Новая коллективизация. «И спирохеты в пыльных шлемах…»

26.07.2013 11:51|ПсковКомментариев: 34

Похоже, вместо комиссаров в кожанках жителей русской деревни очень скоро возьмёт за горло очень даже видимая рука рынка. Не далее как 22 июля вице-премьер Аркадий Дворкович заявил на совещании в Кремле, что Правительство России намерено запретить содержание свиней в организациях всех форм собственности, не соблюдающих меры биологической защиты. А для тех, кто не понял, добавил уже прямым текстом: «Фактически это личные подсобные хозяйства и небольшие хозяйства».

Дмитрий Медведев смог только пожалеть крестьянина, да пожурить его же: «По поводу личных подсобных хозяйств — это очень чувствительная тема. Понятно, что очень часто, к сожалению, источник возникновения заразы находится именно там…». Вот и приехали. Оказывается, завезли пресловутую чумку не крупные отечественные агрохолдинги, которые то и дело попадают в скандалы, то с аргентинским мясцом, то и вовсе с откровенной кенгурятиной, а дед Ваня да баба Нюра. Каким образом источник африканской заразы вдруг оказался в частных подворьях, никто не пояснил. Поди, держат, подлецы, кроме самогонных аппаратов, ещё и частные бактериологические лаборатории в подвалах своих полуразвалившихся хибар. Такой вот у нас народ на селе ненадёжный.

В России, впрочем, не только колхозники генерируют зло. У нас и сами микробы давно уже обрели сознание и политическую грамотность. Только диву даёшься, когда микроорганизмы начинают портить грузинские вина или эстонские шпроты – и аккурат в тот момент, когда в отношениях со странами-поставщиками наступают охлаждения. Ну, и уж Роспотребнадзору тогда ничего не остаётся, как только ввести соответствующие санкции. А помните, как в Пскове орда холерных вибрионов ломанулась с городской свалки в городской же водопровод аккурат в тот момент, когда мэр Михаил Хоронен решил идти на губернаторские выборы?

Значит, если звёзды зажигаются – это кому-нибудь нужно. И кому же? Например, главный российский санитар господин Онищенко ещё в апреле 2012 года говорил, что «АЧС пришла к нам из Грузии. Сначала в Осетию, потом в Краснодарский и Ставропольский края. Есть признаки, что это искусственно привнесенная ситуация. Это экономическая диверсия…».

Вообще-то, с лёгкой руки западных СМИ подобные разговорчики сейчас принято презрительно называть «теорией заговора» и «конспирологией». Согласно официальной идеологии богатые люди настолько бестолковы, что никогда не смогут встретиться и договориться между собой, а всякие гадости, если и происходят, то исключительно сами по себе, но никак не по вине тех, кто от них выигрывает. Все действуют, исключительно следуя идеалам свободного рынка и конкуренции. Кто в этом сомневается – тот конспиролог.

Мы не будем уподобляться конспирологам. Зачем доискиваться, из-за чего произошла эпизоотия, если уже сегодня видно, как отреагировали на болезнь все заинтересованные стороны. Ну, с агробаронами всё понятно. Им после вступления России в ВТО не до жиру, приходится крутиться как угодно, лишь бы выжить. И истребление конкурентов – в рамках борьбы с чумой или под каким иным, менее благовидным предлогом – дело святое. Чисто по-человечески я даже готов понять главного ветеринара агрокомплекса ООО «Псковагроинвест» (деревня Соловьи) Сергея Палазюка, который в интервью в одном из местных СМИ не полез за словом в карман: «Нужно, чтобы государство приняло закон, запрещающий содержать свиней на личных подворьях, как это сделано в Европе». Ничего личного, только бизнес. Ну, и разумеется, искренняя забота о нашем с вами здоровье.

Но вот что ждёт самих частников? Если мы думаем, что свинками всё ограничится, то зря. Опыт так называемых цивилизованных стран, на которых мы сейчас вроде бы равняемся, говорит об обратном. Там государство весьма хмуро относится к любым попыткам граждан прокормить себя самостоятельно, опираясь локтями на все права и декларации.

