Похоже, в Пскове с кадрами, которые могут реально руководить, то есть брать на себя полную ответственность, совсем плохо. В одном из магазинов довольно крупной федеральной структуры в Пскове уже больше двух месяцев ищут управляющего магазином. Не директора сложной управленческой структуры с множеством подчиненных и многоступенчатой технологией, а обычного объекта торговли – самой распространенной в последние десятилетия отрасли, где дефицита кадров, кажется, быть не должно.
Но самое странное во всей этой истории, что сотрудникам самого магазина, длительное время отработавшим именно на этом объекте, хорошо знающим специфику направления, местные условия работы, даже тем, кто занимали должности старших продавцов, должность управляющего не предложили. Менеджеры из Москвы, если и искали претендентов, то где угодно, но только не там, где подсказывает логика. Или из столиц привыкли не замечать Аню, Свету, Дашу, которые в регионах ответственно и добросовестно изо дня в день тащат свою роль продавцов? Кстати, свежих вакансий «управляющий магазина» или аналогичных в Пскове на досках объявлений достаточно – потребность в управленцах, действительно, есть, имеющиеся вакансии висят неделями. Тем более не понятно, почему специалистов не выращивают внутри компаний, почему пренебрегают своими уже готовыми кадрами?
Это ведь только небольшой срез проблемы. Куда ни посмотри, везде говорят о кадровом голоде, мол, нет нужных специалистов. И, чтобы закрыть бреши – к примеру, назначить нового руководителя организации, предприятия, включается странная поисковая опция – призвать откуда-то. Тем более что сегодня модно, в русле политики партии, так сказать: мигрировать из региона в регион в поисках то ли золотой жилы, то ли просто приключений, то ли славы и признания. Так, например, в середине февраля новый руководитель приехал, чтобы возглавить одно из главных социально ориентированных предприятий области - «Псковпассажиравтортранс». А в целом в Псковской области прибывших руководить сосчитать сложно. Но где же собственный кадровый резерв Псковской области? Или здесь своих по-прежнему не замечают?
При этом у нас готовы даже полностью ликвидировать предприятия, но только не дать возможности своим же специалистам отстроить его эффективную работу. Осенью минувшего года начался процесс ликвидации Псковской областной типографии, который длится до сих пор. А чтобы сохранить это предприятие и нужно-то было всего - назначить нормального управленца, который смог бы и акционировать бывшее государственное предприятие, и задействовать команду уникальных специалистов, которые теперь просто рассыпались кто куда, в большинстве своем, покинув полиграфическую отрасль. В результате уникальное производство можно было не просто сохранить, но сделать эффективным даже в нынешних условиях. В прошлом году был ликвидирован и Карамышевский хлебозавод.
Причина таких закрытий последнего времени, в основном, одна – убыточность. Но, понятно, это всего лишь следствие. Убыточным предприятие может стать, когда недостает эффективного руководства. И конечно, любое закрывшееся предприятие в регионе нужно рассматривать как ЧП. Особенно, если опытных специалистов, которых государство учило на протяжении долгих лет, затрачивая на это деньги и время отправлять «куда глаза глядят». Особенно на фоне того, что новые производства появляются тут с трудом.
Вообще, когда мы говорим об эффективности управления в Псковской области, будет нелишним вспомнить, что были у региона совсем иные времена. Когда я слышу скептические выражения о советской системе управления, то не затеваю споров с авторами таких мнений, просто привожу маленькие примеры из псковской хроники первого, после снятия фашистской оккупации, года. Напомню, что Псков был освобожден 23 июля 1944 года. А уже через несколько дней потоком начали идти сообщения, которым сегодня можно только удивляться. Параллельно с восстановлением работы социальных учреждений: школ, библиотек, педагогического училища, курсов ФЗО, городской поликлиники и областной больницы, кинотеатров, театра кукол - уже через несколько дней после освобождения в разрушенном Пскове открылись первые мастерские бытового обслуживания - швейная и сапожная. В начале сентября заработала временная электростанция. В мастерских, оборудованных на месте разрушенного завода «Металлист» в Пскове, начали изготавливать лопаты, грабли, ведра, умывальники и другую бытовую утварь – то, что разрушенной стране нужно было в первую очередь. В начале февраля 1945 года запустили первую очередь водопровода. 22 марта первую продукцию выпустила Псковская кондитерская фабрика. В эти же дни начал работать литейный цех завода «Металлист» и авторемзавод по изготовлению гаражного оборудования и ремонту автомобилей. 21 апреля в Пскове закончили восстановление моста Красной Армии через реку Великую.
