Масленица: праздновать нельзя отменить

27.02.2012 14:46|ПсковКомментариев: 31

Была в древности хорошая компьютерная игра «Цивилизация», бабушка нынешних пошаговых стратегий. Ресурсы, юниты, смены режимов правления и прочие тихие радости. Одним из путей к успеху там было строительство так называемых «чудес света». Пирамиды, например, или Александрийского маяка, или Эйфелевой башни. Построил – и сразу престиж твой возрастает, а городок, где сие чудо возведено, перемещается вверх в рейтинге лучших. Видимо, примерно такой логикой руководствовались авторы проведения в Пскове Всероссийской Масленицы. Ну, а как ещё можно встряхнуть депрессивный регион на задворках Империи?

Сказано – сделано. Властной рукой выделили средства из бюджета, привлекли самые креативные умы для создания концепции и столичных звёзд для придания статусности. Коренное население, как водится, вяло упиралось попыткам его осчастливить. Впрочем, большую часть толпы убедили в том, что со временем она начнёт получать от процесса удовольствие, а что касается всяких профессиональных оппозиционеров – то их и разубеждать бесполезно. Работа у людей такая, всё хаять.

Принципиально то, что Всероссийская Масленица изначально задумывалась как долговременный проект. Не для того, чтобы погулять и разбежаться, а, чтобы стать традицией. Были даже обозначены временные рамки. Андрей Турчак, с решительностью, вполне ожидаемой от самого молодого российского губернатора, пообещал, что уже через три года праздник выйдет на точку рентабельности и станет самоокупаемым. Генеральный конструктор праздника Игорь Гаврюшкин был в своих оценках более осторожен и привёл сравнение с английским газоном. Его, дескать, триста лет нужно поливать да стричь, чтобы стал неотъемлемой частью культуры.

И вот, Масленица прошла уже в третий раз. Вполне достаточно, чтобы увидеть какие-то тенденции. Графики посещаемости и оборотно-сальдовые расчёты оставим господам социологам да финансистам и попробуем взглянуть на карнавал с обывательской точки зрения.

1. Идея. Выбор у организаторов оказался почти безупречен. Сама по себе идея Масленицы относится к разряду вечных. Что может быть понятнее, чем конец морозов и мрака, да начало весны? Старинный языческий праздник, отмечать который попы запрещали аж до 17 века. Как и все, был привязан к жизненному циклу крестьянского хозяйства. В это время телились коровы, молока было много, и даже оставалось на то, чтобы сбить маслице и немного попировать. Тем более, что потом наступал Великий Пост, необходимый, дабы придержать припасы к весенним полевым работам и попросту не протянуть ноги.

Официальная власть, кстати, издавна пыталась поиграть с народом в Масленицу. Начал Пётр Первый в 1724 году, продолжила Екатерина Вторая, которая устраивала маскарад «Торжествующая Минерва», что проезжал по Москве и высмеивал людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции перенимали губернии по всей России и пошло-поехало. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Русские Сатурналии, своего рода.

Так что губернатора Турчака можно уверенно называть продолжателем не самых худших петровских традиций. Другое дело, что традиция эта не имеет местных, псковских корней, ее можно внедрять в большинстве российских регионов.

2. Критика. В своих нападках на Всероссийскую Масленицу псковские критики, многие из которых относятся к числу «вечных оппозиционеров», были не слишком оригинальны. Прежде всего обвинения касались, конечно же, финансирования праздников из областного бюджета, который и без того ожирением не страдает. Таким отвечали, что общие траты на праздник составили не более 0,04% процентов от расходной части бюджета. А эффект будет долговременным, в виде пресловутого продвижения туристического бренда Псковской области. И это – не говоря уже про пресловутый выход на точку рентабельности.

Иные злопыхатели сравнивали карнавальные проекты с Нью-Васюками. Действительно, если в знаменитой речи Остапа перед игроками заменить «шахматный турнир» на  «Масленицу», получатся до боли знакомые нотки. Но так всегда с эпохальными проектами, тут уж ничего не попишешь.

