Не памятник красит историю

06.02.2014 13:48|ПсковКомментариев: 19

Сто лет назад Европа пережила так называемую «ур-катастрофу», более известную как Великая война или Первая мировая.  Сегодня дань жертвам войны приносят памятниками, устанавливаемыми в России в целом ряде городов.

Псков в этом ряду - самый очевидный со всех точек зрения. Всмотревшись в исторические карты, увидим, что большая часть боевых действий, в которых принимала участие русская армия, проходила на территории теперь уже независимых Прибалтики,  Украины и Белоруссии. Наложив линии фронта на карту современной России, мы сразу увидим, как они пересекают Псков, в котором к тому же размещался  штаб Северного фронта.

Однако в наши дни не сама война стала катализатором бурной дискуссии, развернувшейся в медийном пространстве города и области, а установка памятника её героям. Обсуждение горожан вращается вокруг двух основных пунктов - как он выглядит и где ему стоять? Сам факт наличия памятника в Пскове вопросов у большинства не вызывает, скорее вопрос в том, почему его раньше не было? Но это «дела давно минувших дней».

Безусловно, такой памятник должен быть и в нашем городе. Да, результаты войны были не те, на которые рассчитывали, да, последствия трагические. Это та война, по итогам которой мы никогда не придем к единственно приемлемому для всех выводу. Поэтому сегодня я не хочу продолжать дискуссию о месте России в войне (тем более, что об этом написаны достойные книги) или о выборе места для памятника.

Речь о другом. Тема войны, отображенной языком искусства, это предмет  споров не только в отдельно взятом  Пскове или России в целом. В Европе, даже спустя сто лет, ведут диалог о том же.  Пока научный мир рассуждает об ответственности за развязывание войны и её итогах, общественность поднимает проблему символов - в  памятниках, книгах, выставках. И наиболее показательны в этом Германия и Франция - проигравший и победитель.

Немцы по-прежнему называют события 1914-1918 годов - Великая война, но, несмотря на название, она  долгие годы оставалась в тени. Только тень там отбрасывала не революция (позволю себе напомнить, что там она тоже была, только на год позднее), а приход к власти национал-социалистов и Вторая мировая. И дело не в том, что они войну проиграли, не  в экономической разрухе, не в репарациях; дело в наследии, которая она оставила - преступления против человечности. В общем, наши «комплексы»  по поводу Первой мировой ничто, по сравнению с немецкими. Зато французы войну помнят и чтят. Возвеличивая свою победу в Первой мировой, они тем самым изживают позор проигрыша и оккупации во Второй.

Споря о памятнике героям войны, подумайте о том, что у наших бывших противников тоже есть поводы для отсутствия взаимопонимания. Только лежат они не в плоскости «где памятник поставить?», а «почему так мало памятников?».

В Германии  долгие годы говорили о войне вскользь и между строк. Это привело к тому, что сегодня крайне мало памятных мест о ней. Долгие годы немцы не стремились увековечить причину своего «виноватого» прошлого. Памятники конечно есть, но, к примеру (надеюсь, кого-то удивлю), на всю Германию не так много (в отличие от Франции, Бельгии или Великобритании) постоянных  монотематических  музеев мировой войны. И это скорее военные музеи (что называется, в принципе). Баварский Музей Армии в Ингольштадте, дрезденский Военно-исторический музей бундесвера.

Отчасти это произошло из-за того, что война в основном велась за пределами страны, отчасти из-за более поздних тяжелых преступлений нацистов. И только теперь, спустя сто лет, восполняется этот информационный вакуум. В стремлении его заполнить по всей стране открываются многочисленные выставки. Только в Берлине в течение года их пройдет одиннадцать. Таких, как «Фотографии в Первой мировой войне», «Пропаганда и опыт войны», «Война и одежда». Они широко освещаются и дискутируются в прессе. Основное внимание кураторы музеев уделяют повседневной жизни солдат, их дневникам, письмам, фотографиям. Телевидение так же не осталось в стороне. Уже запущен телепроект «14 – Дневники из Первой мировой войны».

Но если музеи и выставки это скорее повод для дискуссии, то книги это уже ответы на поставленные вопросы. В преддверии памятной даты в 2013 году в ФРГ был опубликован целый ряд работ: Херфрид Мюнклер «Великая война»,  Оливер Янц  «14 - Великая война», Эрнст Юнгер «Шторм стали».

Самой спорной стала публикация Кристофера Кларка «Лунатики. Как Европа вступила в Первую мировую», поставившая под сомнение виновность одной Германии и задавшая вопрос, кто же виноват в развязывании войны? Общий итог всех публикаций прост - Германия сама виновата в развязывании бойни, но она не должна в одиночку нести за это ответственность, другими словами - немцы виноваты в том, что произошло, но не более, чем другие. Книга стразу же вызвала шквал дискуссий в центре которых стояло слово «вина». Казалось бы, всё давно выяснили, однако современное поколение не стремиться взвалить на себя груз ответственности еще и за эту войну.

Если историки повторяют «корни Второй мировой войны уходят в Первую мировую», то обычным немцам это не так очевидно: «мы во всём теперь виноваты?» Может показаться, что вопрос риторический, но если его повторяют сто лет спустя, то может быть не всё так просто и есть повод еще раз этот вопрос задать?  Интересно, что французы, к примеру, таким вопросом не задаются. Победители. Поэтому и памятников там обилие, и музеев множество и генетическая память только положительная.

Приобщаясь к тому, как современные жители Германии анализируют свое прошлое, я увидела очень положительную тенденцию. Они не замалчивают своё прошлое. Они его увековечивают. Конечно, каждому новому поколению сложно принять поражения предков, но сегодня, подводя итоги,  они стремятся сконцентрироваться в своих научных и общественных дискуссиях на положительных последствиях, пусть и весьма отдаленных по времени – восстановлении экономики в начале 1950-х, на возрождении демократических парламентских традиций, на торжестве права.

Может быть, и нам нужно спорить не о том, где поставить ОДИН  памятник. А говорить о том, что у нас таких памятников мало? Тогда вопрос о месте отпадет сам собой. И музей бы надо, и выставок побольше!

Вам не нравится место установки памятника? Вам не нравится он сам? Никакой памятник никогда не нравился всем сразу. Еще поколения будут спорить о  ПРАВДЕ  войны.  Раздражает? Вы уже не равнодушны. В общем, не будьте «лунатиками», неосознанно совершающими свои действия.  Сделайте что-нибудь, осознавая последствия не только для себя. Наконец, сходите и положите цветы к  постаменту.

Татьяна Хришкевич

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 98 человек