Чтобы людей не пугать

06.02.2021 13:55|ПсковКомментариев: 5

- А можете прямо «с ноги» прошить строчку на кроссовке? – спросил я у парня в модной обувной мастерской, расположенной в большом супермаркете. Стеклянные витрины, много света, музыка – тепло, светло, мух нет. Парень обратил на меня внимание с таким видом, будто я оторвал его от какого-то суперважного занятия. Минута прошла пока он въехал в то, о чём я его спрашивал, повторив вопрос пару раз… Он перегнулся через красивый стеклянный прилавок, чтобы посмотреть на фронт работ, и со всей откровенно не псковской горячностью закрутил головой: «Нет, надо дома помыть, высушить, тогда приносите». Я почему-то так и думал, что не возьмёт. Может, он тут и не работает вовсе, а просто с девчонками псковскими таким образом знакомится… Да, и ладно, решил, что зайду в привычную маленькую мастерскую недалеко от дома. Там наши люди работают.

Женщина-приёмщица за обычным стеклом, в котором они открывают окошко, чтобы принять заказ, на тот же самый вопрос сразу ответила: «Конечно, давайте, снимайте, 30 рублей будет стоить». – Почему так дёшево? – удивляюсь. «А чего тут шить-то – две минуты работы и пять стежков. Эта работа вообще 20 рублей стоит, это я 30 говорю, чтобы людей не пугать». Немытый, нечищеный, невысушенный кроссовок исчез в оконце. И через две минуты, действительно, показался обратно с идеально прошитой строчкой – даже не видно, где нитки расходились. Говорю же, наши люди.

Мастеров и услуг такого простого бытового уровня, к сожалению, становится всё меньше. Мы можем об этом читать у писателей прошлого, но редко сталкиваемся в реальности. «Пей с нами вместе за твоё русское искусство, в котором ты нашу нацию прославить можешь», - обращается к обычному штопальщику один из героев рассказа Николая Лескова «Штопальщик». А тот действительно стал на всю Москву знаменит простою починкою старой одежды, которую потом торговцы продавали как новую.

Таких примеров раньше было множество – людей ценили по делам их. В любом городе мастеров знали все горожане: портных, сапожников, пекарей, аптекарей, кузнецов, скорняков, слесарей... Имена этих людей вошли в книги, городские летописи, упоминания о них есть не только в старых подшивках газет, но и в воспоминаниях старожилов. Так, люди в Пскове на протяжении десятилетий продолжают с благодарностью говорить о мастерах из часовой мастерской у Летнего сада: умелые, немногословные и спокойные.

О мастерах-бытовиках сегодня вспоминают нечасто, их теперь практически не знают по именам. Некогда мощная система бытового обслуживания, выстроенная в советские годы, давно развалилась. Частные мастерские и ателье в городах ютятся в маленьких комнатках, в вагончиках, или за простым баннером в магазине. В сельской местности и вовсе бытовикам выжить сложно. Да, и одежду с обувью стало непринято шить, в лучшем случае отремонтировать молнию. Но мы хорошо знаем кудесников-автослесарей, спецов, которые умеют «вылечить» домашний компьютер, многие наши современники привычно идут к одному и тому же парикмахеру. В социальных сетях можно услышать мнения и рекомендации о ветеринарах, докторах, репетиторах, экскурсоводах, юристах – старое «сарафанное радио» стало ещё более мощным за счёт интернета. Но там же и обмана столько же, сколько правды – попробуй, разберись, где самореклама и самовосхваление, а где реальная оценка. И вот тут бы поддержать истинных мастеров и тружеников, хотя бы в пределах одного региона.