Ещё одно классическое обвинение – распил средств. Дескать, слишком много питерских фирм наживаются на карнавале. Мол, господин Гаврюшкин, будучи советником губернатора, прокачивает бюджетные денежки через небезызвестную фирму «Царскосельский карнавал», которой чисто символическую конкуренцию составляют две другие питерские же конторы ООО «ТДК-Комплект» и ООО «СК Трейд». Что на это скажешь?

Рискну предположить, что вряд ли мероприятие, которое собирались раскручивать на всю страну, стали бы затевать ради банального распила. Для этих целей есть куда более денежные и неочевидные для глаз публики статьи расходов. Ну, удобнее было по понятным причинам действующей администрации работать с питерскими же организаторами карнавалов, что тут поделаешь. Тем более, что главным застрельщиком нынешней Масленицы-2012 выступил как раз псковский Центр народного творчества. Никакие питерцы не мешают. Дерзайте. Вместо пришлого Гаврюшкина командовать парадом назначили псковичей Лидию Чечельницкую и Игоря Шаймарданова. И получилось, по отзывам многих горожан, мягко говоря, «не то, чтобы очень».

3. Финансы. На первый карнавал в 2010 году замахнулись и, по первости, хотели кинуть аж 25 миллионов рублей. Затем эту цифру ужали до 18, а потом до 15 миллионов. В следующем году расходы составили 9 миллионов, в этом около 7. И это при том, что цены в стране не падают, а скорее наоборот. Похоже на то, что это и есть настоящая стоимость праздника – всё, что нужно, ничего лишнего.

Куда сложнее оценить окупаемость. Острые на язык псковичи шутят, что доходы от Масленицы-2012 года составили 16 тысяч рублей: три с половиной благотворительных блина испекли и продали Андрей Турчак и гость праздника Тимур Кизяков.

Если говорить серьёзно, то год назад, по оценкам Института регионального развития, праздник посетило 35 тысяч человек, которые оставили у коммерсантов 11 миллионов рублей. Часть этих денег пошла в бюджет в виде налогов, часть помогла местному мелкому бизнесу. Другое дело, что по оценкам того же ведомства, приезжих среди гостей было всего 8%. Если, в первом приближении, принять равную пропорцию затрат, то получается, что в регион притекло около 900 тысяч. Потратили 9, привлекли 0,9 миллионов, да ещё простимулировали покупательную способность внутри. Как-то не очень похоже на самоокупаемость. По нынешнему году итоги пока не подвели, но едва ли можно будет говорить про какой-то скачкообразный рост прибылей.

Есть ещё такие, и вовсе неуловимые для подсчётов материи, как узнаваемость региона, его туристический рейтинг. Насколько повлияли три масленичных года на приток туристов в Псковскую область? Тут без диплома Вольного института и поллитра абсента не разберёшься.

То, что туристическая отрасль в регионе в кои-то веки пошла на подъем, едва ли нужно доказывать. Гостиницы, самого разного пошиба, от затрапезных до элитарных, растут, как грибы, и в то же время летом забронировать номер для гостей иногда не удаётся ни за какие деньги. В воскресные дни площадь Ленина забита туристическими автобусами, а разноязыкую речь можно услышать в любом конце города. Есть ли в этом заслуга организаторов Масленицы? Наверное, отчасти есть. По крайней мере, пару лет назад дальние родственники из Питера спрашивали: «Эй, у вас там, говорят, какая-то грандиозная Масленица! Что за диво?»

Вообще, в идее требовать самоокупаемости от всего и вся сквозит рыночная шизофрения нашего времени. Ну какой семье прибыток от бабушки, что вяжет носки у окна, или от новорождённого младенчика? Одни убытки. Какая самоокупаемость от пятничной поездки с друзьями на шашлыки? Так и здесь. Раз уж придумали, неплохой, в общем-то, праздник, который нравится людям, надо и дальше его отмечать, разумно контролируя уровень расходов, но не требуя при этом немедленных экономических чудес.

