Мастерицы на обочине

06.04.2015 06:19|ПсковКомментариев: 22

«Эти женщины специально сюда из Петербурга приехали. Нет, Пушкин их не интересует…». Этот разговор я услышал вчера и немало удивился: А что еще может интересовать людей из северной столицы в Пушкинских Горах? Зачем еще можно ехать сюда из больших городов, если не за пушкинским вдохновением?

Мы давно уже привыкли, что в Пушкинских Горах ничего другого, кроме вышеперечисленного, нет. Ну, не за сметаной же местного производителя сюда ехать - она продается и в магазинах рядом с домом. Оказалось, что ехать есть зачем… По сарафанному радио давно передается, что Пушкинские Горы и окрестности - очень полезное место для модниц, а в общем тех девушек и женщин, которые хотят быть оригинальными в одежде. Сюда уже давно едут за вязаными шалями - интересными изделиями ручной вязки, которые в таких масштабах больше нигде в Псковской области, да и в других ближайших регионах, не встречаются и не изготавливаются. По всем приметам – это уже сложившееся местное оригинальное ремесло. То, что простые люди у нас во многом талантливые, большие выдумщики и непоседы – постоянно придумывают, как им выживать в тяжелых условиях нынешней жизни – этим уже никого не удивишь. Это, как раз, понятно. Удивительно другое. То, что местным властям до этого, кажется, нет никакого дела. (Хочется написать, что это тоже вовсе не удивительно, но есть желание оставить хоть чуточку надежды, что это не так).

Заинтересовавшись вопросом, я нашел местных мастериц и стал выспрашивать их об удачном и оригинальном промысле. Когда речь зашла о том, помогают ли им в районе развивать и укреплять это дело, то выяснилось, что в муниципалитетах не до них. Весь красивый и непростой промысел полностью на плечах самих вязальщиц. Было дело, их даже гнали с тех мест, где на улицах они пытаются разложить для продажи свой товар. Понятно, что рукодельницам приходится не только вязать свою продукцию, но и искать пути к покупателям. Они ищут их, как могут, чаще всего просто располагают свою импровизированную торговлю в общественных местах. И различным ведомствам в районе, вблизи которых эти торговые ряды возникают, конечно, может не нравиться это соседство. Но где же местная власть? Которая могла бы помочь своим рукодельным землякам, придумав и оборудовав торговые места именно там, где они стихийно возникают. Потому как народный маркетинг в выборах мест торговли не ошибается. Но местное руководство могло бы помочь тем и себе. За оригинальные и достойные проявления народного творчества нужно бороться, хвататься, беречь и развивать всеми силами. Хоть за последние годы районы и поредели на жителей, которые поехали искать счастье где угодно, но только не дома, думаю, до сих пор можно отыскать умельцев, которые чего только не производят или могли бы это делать. А тем более, если бы они чувствовали поддержку.

В составах районных администраций, вообще, хорошо бы иметь приличного специалиста, а то и не одного, которые должны быть обучены искать, видеть и растить народные достижения и инициативы, профессионально создавать условия для продвижения, способствовать обеспечению их сырьем, путями сбыта продукции. Да таких мастеров не гонять нужно с места на место, предлагая в лучшем случае разместиться где-нибудь в богом забытом углу рынка или улицы, а давать им лучшие площадки, пиарить на каждом углу и в том числе в Пскове, в Петербурге, в Москве, в зарубежных странах. Уникальные местные ремесла и произведенная продукция – в первую очередь могли бы работать на имидж самого района. Вот, смотрите, у нас тоже производят классную продукцию. А, кроме того, это и дополнительные рабочие места, и возможность для небогатых жителей территорий подзаработать. А, значит, и дополнительный плюсик в личном деле руководителей территорий.

В областных структурах тоже есть чем заниматься по этой теме. Может, кому-то это покажется мелким – народные ремесла, цеха и промыслы – это не нефть, не газ, не древесина – масштабных прибылей тут добиться тяжело. Однако пушкиногорские вязальщицы своим примером доказали, что обычное рукоделие может потянуть на серьезный бизнес-план. Кроме того, когда в Пскове намечается очередной праздник с гуляниями, в районы летит разнарядка: «Прислать нам ремесленников». А потом о них вновь благополучно забывают… Но, почему бы, в областном центре не сделать постоянно действующее представительство районов – выделить здание, построить в конце концов, оснастить современными торговыми площадками для каждого муниципалитета, общий выставочный зал. И тогда ремесленники, мастера, производства из районов могли бы получить и мощную поддержку, и возможность продавать результаты своего труда, и продвигать имидж своей малой родины. Только сделать это надо не на уровне 80-х годов прошлого века, а с современным подходом. И все в выигрыше.

Только, почему-то, есть стойкое ощущение, что так и останутся пушкиногорские мастерицы торговать своими оригинальными шалями, расположившись на обочине. В прямом и переносном смысле слова. Буду рад ошибиться в ощущениях.

Игорь Докучаев

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 239 человек