В Пскове и области давно пора ввести отличительный знак, называющийся, например, «Псковское достояние», и вручать его самым долгоиграющим и безукоризненным мастерам и предприятиям. В содержании этого знака должна быть характеристика не просто умельцев, а именно работающих на благо людей с наивысшими оценками от них. Проблема может возникнуть именно со старейшими – такие предприятия закрываются нещадно, скоро таковых и не останется. А вновь открывающиеся исчезают раньше, чем люди успевают понять кто они такие. Претендентами на отличительный знак должны стать не торговцы, а именно мастера-бытовики, предприятия-производители, фирмы, оказывающие услуги уже не один год. Об опытных и старых мастерах и вовсе надо беспокоиться, как о самом дорогом. И без шуток и смеха – разработать знак, который потребители услуг и товаров будут видеть. Кто получит его, должны решать не чиновники, а местные жители. Не нужно при этом никаких конкурсов – давать знак надо на основании реально собранных отзывов от простых людей независимыми оценщиками. Каким методом, и какими силами собирать оценки можно подумать. И никаких самовыдвиженцев и признания по числу лайков в интернете, которые появляются нехитрыми способами. И стремиться к получению такого народного признания мастера и производители будут, потому что это своеобразный знак качества, который не только получить, но и удержать надо, чтобы люди к тебе шли.

Почему, кстати, звание «Душа земли Псковской» у нас присваивают только людям культуры, а что человек другой профессии не может быть таким? Давайте придумаем и для них статус, поддерживаемый различными бонусами. Мне сейчас подскажут, что в регионе и без этого присуждается звание «Мастер народного творчества Псковской области». Но ведь это совсем другое, согласитесь… Это скорее творчество, чем реальная жизнь. Обувщик, парикмахер или портной, ветеринар или аптекарь и другие жители разных профессий, какими бы они ни были умелыми, никогда не получат имеющихся званий. Даже в исправительных учреждениях проходят конкурсы «Лучший по профессии», но в свободной жизни о таких простых стимулах давно не думают.

Хотя в советские годы стимулы и оценки были возведены в систему государственной политики в отношении народного хозяйства. Об этой системе поощрений тружеников можно говорить долго: на предприятиях и в организациях было и социалистическое соревнование, и борьба за звание передовиков и ударников, и стремление стать предприятием с высокой культурой производства, и соревнование за звание бригад отличного качества и высокой производительности, и выполнение планов пятилеток, семилеток и так далее. В нынешних условиях идейное стимулирование, конечно, никому из тружеников будет не интересно, но обеспечить другие поощрения совсем несложно, если только, власти или общественники этого захотят. Это могут быть специальные товарные знаки или символы, которые будут свидетельствовать о заслугах, или поддержка в продвижении товаров, услуг. Всё это в мире уже опробовано и действует. Да и в нашей стране ещё двадцать пять-тридцать лет назад, к человеку труда относились совсем по-другому. За лучшие результаты труда вручали и холодильники, и телевизоры. Автомобили на селе появлялись у лучших доярок и механизаторов.

Кстати, уже десятилетиями мы не слышим о государственных наградах обычным труженикам. Такие случаи и припомнить сложно. Хотя и в Пскове, и в районах области ещё живы-здоровы люди, которые получали медали и ордена просто за то, что они делали свою работу. В Усвятах, например, жители хорошо знают Нину Куриленок – скромную женщину, которая на лацкане пиджака носит звезду Героя социалистического труда и ещё несколько орденов и медалей, полученных ею за свой труд. Но сегодня обычному человеку, каким бы мастером своего дела он ни был, каким бы народным признанием ни пользовался, получить государственную награду можно только, если он кого-то спасёт на пожаре или вытащит из воды. Честно говоря, обидно за людей, труд которых – безупречный и безукоризненный - никогда больше подвигом не назовут. И сами они по скромности своей на разные конкурсы самовыдвигаться не будут.

Вот и выходит, что часто за стеклянными, светящимися витринами с модными баннерами, с зазывными акциями, фирменными спецовками и прочей бросающейся в глаза мишурой, оказываются вовсе не мастера, ответственные за свои дела, а менеджеры и халтурщики с хитроумными схемами для получения с клиента денег. А где работают наши люди, к сожалению, знают не все.

Игорь Докучаев

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 244 человека