4. Уровень. О том, растёт и крепнет Масленица или же хиреет и плавно сходит на нет, можно судить хотя бы по именитым гостям. В первую Масленицу-2010 псковичам обещали Никиту Михалкова, Сергея Мигицко, Дмитрия Шагина, Мария Ситтель, Игоря Скляр, Наталья Суркову, Оксану Федорову, Анну Ковальчук. Кто не приехал, тот хоть сказал добрые слова про Псков и праздник, открытку прислал. В 2011 году свадебным генералом был Вячеслав Бутусов. На этот раз столичных вип-гостей символизировал Тимур Кизяков. Неплохой телеведущий, появление которого, однако, при всём к нему уважении, ну никак не достаточно, чтобы можно было сказать – о да, теперь Масленица стала поистине всероссийской!

Да и сама по себе идея рассредоточить праздники по нескольким площадкам оказалась сомнительной. Идёшь в будний день по городу, и слышишь, что где-то в парке колонки на дереве поют нечто самобытное, где-то женщины в кокошниках отплясывают, где-то излишне много торговых палаток понаставили. А где же сам праздник-то? – Да вот он, где-то здесь, вокруг… Псковские деятели культуры тоже не больно-то вдохновились масленичной идеей. Фактически, у кого что было по планам, то и показывали, просто дописав в афишах слово «масленица».

Главная причина того, что Масленица в этом году, вместо того, чтобы быть центральным событием городской жизни, прошла в каком-то фоновом режиме, стало явное невнимание властей к собственной же задумке. Местные випы помалкивали, перед прессой отдувался Александр Голышев, но ему и так положено по должности. С одной стороны, ясно, выборы на носу, не до того. С другой – всё внимание сосредоточено на более масштабных проектах, вроде юбилея Изборска.

Многие в форумах упоминают, что круче других была первая Масленица, а последняя… Сейчас псковская Масленица почему-то до боли напоминает собаку. Некогда общая любимица, заведённая на радость детям и всей семье, она оказалась вдруг никому не нужна. Сидит в уголке и смотрит грустными глазами: ну погуляй со мной, пожалуйста… А хозяин, занятый своими заботами, и на улицу выгнать стыдится, и возиться особо ни времени, ни желания не имеет.

5. Перспективы. Каким образом праздники выходят на всероссийский уровень? Году этак в 2005 приезжал в Псков кремлёвский политолог Сергей Марков. Прочитал пару лекций, попил коньячку в «Гелиопарке», прозомбировал почву… Тогда он снисходительно объяснял приунывшей местной политоте, почему 1100-летие, которым сами псковичи так гордились, оказалось на федеральном уровне практически незамеченным. Почему, дескать, Путин в Казань на 1000 лет приехал, а в Псков на 1100 – нет. А всё просто. Праздник в Казани – это отсыл к многонациональности нашего государства. Вроде бы и татары, да тоже наши, все мы братья, все в одной каше варимся. Мессидж такой, как сейчас говорят. А Псков  – ну городок, ну древний. Ну и что?

И если бы мы захотели помелькать на уровень повыше, то нужна была своя сверхидея. Например, двигать Псков как родину демократии. А что? Когда там у них в европах ведьм на кострах жгли и право первой ночи активно практиковали, в Пскове уже были сформированы первые демократические институты... Впрочем, ну её эту демократию! Сейчас скажешь, что ты за честные выборы, так сразу в какие-нибудь «друзья Сирии» запишут. Масленица в этом плане имеет куда больший потенциал.

И может, празднику нужны не дополнительные финансовые вливания и вселенский пиар, а какая-то более глубокая идеологическая подоплёка? Например, рассматривать её как точку на стыке двух глубочайших пластов русской культуры – Руси изначальной и Руси христианской. Как ни крути, само по себе православие – это синтез традиций. Храмы стоят на капищах, под ликом ветхозаветного Илии прячется Перун с молнией, а Иван Купала уже неотличим от Иоанна Крестителя. Так почему бы, вместо того, чтобы яростно поливать друг друга нечистотами на форумах, христианам и язычникам не встретиться через годик и не создать общий оргкомитет Всероссийской Масленицы?

Идей-то много можно предложить. Привлечь тех же реконструкторов, спортсменов, устроить праздник удали да силушки богатырской. С православной стороны, например, цикл общественных лекций и выставок, чтобы рассказать о непростых страницах нашей истории. Адептов и той и другой культуры у нас немало, а вот попыток объединиться до сих пор как-то не наблюдалось. А зря.

Илья Петров

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 339 человек