А еще в победном мае успели открыть Государственный архив Псковской области, запустить по всей области промкооперацию, и вместе с правительственной комиссией во главе с академиком А.В. Щусевым, рассмотрели план восстановления Пушкинского заповедника. Приятно открывать такую ленту новостей, не правда ли? И это далеко не все, скорее малая часть того, что было сделано только за первые десять месяцев после освобождения Пскова. Еще шла Великая Отечественная война и на территории Псковской области была катастрофическая проблема с кадрами, вокруг были повсеместные разрушения, заминированные пространства и другие ужасающие последствия фашистской оккупации и военных лет. Страницы этой недавней псковской летописи надо бы крупными буквами печатать и вешать перед глазами у нынешних ответственных лиц. Примеры той, былой, эффективности управленческих кадров надо не просто тиражировать, именно на знании таких фактов и опыта нужно экзаменовать, тестировать сегодняшних претендентов на управленческие должности и тех, кто их уже занимает.
Во время фашистской оккупации Пскова немцы на Спортивной площади города в одноэтажном шлако-бетонном бараке разместили лагерь для военнопленных. Чуть позже здание превратили в конюшню для немецких лошадей. После освобождения города частями Советской Армии это приземистое серое строение оказалось одним из немногих зданий, уцелевших во время военных действий. Его и передали для размещения швейной фабрики – одного из первых предприятий возрождавшегося Пскова, которое начало работать спустя несколько дней после Победы 9 мая.
Небольшой коллектив швейников своими руками расчистил здание от битых кирпичей и грязи, подготовив его для размещения производства. В бывшем немецком бараке были открыты два швейных, один закройный цеха, фабричное управление, ателье индивидуального пошива, сапожное ателье, столовая. Здесь же разместилась часть конторских помещений областного управления легкой промышленности и жилые помещения для швейников, в которых проживали 102 человека. Всего же на фабрике к 1 января 1946 года работали уже 155 человек. Швейных машин не хватало, многие рабочие покупали их сами, где придется, всего их было сорок штук. А из другого имущества на фабрике еще числилась лошадь, сбруя и телега. Это факты из истории псковской швейной фабрики «Славянка» - те героические дни и дела, о которых сегодня не принято вспоминать.
Конечно, сравнивать с сегодняшним днем ту былую советскую эффективность управления и отношение к делу совсем невыигрышно. Тогда в разрушенных войной городах находили любых ответственных лиц: и директоров предприятий, и заведующих магазинами, и механиков, и инженеров, и снабженцев – практически весь набор необходимых сотрудников для получения эффективного управления. В городе начали работать удивительные специалисты: архитекторы, строители, врачи, журналисты – большинство из них не знали теории менеджмента и маркетинга, от них не требовали знания законов и норм конституции, но они знали свое дело и стали теми, кем Псков гордится по сей день.
Если сегодня смотреть перечень требований к соискателям на должность управленцев – глаза читать устанут. Но парадоксально то, что обладатели всех этих пунктов совсем не гарантируют эффективного результата. Не случайно многие работодатели в поисках нужного специалиста уже перестают обращать внимание на наличие дипломов и сертификатов, а оценивают просто способность работать. А подготовленные специалисты у нас по-прежнему имеются – их только нужно научиться замечать и находить. Поэтому разговоры о кадровом голоде – это обычная отмазка, чтобы прикрыть неумелость тех, кто отвечает за кадры и общую эффективность развития.
Игорь Докучаев