Какой, однако, ажиотаж образовался вокруг отмены статьи 2.12 закона Псковской области «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», которая предусматривала штрафы за СБЫТ (а также за изготовление, хранение и транспортировку с целью СБЫТА) самогона, браги или другой спиртосодержащей продукции домашней выработки.
С одной стороны мы увидели праведный гнев («власти Псковской области официально разрешили спаивать народ, то есть продавать самогон!»). С другой стороны - неподдельную, но мало обоснованную радость: под новостями о решении псковских парламентариев (не на псковских, правда, информационных порталах) даже появлялись трогательные комментарии в их адрес - вроде «Спасибо, мужики!». Кто-то не поленился изготовить демотиватор: «Дайте пять!» на фоне батареи огромных бутылей с резиновыми перчатками на горлышках, наполненными, по понятным причинам, углекислым газом. Интернет-народ праздновал послабление, которого на самом деле не случилось. Просто потому, что «послаблять» было нечего: в РФ не предусмотрена ответственность за изготовление самогона (и всяких там настоек-наливок). Ни административная, ни, тем более, уголовная. Вот за торговлю всей этой радостью без лицензии, за незаконную предпринимательскую деятельность - это да, это пожалуйста. А за изготовление «для дома, для семьи» - нет. И те, кто думал по-другому, либо не избавились от родимых пятен социализма, когда за самогоноварение на три года можно было сесть, либо… Либо были введены в долговременное заблуждение всё тем же законом Псковской области «Об административных правонарушениях», точнее - ранними редакциями ст. 2.12.
Она появилась в 2004-м году (и была тогда статьей 2.9) и предполагала штрафы не только за торговлю, но и за изготовление, хранение, перевозку всего спектра домашних спиртсодержащих продуктов - даже без цели их продать. Сколько лет прошло, а я помню, как депутат Игорь Савицкий все пытался выяснить у коллег по депутатскому корпусу: действительно ли они хотят штрафовать каждого, кто в своем личном автомобиле везет из деревни от своей личной бабушки смородиновую настойку? Штрафы, кстати, были немаленькие. Последний раз их поднимали в 2013 году: за приобретение - с 2500 рублей до 4000 рублей; за изготовление, хранение, перевозку - с 2500 рублей до 5000 рублей; за сбыт - с 4000 рублей до 5000 рублей; за изготовление, хранение, перевозку, а также сбыт кустарно изготовленных водноспиртовых смесей с использованием денатурированного или пищевого спирта, а также жидкостей парфюмерно-косметического или технического предназначения на основе спирта - с 4000 рублей до 5000 рублей. За «рецидив» до 7000 рублей.
Заметьте, пункт «сбыт» в 2013 году все еще шел отдельно от «изготовления». Причем государственно-правовой комитет администрации Псковской области никаких противоречий с федеральным законодательством тогда не видел. И не только представлял изменения в статью на заседании профильного комитета и сессии областного Собрания, но и предоставлял депутатам информацию об уже наложенных штрафах: за год получалось около тысячи штук, собираемость неплохая - 80%, сколько это в рублях, осталось неизвестным (во всяком случае, для СМИ). Но уже в декабре того же года полиция заявила, что заниматься продажей самогона в Псковской области больше невыгодно: бутылка тогда стоила 50-70 рублей, а штраф - 5000, плюс изъятие «готовой продукции».
Лишь в редакции закона от 12 мая 2016 года появляются слова «с целью сбыта». И лишь в ноябре 2016 года администрация области и Псковское областное Собрание депутатов приводят региональное законодательство в соответствие с федеральным - «во исполнение экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации, основанного на позиции Верховного Суда России, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 46-АПГ15-39», как популярно объяснил накануне вице-губернатор Максим Жаворонков, поообещавший не снижать накала борьбы с алкоголизацией общества.
Ну, с алкоголизацией в Псковской области борются давно и самыми причудливыми способами. При губернаторе Евгении Михайлове, например, дотировали местное алкогольное производство - и не только ради здоровья населения (чтобы оно не травилось суррогатом, а пило качественный и дешевый продукт), но и ради идеи возвращения сторицей средств дотаций в областной бюджет. Не знаю, как было с качеством местных официальных алконапитков, насчет него псковичи всегда говорили много обидных слов, но с дотациями точно получалось нехорошо. Как вспомнишь про это псковское «экономическое чудо», так сразу встает в памяти и выражение лица тогдашнего полпреда президента Валентины Матвиенко, услышавшей, что у нас тут алкогольную промышленность дотируют так же, как производство молока. Кстати, появление «самогонной» статьи в законе об административных нарушениях - это ведь тоже событие еще михайловских времен. Но ни один последующий губернатор на нее не покушался - и статья сохранялась, и штрафы росли. И всем казалось, что правильно: в 2006-м году, например, Псковская область «желтела» и помирала от какой-то суррогатной гадости с большей интенсивностью, чем другие регионы, даже в новостях по Первому показывали (к чему мы сейчас уже привыкли)… И никто не обращал внимания - где производство, а где сбыт.
Но теперь выходит, что почти 12 лет в Псковской области незаконно взимали штрафы за самогоноварение? Это вряд ли. Статья закона, может, и была в целом «незаконной», но штрафы, скорее всего, брали лишь за факт продажи самогона: изготовление доказать крайне трудно, а сбыт - можно. Путем «контрольной закупки». Но один вопрос для юридически невинного читателя и сегодня повисает в воздухе: а штрафы-то (хоть бы и за сбыт) в какой бюджет шли? И в какой будут идти теперь, когда противоречия с федеральным законодательством устранены? Если в местный, то и ладно. Даже если собираемость этих штрафов осталась на уровне 2013 года. Деньги там, конечно, были небольшие - 3 млн рублей с лишним. Но какие деньги для областного бюджета сегодня небольшие или лишние? Достаточно посмотреть на результат работы третьей сессии только что избранного областного парламента: ведь никого не «обидели» - ни предпринимателей, ни сельхозпроизводителей, ни автовладельцев. У всех чего-нибудь да откусили. И даже выплаты региональным льготникам «понадкусывали» путем приостановки индексации на 2017 год. И все это на фоне ожиданий, что в 2018 году будет лучше. Может, и будет. Если семнадцатый переживем.
Елена Ширяева