Этим летом дорогие россияне вновь смогли наблюдать за напряженной работой «бешеного принтера». Законотворцы, в отличие от футболистов, ставили рекорды на всех уровнях. Для начала депутаты за одну неделю рассмотрели треть всех законопроектов, что были вынесены на весеннюю сессию, потом сенаторы за одну пленарку их успешно приняли, ну а Владимир Владимирович и вовсе показал мастер-класс, подписав за день 150 (!) документов. Вне всякого сомнения, тщательно их изучив и убедившись, что коварные бояре не подсовывают очередную антинародную бяку.
Получилось почти по Стругацким: «счастья для всех, даром, и чтобы никто не ушел обиженным». Насчет «даром», пожалуй, сказать трудно, если учесть расходы на содержание народных избранников, а вот что отоварили всех и по полной программе – это точно.
Телекоммуникационные компании получили в подарок «пакет Яровой». Чадолюбивые родители – поправки в Уголовный кодекс, по которым разрешается колотить чужого ребёнка, но можно присесть на пару годков, отшлепав собственного отпрыска. Строителям придумали поправки в Градостроительный кодекс, требующие скинуться на еще один компенсационный фонд для СРО (саморегулируемых организаций), да заодно и повышающие платежи в прежние фонды. Дольщикам переписали закон о долевом строительстве, включив туда интерес банкиров. Особый привет пришел любителям пикетов, митингов, оппозиционным микроблоггерам и прочим любителям шатать режим.
Но остановиться хотелось бы не на этих, широко обсуждаемых изменениях в законодательство, а на менее заметном, но не менее спорном моменте. С 15 июля вступают в силу новые поправки в закон, отменяющие выдачу свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. «С этого момента возникновение и переход прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», – поясняет пресс-служба Росреестра.
Надо сказать, со свидетельствами на право собственности в последнее время и без того творился редкостный бардак. Для начала им поменяли форму и стали вдруг вместо солидного документа на гербовой бумаге, выдавать хулиганский листок, который любой ребенок может подделать в «ворде» за пару минут. Гербовая бумага, что ли в стране закончилась или попал сей редкий продукт под санкции, наряду с экзотическими сырами? Затем с января 2016 года принимать документы о сделках и выдавать свидетельства стали не в старой доброй Регпалате, а в так называемых многофункциональных центрах (МФЦ).
В Пскове таковой находится на ул. Белинского и представляет собой солидных размеров свежепостроенное офисное здание, с громадной парковкой, полами под мрамор и не очень дешевой электронной начинкой. Одним богам да аудиторам счетной палаты ведомо, сколько средств было «освоено» на строительство сети МФЦ по всей стране. Для граждан же эффект оказался один – вместо кадастровых инженеров документы стали принимать девочки-документоведы. То есть, персонал, который изначально имеет более низкую квалификацию, а значит, не сможет вникнуть в сложные сделки, ограничившись отслеживанием по списку – есть у заявителя нужные бумаги или нет. Кстати, затянулось и время оформления, поскольку теперь пакет документов из МФЦ везут… правильно, в Росреестр, где его еще раз проверяют специалисты, а потом обратно доставляют в МФЦ. Ну, не любят у нас простые решения, что поделаешь.
Но вернемся к нашим законотворческим баранам. В итоге свидетельства, как мы видим, решили вообще отменить, объясняя это тем, что и без того при серьезных сделках приходилось брать выписку из ЕГРП. Мол, зачем вам, граждане дорогие, лишние бумаги у себя хранить? Еще потеряете, ненароком. А у государства оно целее будет.
Действительно, любой, кто касался таких материй, как ипотека, маткапитал, военные сертификаты для приобретения жилья, подтвердит, что выписка необходима. Но есть и кое-какие нюансы, которые мешают в полный рост радоваться новому порядку.
Во-первых, подтверждать свое право собственности нужно не только при покупке-обмене-продаже, но и при общении с любыми коммунальными службами – от управляющих компаний до газовщиков. Даже некоторые провайдеры могут попросить показать бумажку, подтверждающую, что вы владелец своей квартиры. Раньше достаточно было, покопавшись в комоде, вытащить свидетельство и сдуть с него пыль. Теперь придется топать в Росреестр и заказывать выписку, которую, естественно, тоже делают не забесплатно.
Идем далее. В отличие от свидетельства, которое действовало до момента перехода прав собственности, выписка показывает только то, что вы владели квартирой на момент ее (выписки) получения. По сути дела, человека лишают возможности постоянно иметь при себе документ, который подтверждает его права на владение имуществом. А это очень важно. Теперь достаточно выкрасть или отнять паспорт, чтобы заказать выписку и продать вашу квартиру по бросовой цене. Цепочка из нескольких посредников – и концы будет найти уже очень тяжело. Более того, вы можете с удивлением узнать, что ваша квартира уже не ваша, например, через несколько лет, когда пойдете эту самую выписку заказывать. Не трудно представить, какое широкое поле деятельности открывается для черных риэлторов, коллекторов и обычных квартирных аферистов. Новый закон стал для них настоящим подарком.
И третье по порядку, но не по значению. Вот и сделан еще один шаг по загону уважаемых граждан не в вымышленную, а в настоящую матрицу. Ту самую, которую еще называют электронным концлагерем и которой так любят пугать нас патриотически настроенные сограждане, кивая на козни Запада. Дивный новый мир, где вся информация о имуществе, деньгах и статусе каждого жителя записана в базу данных и хранится «там где положено». Сбой в базе, козни злобных хакеров, иные безрадостные обстоятельства – и вот уже строчку, которая была про вас, стерли или переписали. Наступление на реальность идет со всех сторон - тут вам и война банковского сообщества против налички, и эксперименты по введению универсальной идентификационной карты, и биометрические паспорта.
Хотя, может быть не стоит так уж демонизировать наш родной российский «бешенный принтер»? Просто никак не могут ребята усвоить старый добрый принцип, который исповедуют все программисты: «Если что-то более-менее исправно работает – главное туда не лезть».
Илья Петров