Когда в «день послания» телеканал «Дождь» с утра заговорил о том, что Владимир Путин собирается отменить выборы мэров и представительных органов городов, я, признаться, поверила. А что еще делать с нашим болезным самоуправлением? Вернее так: что с ним еще не сделали? Осталось только отменить. Выкрасить и выбросить, как говорят у нас на Псковщине про непочиняемую вещь.
Но президент ничего такого заявлять не стал. Напротив, сказал, что вода мокрая «местное самоуправление должно быть от граждан на расстоянии вытянутой руки». А как это сделать – давайте думать, уточнять. Хотя что там уточнять? Или дайте денег, чтобы подкреплять ту тысячу полномочий, которая отдана на местный уровень, либо закрепляйте эти полномочия за государственными органами власти – пусть их прокуратура «любит» с той же интенсивностью, как сейчас органы местного самоуправления. Или для того, чтобы местное самоуправление стало эффективным нужны не только деньги?
На тему эффективности, денег, и местного самоуправления я думаю несколько дней – с тех пор, как вернулась из Тарту, в котором не была двадцать с небольшим лет. Зашла я там в туристский инфоцентр, попросила у тамошней девочки дать «всё о Тарту», а она, молодец, не стала собирать тысячу и один буклет, а потыкала пальчиком в маленькую книжечку «В помощь тартусцу».
Я её первый раз пролистала, просто фыркнула: зачем мне знать, как в Тарту регистрируют акты гражданского состояния или ходатайствуют о выдаче документа, удостоверяющего личность? Потом втянулась. И расстроилась.
Первым делом расстроил раздел «Образование и дети». Видите ли, по количеству населения Тарту чуточку меньше Великих Лук (тысячи на три человек). Но в Луках у нас 18 школ (включая школы-интернаты), в Тарту – 27, в том числе 20 муниципальных, 2 государственных и 5 частных. Детских садов в Тарту 36: 31 муниципальный, 5 частных. В Великих Луках – 27 (один, правда, в двух корпусах – судя по информации образовательного сайта Великих Лук), а про то, чтобы частные садики из города на Ловати претендовали на субсидию из областного бюджета, я не слышала. Конечно, вы вправе сказать: а что ты хочешь, Тарту – второй по численности город в Эстонии, южная её столица! Так ведь и Великие Луки – южная столица, пусть и отдельно взятого региона не самой бедной в этом мире страны (особенно если сравнить с Эстонией).
Нам, кстати, в инфоцентре еще одну книжечку дали: «Деятельность по интересам в Тарту в 2013-2014 гг.» - так это вообще сплошное унижение: 16 хоров, 4 вокальные студии, 6 музыкальных школ (1 из них частная), «другие школы музыки и пения». И это только раздел «Музыка»… Скажите – уж тут-то местное самоуправление не при чем, эстонцы любят петь не меньше, чем грузины. Но, между тем, все эти певцы не на улицах или в подвалах собираются…
Ладно, в организации досуга граждан роль местного самоуправления может быть и не столь заметна. Самый явный признак его работы (и хорошей работы) – это чистота в городе. Такое вот общее место… И в этом малюсеньком справочнике «В помощь тартусцу» организации сбора и вывоза отходов посвящено примерно столько же страниц, сколько вопросам социальной помощи! Сортировка – наше всё. То есть не наше, а «ихнее». Целый список того, что в Тарту «следует собирать отдельно» (очень нравится мне это чуточку старомодное слово «следует»). Упаковку (стеклянную, пластмассовую, металлическую, ЧИСТЫЕ картонные упаковки от молока и сока, прочу бумажную тару) следует относить в общественные контейнеры для стекла и тары или на экостанции сбора отходов. Для жителей частных домов – бесплатная услуга упаковочного пакета для мусора, который собирается раз в месяц по графику и заменяется другим (пакет бесплатный, вывоз – нет). Мебель и домашнюю электронику можно сдать бесплатно там-то и там-то. Сдача унитазов, раковин, оконных стекол – за деньги. Строительный мусор – туда, покрышки – сюда. Выгуливаете собаку (зарегистрированную!) – вот вам список мест, где стоят ящики с теми самыми пакетиками.
