Представители благотворительного продуктового банка в европейских мегаполисах могли подойти к посетителям супермаркетов и весьма настойчиво предложить поделиться продуктами с теми, кто в данный момент имеет лишь плошку риса в день. Но с наплывом в европейские страны большого количества мигрантов, таких акций становится все меньше и меньше. В датских и шведских городах продовольствие для третьих стран собирают уже на протяжении многих лет в специальных сборных пунктах. И на улицах стоят очень наглядные инсталляции, куда каждый желающий тоже может положить банку консервов, кофе, пачку чая, макарон и прочего быстро непортящегося съестного. Понятно, что всех голодающих в мире таким способом накормить не удастся, но даже десяток-другой спасенных жизней - стоит этих усилий. К тому же, возможно, у самых впечатлительных прохожих, увидевших такие декорации, застрянет кусок в горле, и они лишний раз задумаются о том, что где-то кто-то голодает. И, кажется, эти наглядные пособия еще должны напоминать, что капитализм - это не та цель, к которой нужно стремиться.
Однако странно, что теперь именно из капиталистических столиц к нам приходят эти идеи о помощи голодающим: благотворительные столовые, продовольственные банки. Ведь раньше сочувствие к голодным было присуще и гражданам Российской империи, и советским людям - даже на демонстрации ходили в поддержку голодающих, зарплаты отдавали, ежедневный заработок и т.д. Нет, никуда у нас сегодня стремление помочь не исчезло, недавний пример сборов продуктовой и вещевой помощи для жителей Донбасса тому хорошее свидетельство… Но вот помогать у себя дома: в городе, в районе, в области, помогать в постоянном режиме тем, кто живет рядом - у нас как-то не принято, видимо, просто не обращаем внимания на это. А там, за «бугром», обращают. На юге Франции есть, например, своя «изюминка» - там волонтеры устраивают бесплатные раздачи горячего супа, размещая свою точку выдачи прямо среди многолюдных рынков, в разгар утренней торговли. И не пренебрегают таким горячим блюдом не только люди без достатка, молодежь, торговцы, но и покупатели отнюдь не голодного вида. Просто кружка горячего тыквенного супа - это в порядке вещей, ее не стыдно взять из рук улыбающихся молодых людей в одинаковой волонтерской экипировке еще и потому, что завтра отдать излишки со своего огорода, из своего магазина, со своего склада захочется и тем, кто сегодня употребил эту кружку супа.
Теперь к нам очередная идея с запада добралась - фудшеринг - или проект «спасения еды». Организаторы ссылаются на то, что в мире ежедневно утилизируется огромное количество хороших, качественных продуктов, которые никто не купил. Замечательный проект, нужный. Граждане, которые имеют излишки еды, могут отдать ее даром и тем самым спасти от смерти в мусорном ящике. Фудшеринг по-другому так и называют - «отдам еду даром». В Санкт-Петербурге на Васильевском острове открыли первый в России общественный холодильник, где эта еда и лежит, куда ее можно принести, или позвонить, написать в группе в соцсети и тогда приедут специальные волонтеры и заберут. Говорят, что появилась такая инициатива в Берлине, потом в Чехии, покатилась дальше по странам, а теперь и до России добралась. В Санкт-Петербурге, как обещают инициаторы, будет несколько таких точек. В Москве уже тоже ищут место, где холодильник могут разместить. Дойдет ли инициатива до Пскова, Великого Новгорода, Торжка и других регионов, далеких от столиц - это вопрос. При этом такой бесплатный холодильник - это не все, что предлагают идейные вдохновители проекта с запада - там, на собранных продуктах уже работают ежедневные бесплатные столовые. В Петербурге на базе одного из хостелов тоже начала работать такая столовая, использующая собранные продукты, где каждый проголодавшийся может получить обед.
