Трудности перевода

08.02.2017 13:53|ПсковКомментариев: 8

На недавно прошедших в Псковской городской Думе публичных слушаниях, посвященных обсуждению предполагаемых изменений в Устав города, в числе которых и изменение соотношения количества депутатов, избираемых по партийным спискам и по одномандатным округам, то ли неожиданно, то ли предсказуемо, прозвучала тема о правящей партии и оппозиции. Причем, как в контексте того, что нужно это соотношение убрать вообще и сделать всех депутатов одномандатниками, так и наоборот, - оставить все, как есть, ссылаясь на некую, особо присущую псковичам, общественно-политическую активность и даже политизированность городского сообщества.

Априори политизированность на муниципальном уровне смотрится как-то инородно. Конечно, и депутат Госдумы от правящей партии, рекомендующий пенсионерам сократить расходы на питание, или, точнее, меньше есть, рискует остаться в одиночестве. И, уж тем более, муниципальный депутат, избранный от оппозиционной партии и призывающий собирать, как четыре века назад, народное ополчение и идти на Москву, рискует отправиться в этот поход в гордом одиночестве.

Так быть партийным спискам на муниципальных выборах или не быть? Быть, и выполнять совершенно необходимую функцию постепенного взращивания принципов демократического устройства общества, что тем более важно в нашей стране, поскольку семена эти были брошены треть века назад на неподготовленную и не удобренную впоследствии почву, да и селекции оказались явно заокеанской и далеко не самого лучшего качества. Партийный фактор на муниципальных выборах можно и нужно рассматривать в контексте всей вертикали выборов, как делающий их более понятными за счет большей узнаваемости кандидатов.

И на этом оппозиционность муниципального уровня, на мой взгляд, заканчивается, а начинается рутинная повседневная работа, поскольку, скажем, те же злополучные ОДН, или срочно требующая ремонта кровля в школе ну никак не имеют партийной окраски. По большому счету собственно оппозиция, как таковая, опять же, на мой взгляд, уместна и необходима только на федеральном уровне законодательной власти, где методичная пропаганда и отстаивание своих программных целей, в том числе за счет внесения проектов соответствующих законов, ведет к возможности прихода к власти той или иной партии в результате выборов. И даже на уровне субъекта федерации то, что принято подавать, как оппозицию, отдает некой казуистикой. Особенно, что касается придумывания все новых и все более экзотичных проектов законов и, увы, изначально обреченных быть не больше, чем популизмом.

Мне представляется, что, если мы говорим о едином и сильном федеративном государстве, то само словосочетание «закон ... области» должно быть исключено, либо наделено совершенно иным смыслом. Нынешний смысл, к сожалению, ведет свое основание от пресловутой формулы «берите столько суверенитета, сколько захотите, сколько сможете переварить». Как мы все хорошо знаем, к концу девяностых этот аппетит у многих просто не знал границ. Но, простите, изжога от того переедания не прошла и до сих пор. Попробую проиллюстрировать это таким примером. Опять же в некой области N, хотя бы и в нашей, живет в деревне старушка, самая обычная, всю жизнь проработавшая дояркой на ферме. И, на беду, закрыли в деревне ФАП. Но, оказывается, в некоей другой области к пожилым фельдшер раз в неделю домой приходит, а еще в другом субъекте эту возрастную категорию признали «детьми войны» и пособие ежемесячно выплачивают, и ещё в другой области зубы бесплатно протезируют, и... И возникает вполне закономерный вопрос: там что, такие же доярки к коровам с другой стороны подходили, или их буренки вместо обычного молока давали сразу сгущенное с сахаром?! Почему разные люди, имеющие одно и то же гражданство РФ, поставлены в ситуацию, когда место их проживания отличается не только географически и климатически, но и разными нормативами бюджетной обеспеченности, будь то расходы субъекта на образование, здравоохранение или социальную помощь?!

Итак, продолжая тему дискуссии, вновь возникшей на публичных слушаниях: муниципальный уровень и правящая партия и оппозиция. Чем правящая и кому и в чем оппозиция?! Особенно в ситуации, когда местное самоуправление равносильно местному самовыживанию. Короткая иллюстрация с февральского заседания комитета по бюджету городской Думы, тем более что этот сюжет уже попал в поле зрения СМИ. С нынешнего года вся страна, если говорить о бюджетной системе, живет в режиме электронного бюджета, и в январе многие, в том числе и наша городская администрация, столкнулись с тем, что в пределах утвержденных по нормативам расходов бюджетные учреждения с непогашенной кредиторской задолженностью за декабрь 2016 года не могут нормально начать финансовый год. Иными словами, с других статей бюджета нужно временно перебрасывать деньги сюда, а там потом восстанавливать. Да, вариант, предложенный администрацией, со снятием с программы по ремонту дворов был худшим из всех возможных, но откуда-то снимать всё равно надо. И что, ради неких отвлеченных политических программ нужно ставить под угрозу учебный процесс в школах или работу детских садов?!

У Владимира Маяковского есть замечательное по-своему стихотворение, наверное, не заслуженно обойденное вниманием в учебных программах. Оно называется «Стихи о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Пересказывать стихи прозой занятие неблагодарное, но попробую. Поэт пробирается ночью на вокзал по неосвещенной Москве и на Мясницкой падает в яму, а сверху на него в эту грязную лужу падает такая же спешащая к поезду баба со всеми своими узлами. И на природном русском доходчивом и образном языке она выражает свое отношение к происходящему, которое состоит в том, что ей глубоко безразлично просверлят или нет земной шар для того, чтобы проложить прямой телефонный провод от Москвы до Вашингтона, когда закончится электрификация всей России, - ей важно, чтобы именно этой ночью Мясницкая была освещена, на ней не было грязи и ям.

Конечно, в мире многое изменилось с той злополучной ночи. А многое осталось неизменным. А именно: граждан и муниципальную власть прочнее и надежнее всего связывают именно насущные проблемы и их решение, а не партийные предпочтения. А вот если насущные коммунально-бытовые проблемы относительно успешно решены, тогда, за рюмкой чая, можно и о политике поговорить...

Евгений Самуйлов

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек