На старые грабли…

16.02.2015 17:02|ПсковКомментариев: 31

Факт, с которого начну сегодняшние заметки, общеизвестен. В 60-е годы, теперь уже прошлого века, в Норвегии, правда, от богатства, а не так, как у нас сейчас, от скудости бюджета, тоже решили заняться «оптимизацией». Из деревень, в массе своей расположенных вдоль побережья, решили отвозить детей в школьные интернаты, находящиеся в близлежащих городах. Все было бы замечательно, но, закончив учебу, молодые люди перестали возвращаться назад, в свои деревни, но главное – к традиционным промыслам, которыми занимались их предки….

Сейчас, особенно часто эти разговоры можно услышать в райцентрах Псковщины, люди замерли в некотором настороженном ожидании: а что же дальше? В райцентрах потому, что в огромном количестве теперь уже бывших деревень, чаще всего можно поговорить на эту тему разве что с самим собою. Если свести большинство суждений воедино, даже, несмотря на неожиданно и не известно насколько вернувшиеся пригородные поезда, суть будет выглядеть следующим образом: уж, коли воспротивиться объединению волостей не удастся, то, если дело дойдет до слияния районов, тут уж мы за себя постоим. Не факт.

Дьявол, как известно, кроется в деталях. Дело в том, что этот процесс не начнется завтра, он начался … позавчера. Несмотря на весь внешний антураж, несмотря на видимое затишье, и даже публичные заверения. Несмотря даже на то, что свежими изменениями в областной закон во все районы вернули прямые выборы глав муниципальных образований. Вот только глав чего?! Должность звучная, а власть реальная нынче какая? Давайте посмотрим на ситуацию более-менее беспристрастно. Сегодня в большинстве райцентров, преимущественно в тех, которых именно исподволь, не заметно, уже давно назначили на роль упраздняемых, что мы имеем: практически все относительно значимые социальные службы, бюджетные организации, государственные предприятия, федеральные структуры, надзорные ведомства представлены исключительно филиалами. Это и связь, и почта, и автотранспорт, и банки, и налоговая, и полиция, - да чуть ли не все. Вот-вот там не станет собственных полноценных больниц. Бывшие колхозы и совхозы либо не существуют, либо – суть частные. Жилье в массе своей приватизировано и, пусть где-то формально, но передано управляющим организациям. Сохранившиеся или вновь созданные предприятия, опять же, за редким исключением, частные. В некоторых районах уже даже райпо – это своего рода филиал райпо соседнего района. А если еще представить, что теплосети и водоканал отданы в концессию, что считается сегодня делом модным, то главой чего же является глава района?! Объективно говоря, тех весьма и весьма проблемных домов, от которых отказались «управляйки», разбитых улиц, отсутствующих тротуаров, ну и, конечно же, кладбища и уборки мусора. Так и напрашивается, что должность круглогодичного сантехника, уборщика и кладбищенского сторожа должна именоваться как-то по-другому. И, когда губернатор и его подчиненные говорят, что для людей в процессе «оптимизации» и «филиализации» ничего не измениться в худшую сторону, то они, по-своему, правы, ибо, хуже уже некуда. Или почти некуда, а «почти» в данном случае не считается. По большому счету упразднение такого района будет, увы, вписываться в примитивную житейскую мудрость: поздно пить боржоми, когда почки отвалились, - как говаривали в гараже в пору моей шоферской юности старшие товарищи.

У городских округов и, в частности, у Пскова, в этом «прекрасном далёко», свои черные дыры и белые пятна. Уже свершившийся факт: три областные библиотеки стали одной. Следующая фраза – это не новое официальное наименование, но суть отражает верно: «филиал имени Каверина библиотеки имени Ленина». Только вот незадача: библиотек имени Ленина в России пока еще пруд пруди, а каверинская – одна. И туристы, пусть пока и внутренние, российские, но на экскурсию едут именно в нее. Еще предполагаемый факт: три детских сада, пусть и маленьких, станут одним. Только из трех один расположен на ул. Гражданской, второй – на Свердлова, а третий – на Райниса. Рискну предположить, что у заведующего этим триединством персонального автомобиля не предполагается, зарплату платить собираются одну, ломаться будет сразу в трех местах одновременно. Говорят, что у семи нянек дитя без глазу, а наоборот?! Не пробовали – не знаем. Ждать осталось не долго.

Хотя ситуации разные, но мотивировка в обоих случаях одна: необходимость экономить бюджетные средства. На чем?! Расходы на содержание зданий останутся прежними, на основную деятельность они и так урезаны по самое не хочу, на капремонты и развитие их уже и не предполагали, бухгалтерия и так в ЦФБО. Если все сводится к одной ставке заведующего и двух заместителей вместо трех нынешних заведующих, то, как бы ни начать пухнуть с жиру от такой экономии. В народе такого рода новшества давно уже окрестили экономией на спичках. А еще у каждого прямого действия есть косвенные результаты и побочные явления, просчитать которые заранее можно, но не всегда.

…Вернёмся к продолжению хрестоматийного примера. Когда в практически самой благополучной в смысле благосостояния Норвегии пожали первые плоды «оптимизации», они тут же отыграли назад, создав на том же побережье условия жизни, равные городским, и, тем самым, сохранив промыслы, уклад жизни, условия для туризма и что-то ещё, незаметное, но жизненно необходимое для того, чтобы территория была страной. Мы же, если свой опыт не учитываем, то чужой просто отвергаем: уж очень заманчиво наступить ещё раз на свои же грабли.

Евгений Самуйлов  

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 267 человек