Хотя в явлении таких бесплатных, или благотворительных столовых нет ничего нового и в России. Они были и в истории нашей страны, и в голодные годы Гражданской войны, и в сумасшедшие 90-е. В Пскове тоже далеко ходить за примерами не надо. В течение двадцати лет работала столовая, финансируемая жителями немецкого города-партнера Нойса, в вначале 90-х она обслуживала до 1200 человек в день. Тогда многие в Пскове знали этот адрес: благотворительная столовая «Волна» на улице Профсоюзной. Уже во время первых приездов в Псков представители Нойса увидели все сложности жизни того периода в Пскове, и взялись за организацию гуманитарной помощи, тогда в Нойсе появилась общественная организация «Псковский круг», которая собирала средства в Германии для обеспечения работы столовой. Многим псковичам, привычным к советским принципам, первоначально было очень стыдно идти за благотворительной едой. Однако «голод не тётка»… В те же трудные времена при церкви Михаила и Гавриила Архангелов, начала работать бесплатная суповая кухня для детей из малообеспеченных семей, деньги на которую тоже собирали немецкие партнеры.
Давно держится и традиция, которую начали псковские ветераны труда, выращивающие на своих дачах овощи, а потом лишние, если такие есть, отдают в детские дома. Однако акции эти разовые, в помощь детским домам и казённым учреждениям. Но есть немало голодных, кому есть хочется каждый день, кто недоедает, кто живёт на маленькую пенсию, на которую не «разбежишься» в выборе продуктов. И пара таких общественных холодильников, наполняемых сторонниками фудшеринга, и в Пскове, и в других городах России были бы, наверное, очень кстати, или благотворительные столовые, или чашка горячего сытного супа разгар дня.
В Ленинграде, в 50-60-е годы была кондитерская, пирожковая, адрес которой знали практически все ленинградские студенты, потому что там можно было бесплатно наесться вчерашними пирожками - очень вкусными, как рассказывают старшие. Даже получая стипендии, студенты всегда были голодными, вот и шли в любимое место. А в пекарне то, что испекли накануне, не выбрасывали, не перемалывали в новое тесто, а просто отдавали людям. И спустя десятки лет многие уже состоявшиеся ученые, специалисты, которые разъехались по всему миру, благодарят эту пирожковую, говорят: «Если бы не эти бесплатные пирожки, то вряд ли бы удалось стать тем, кем стали…».
Тут можно было бы вспомнить и бесплатный хлеб в советских столовых. Да, хлеб всегда свободно лежал нарезанным на подносах, часто даже не на прилавке, а в стороне на специальных столах. А на обеденных столиках всегда стояла такая же бесплатная горчица и даже повидло. Можно было купить за копейки стакан чаю и неплохо позавтракать с бесплатным хлебом.
Почему же сегодня у нас нет ничего подобного? Стали сытно жить, голодающих, недоедающих нет? Или капитализм у нас развивается такой формы, где каждый сам за себя. Так в России от сумы не зарекаются. Вон, в Пскове, даже крупные бизнесмены становятся банкротами, и бывшие чиновники низко падают… Одна знакомая на эту тему выразилась откровенно: «Да и викинги же мы - у нас воспитывать слабых, тех, кто не может себя обеспечивать всем необходимым не в чести». А куда, действительно, отправляют нераспроданные скоропортящиеся продукты магазины и супермаркеты, кафе и рестораны? На помойку, в переработку, или продаются в новой упаковке - вариантов не много. Кстати, в Европе отдают лишние продукты не только люди, многие торговые сети, и пекарни стали участниками нового явления - фудшеринга. Так почему бы и псковским предприятиям общепита, пекарням, хлебозаводам не пойти по такому пути.
Общественный холодильник, благотворительная столовая, или кубок горячего супа - в общем-то, без разницы в какой форме это может произойти. Главное, возьмет ли кто на себя организацию всего процесса: не на месяц, не на два, не ради получения гранта, не ради скоротечного пиара, а до тех пор, пока у нас все не станут жить благополучно. У нас множество общественных организаций: есть местные, есть общероссийские - есть государственные органы… Или вновь будем ждать иностранной инициативы?
Игорь Докучаев