Он носится в воздухе, не успев растаять после Дня народного единства. А теперь сгущается ради Дня согласия и примирения, по старорежимному - очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Программа как всегда разнообразна: коммунисты на своих митингах собираются требовать отставки правительства Дмитрия Медведева, а партия «Яблоко» 7 ноября проводит уже традиционную акцию «памяти белогвардейцев – защитников демократической России, оказавших вооруженное сопротивление большевистскому перевороту». Согласие всё усугубляется, примирение нарастает, я уж не говорю о единстве.
И тут ловишь себя на том, что слово «белогвардейцы» в «яблочном» пресс-релизе поцарапало как слово «военщина». А «переворот» заставил поморщиться...
А что вы хотите? Возраст! Я же еще помню, как отмечали 70-летие Октябрьской революции. «Динка» - одна из любимых книг детства, кино «Макар-следопыт» и прочие «Приключения неуловимых» в списке самых ожидаемых событий осенних каникул. И «комиссары в пыльных шлемах» - это вам не «встать, когда с тобой говорит подпоручик!». Культурный код, да. Поэтому «белогвардейцы» звучат враждебно. Надо всё же как-то поделикатнее: офицеры Белой гвардии, лучшие люди своего времени, Россия, которую мы потеряли…
На самом деле, в начале ноября хочется одного: чтобы скорее закончились эти праздники, которые отмечать нельзя. Точнее отмечать-то их как раз можно - красным цветом в календаре, но совершенно невозможно праздновать. Один - умышленный и искусственный, другой - с развернутым на 180 градусов (а кажется, что на 360) смыслом. Оба - на крови. А Россия - не Латинская Америка, здесь и через сто лет революция не закончится карнавалом.
Да и есть ли у нас праздники, за исключением Нового года, которые не начинались бы с поминовения всех, кто отдал жизнь?.. Или в самом начале которых не было бы крови? А вот посмотрим. С 1866 года 1 мая - день солидарности трудящихся, отмечается в память о расстрелянных чикагских рабочих. Нынче переименован (видимо, в связи с сильным сокращением трудящихся и их солидарности) в праздник весны и труда. Признаться, радости в нем и в советские времена всё же было больше, чем в 7 ноября. Весна свое дело делает. Но всё равно еще чувствуешь, что 1 мая - тоже красный день.
23 февраля - без комментариев, в этот день особенно не хочется включать телевизор: на каждом канале гробят в неравных боях по роте молодых, здоровых мужиков. Думаешь: хоть бы в праздник им войну не показывали. Но такой уж день. «Не то, что, блин, 8 марта». Так ведь и букетно-конфетное 8 марта выросло из событий самого что ни на есть политического и правозащитного толка. Просто власть пола приручила его, сделала кокетливым и семейным одновременно, годным для празднования, а не для митингов и парадов.
Новый год - праздник безусловный. Домашний и человечный, когда-то заменивший нам Рождество, ныне политкорректно зашитое в новогодние каникулы. Оно и правильно, потому как мы до сих пор не знаем, что с Рождеством делать. Календарь всю логику сбил. Поэтому городское православное, но не воцерковленное население в растерянности. Всё, что полагается (кроме посещения церкви), уже сделали на Новый год - поставили ёлку (многие украсили макушку красной звездой, а не ангелочком), положили под нее подарки, поучаствовали в благотворительности (очень многие участвуют последнее время, то ли всё же традиция пробилась, то ли просто модно). Обильное угощение (ранее знаменовавшее конец поста) тоже было, да и сил на него уже никаких, скорее бы на работу.
А вот, пожалуй, ещё Масленица. Если не вдаваться глубоко в корни, она кажется вполне веселым, «бескровным» праздником: понятные всем ритуалы - блины, катание детей на лошадках, сожжение чучела (не так уж и бескровно, да, но позитивно же).
Пасха - тоже праздник ясный, в России традиционно любимый больше Рождества. И это всегда подчеркивается, учитывая наши особые отношения со смертью. Хотя если отвлечься от духовной стороны, то на поверхности всё тот же знакомый с детства радостный ритуал - крашение и катание яиц, куличи, бабушка пасху из деревни прислала.
Вот он, настоящий праздник: ты знаешь, что и почему должен сделать! Знаешь, как поздравить, с чем прийти в гости. И главное - знаешь, что празднуешь.
Но с 4 по 7 ноября хочется одного: укрыться за священными кремовыми шторами и беречь семейные абажуры. Даром, что «белогвардейцы» слух царапают, героев романа «Белая гвардия» мы ой как хорошо понимаем.
Но почему тогда ко мне, правнучке раскулаченного и сосланного в казахские степи с 8 детьми крестьянина, никак не прививается это словосочетание «октябрьский переворот»? Потому, что советская власть по ушам 15 лет пропагандой ездила? Не без этого. Но еще потому, что нет в «перевороте» самоуважения, принятия, мудрого смирения с тем, чего нельзя изменить. А праздника и в слове «революция» не было. Нет его в тех же «единствах и согласиях». Так что скорее бы…
Скорее бы Новый год.
Елена Ширяева