касается стоимости услуг последних; министерство же предполагает, что с первого июля будущего года тарифы на жилищные услуги будут утверждаться на уровне субъектов. О новых домах и целых микрорайонах, которые построены, вроде бы, дольщиками, но фирмы-застройщики, сэкономив на техническом подключении домов, передают сети на баланс УО, которая потом уходит с дома, передаёт его другой ООО, а сети просто бросают.

Как известно, на такого рода мероприятиях после дневного круглого стола составляется еще более круглый вечерний. И, вспомнив сюжеты трех собраний за два года, в которых мне довелось участвовать по поручению главы города и где всякий раз обсуждаемые темы силились догнать ускользающую мысль федерального центра, я предложил коллегам тост за то, чтобы дожить до того времени, когда федерация соберет представителей муниципалитетов и спросит их: мужики, вы лучше знаете, как лучше, - давайте так и сделаем…. Но, как в том анекдоте: не дожить нам до этого…

Евгений Самуйлов

опрос
Как вы относитесь к идее ввести ограничения по весу для жителей России и чиновников - до 80 и 100 кг?
В опросе приняло участие 353 человека