Еще в 1990-х годах Билл Клинтон ввел Положения Анализа Контроля над Опасностью (HACCP), якобы для борьбы с инфекциями в мясной промышленности. Это положение откровенно лоббировало интересы корпоративных производителей мяса в рамках Всемирной Торговой Организации, которые с его помощью получили широкие полномочия контролировать самих себя и смогли устранить с рынка конкурентов – тысячи мелких производителей мяса.

Затем 2010 году в той же Америке была ещё более амбициозная попытка крупных агрокорпораций продавить сельскохозяйственный билль S-510, согласно которому незаконными должны были быть признаны выращивание, использование, распределение, покупка и продажа пищи, выращенной в домашних условиях(!). Разумеется, всё это делалось под предлогом защиты здоровья граждан. Разработчики законопроекта продвигали ту идею, что выращенные на частных грядках огурчики и помидорчики чаще всего не соответствуют санитарным нормам и потому угрожают здоровью потребителей. Впрочем, почва, видимо, не была должным образом прозомбирована, вмешались правозащитники и сенат успешно провалил билль, приняв вместо него закон HR 2751 - в общих чертах, повторяющий те же положения, но без экстрима.

Всё это прекрасно вписывается в рыночную идеологию о разделении труда. Каждую работу должны выполнять профессионалы – получается быстро, дешево и качественно. Беда только в том, что экономику рынка с неизбежностью сменяет то, что сегодня порой называют «копроэкономикой» – производство товаров дешёвых и скверных, которых приходится покупать лишь потому, что альтернативы нет.

Успешно поглотив сферу потребительских товаров, копроэкономика начинает диктовать свои правила и в производстве продуктов питания. Первым шагом стало устранение мелких конкурентов в сфере распределения – сегодня еду конечному потребителю доставляет небольшое количество мощнейших ритейлинговых сетей, которых можно пересчитать по пальцам двух рук. Следующий, по логике, шаг – тотальное уничтожение конкуренции в сфере производства сельскохозяйственной продукции. С этой точки зрения не столь важно, завезли африканскую чуму грузины, олигархи или летающие макаронные монстры – важно, что она может стать отличным поводом для зачистки рынка. Уже упоминавшаяся выше рука рынка постепенно становится костлявой и уверенно охватывает миллионы горл.

Для горожан запрет на выращивание свиней в частных подворьях звучит пусть и дико, но не критично. Подумаешь, подорожает свининка. Перейдём на баранину. Её-то запретить уж точно ни у кого рука не поднимется – едоки баранины умеют свои права отстаивать. Но вот для большинства сельских жителей, которые сегодня, фактически, вынуждены жить натуральным хозяйством, такие инициативы означают ни много, ни мало, как ускоренное вымирание.

Что дальше? Запрет на посадку картошки, потому что частники не могут бороться с фитофторой? Полное искоренение частных грядок, потому что на них может расплодиться борщевик? Отличие новой коллективизации от той, что проводили большевики, в общем-то, на поверхности. Комиссары сгоняли крестьян в колхозы, чтобы сменить одну форму хозяйствования на другую. Была нужна механизация на пашне, крупные хозяйства, требовалось освободить часть крестьянских рук для индустриального рывка. Нынешняя коллективизация преследует куда более поверхностную цель – просто устранить конкурента. Тогда скотинку угоняли в колхоз и предлагали выращивать её же на общественных началах. Теперь свинку режут и ликвидируют, предлагая покупать мясцо в гипермаркете, и не очень интересуясь, откуда возьмутся деньги на покупку. Нет денег?! Ну так вон отсюда, быдло неэффективное!

В 90-е годы моя мама на дежурный вопрос одного из псковских знакомых о том, как жизнь, в шутку ответила: «Знаешь, у меня есть гарант экономической независимости. Пара мешков картошки в сарае». Имея в виду ту простую мысль, что в случае дефолта, многомесячных невыплат зарплаты, безработицы и прочих прелестей мы хотя бы сможем не умереть от голода.

С тех пор стабильнее жизнь в стране не стала. Но вот то, что своя картошка в сарае или свой поросёнок в хлеву делают простых людишек излишне дерзкими, кажется, кто-то учёл.

опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 204 человека