Менталитет, скажете? Какой русский будет платить за сдачу разбитого унитаза или повезет строительный мусор в определенное место, а не оставит его рядом с мусорным контейнером, где он и будет валяться годами? Это у эстонца в крови, чтобы газон перед его домом или магазином не перерастал 15 см, а акты местного самоуправления это генетически заложенное стремление к порядку просто зафиксировали – в этом в России убеждены все, включая руководителей органов местного самоуправления. Еще 10 лет назад вице-мэр Пскова Валентин Иванов (за ЖКХ отвечал) когда речь заходила о раздельном сборе мусора в Пскове, всегда давал понять прессе – никак, мол, неосуществимо. С нашим-то народом. Вот в Швецию или ту же Эстонию другой народ завезли – и горя не знают. А у нас…
А у нас можно десятилетиями жаловаться на качество народонаселения и пальцем не шевельнуть для того, чтобы на это качество повлиять. Чтобы управлять им!
При этом лучшим людям любого российского города (в смысле – тем, кто в самоуправлении работает) кажется, что они сделали уже всё, что могли: и положение о вывозе отходов из частного сектора (лет пять разрабатывали) у себя на сайте повесили, и в прессу информацию давали (где-то раз в месяц – да больше и не берут, говорят, что уже писали об этом), и вице-мэр по этому вопросу по телевидению выступал в прошлом квартале… В общем, целый комплекс мер, прости Господи, применили, но нет – не хочет народ мусор не то, чтобы раздельно собирать (от него этого никто и не требует, что вы!), а хотя бы контейнер в аренду взять всей своей частной улицей и платить за вывоз отходов! Наш народ лучше стихийную свалку устроит у последнего на своей же улице дома.
Но растет во мне и крепнет подозрение, что народ везде одинаковый. Везде! В той же Эстонии еще несколько назад было 200 свалок (и это только официальных), сейчас осталось пять. Потому что сортировку наладили, а только рассортированный, чистый мусор пригоден для дальнейшей переработки. Или сжигания – в Таллине целая котельная работает на мусоре. Даже принимают мусор из других стран (за плату) и отапливают им дома. Народ, правда, ворчит: мало ли что там с экологией будет от такого сжигания, но сейчас в Эстонии стало чище.
И наладили эту сортировку не «комплексом мер», а реальной работой местного самоуправления: и яростной пропагандой, и разработкой системы работы с отходами (с привлечением бизнеса, конечно), и штрафными санкциями. Последнее, по моему мнению, особенно важно: ничто так не повышает качество народонаселения как штраф в размере 383 евро за то, что не убрал за собачкой… Еще несколько лет назад в Пскове только те же эстонцы или еще какие-нибудь евросоюзники пропускали пешеходов на нерегулируемых переходах. А штрафы ввели – и у россиян самосознание повысилось.
Да и вежливым быть всё-таки приятно. Приятно быть хорошим и жить хорошо. Поэтому россиянин вообще и пскович в частности, на самом деле, хочет чистоты. Помню, году в 1999-м, когда в городе была напряженка с урнами, журналисты «Стерха» провели эксперимент: поставили в Детском парке на газон картонную коробку, бросили туда фантик. К вечеру коробка была полная. Люди обрадовались даже такой импровизированной урне: ну не хотят они сорить, там, где живут! И сортировка отходов даже на экспериментальном уровне у них всегда вызывала горячий интерес и отклик. Эти прекрасные душевные порывы надо только поддержать и направить. Управлять надо. Только вот… Только вот когда в этом году Псковская гордума вышла в областное Собрание с инициативой повысить мусорные штрафы для предпринимателей, с некоторыми бизнес-депутатами случилась истерика. На заместителя главы города Копылова наорали как на мальчика. И штрафы не повысили. А сделать это самостоятельно муниципалитет не может – не по полномочиям.
Так что надо, конечно, надо уточнить это наше самоуправление – эффективности ради. Только бы не до смерти…
Елена Ширяева