Судя по всему, российские либеральные экономисты (а других у нас к принятию решений и не подпускают) пересмотрели свои взгляды на российское население. Когда-то на заре реформ Анатолий Чубайс заявил в прямом эфире - мол, не велика беда, если вымрет миллионов тридцать наших соотечественников - туда и дорога, в рынок не вписались. Оно, конечно, всякое бывает, мало ли что очень неглупый человек мог сказать в пылу полемики, но фразочка запомнилась. Равно как и куда более радикальные высказывания Леонида Гохберга, одного из разработчиков «Стратегии-2020».
Леонид Маркович, напомним, в свое время и вовсе разоткровенничался о том, что развитию страны мешает без малого 71% населения. На тот момент в число избыточных людей попали 39,7 миллионов инвалидов, свыше 5 миллионов безработных, 18,5 миллионов людей с доходами ниже прожиточного минимума и еще 37,6 миллионов человек сельского населения. Все они, по словам экономиста, «имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом, лишены возможности участвовать в инновационном процессе и, к тому же, при этом не владеют английским языком».
Эти и другие подобные тезисы относились к временам дорогой нефти. Оно и понятно. Когда кормилица-углеводородица продается по 110 долларов за бочку и продолжает расти, все категории населения, которые не сидят на трубе, автоматически представляются ненужной обузой. Но времена поменялись. Не станем вдаваться в подробности, невидимая рука уронила заветный баррель или происки западных партнеров, факт остается фактом - денег в бюджете стало катастрофически мало. Настолько мало, что руководство и его экономисты сразу вспомнили про население.
В стране, как грибы после дождя, стали появляться новые налоги и поборы, которые собираются на весьма эфемерные цели. Первой ласточкой стал обязательный сбор на коммунальный ремонт. Гениальная, надо признать, задумка - собирать денежки и прокручивать их на банковских депозитах сегодня, а сам ремонт проводить когда-нибудь потом, если руки дойдут. Больше всего шуму вызвал пресловутый налог на безработных, которых власть почему-то упрямо называет «тунеядцами».
Но не безработными едиными планируют укрепить бюджет. С 2016 года введен новый налог на недвижимость, который исчисляется не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости. Первые платежки граждане получат весной 2017 года, а это значит, что вместо чисто символической десятки есть все шансы в ближайшей перспективе получить квитанцию на несколько тысяч рубликов. Являешься счастливым собственником? Плати. Растут тарифы госкорпораций, акцизы на сигареты и алкоголь.
С 2017 года нас ждет целая охапка новых налогов. Тут вам и налог на мусор, который придется платить вдобавок к уже сейчас имеющейся строчке в квитанции за вывоз бытовых отходов. И «туристический сбор», который анонсировал сам глава государства на заседании президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов в августе сего года. «С особым вниманием и осторожностью нам нужно обсудить и предложения ряда руководителей субъектов Российской Федерации о введении регионального курортного сбора, – цитирует Владимира Путина пресс-служба Кремля. –… Он действует в очень многих странах мира и его размер, как правило, небольшой». А для того, чтобы поддержать отечественный туризм для любителей «берега турецкого» и иных заграничных красивостей предлагают ввести еще и налог на выезд заграницу.
Наконец, Минфин заговорил о том, чтобы собирать налоги с тех хитрецов, которые держат денежки на банковских депозитах, компенсируя таким образом рост инфляции.
От федералов не отстают и региональные власти, которым тоже нужно затыкать дыры в бюджетах. Например, в Красноярске депутаты предложили ввести плату за природные ресурсы - не только древесину, но и орехи, ягоды, грибы, растущие на муниципальных землях. Местные жители уже посоветовали парламентариям поставить прямо в лесу банкоматы и развешать на сосенках камеры, следить за тем, чтобы не ели ягоды в процессе сбора, тем самым нарушая налоговую дисциплину.
В Самаре буквально на днях подготовлен законопроект об увеличении транспортного налога. Изменения касаются в первую очередь мотоциклов и мотороллеров. Ставку для этой категории транспорта в зависимости от мощности двигателя планируют поднять на 43,52%. Кроме того, закон предполагает двукратное увеличение налога для катеров, моторных лодок и яхт. Местная администрация надеется дополнительно собрать не менее 9,6 миллионов рублей.
Словом, уже понятно, что население, которое в пору дорогой нефти презрительно именовали «лишним» и «неэффективным» стало для властей очень даже нужным и полезным. Денег-то больше взять неоткуда.
Судите сами. Как заверяет нас Минсоцразвития, в стране «в сером секторе» находятся 30 миллионов человек – это те самые тунеядцы, с которых собираются срубать по двадцаточке. Получается вполне приличная сумма 600 миллиардов рублей в год. Для сравнения, в 2015 году «Роснефть» заплатила в бюджет 1700 миллиардов, а «Газпром» 1900 миллиардов рублей. Суммы сравнимые. Тем более, что нефти в скважинах становится все меньше, а безработных в стране все больше. И это мы взяли в расчет только один налог.
При том, что рассказам об очень низких российских налогах и без того верят сегодня разве что очень наивные люди. Помимо подоходного налога 13% каждый работающий россиянин платит еще в три так называемых внебюджетных фонда, что составляет еще 34%. Но и это только верхушка айсберга. Получив зарплату, человек идет в магазин, где покупает продукты, в стоимость которых заложен налог на добавленную стоимость - еще 18%. При этом НДС мы платим дважды - один раз как продавец услуги, другой - как покупатель.
В стоимость товаров также входят акцизы, ввозные пошлины, налоги на прибыль, содержание системы «Платон» и прочие сборы, которые должны заплатить производители, перевозчики и продавцы. В издержках всех предприятий заложены тарифы естественных монополий, и дополнительные расходы за счет ставки процента, которая в России одна из самых высоких в мире. Что касается услуг ЖКХ, за которые платят все, то в них, по разным оценкам, налоговая составляющая доходит до 40-50%. Далее, нужно заплатить налоги на недвижимость, земельный налог, госпошлины, а автомобилистам не забыть еще и про транспортный налог.
В общем, если учесть только подоходный налог, взносы в фонды и двойной НДС, то выходит порядка 80%. Проще говоря, четыре дня в неделю человек работает на государство и один – на себя (и своего работодателя!). Пропорция не слишком радостная. Невольно на ум приходят разные исторические сравнения. Например, манифест Павла I от 1797 года вводил трехдневную барщину, позволяя крестьянину остальное время в неделю пахать свое поле.
Как бы там ни было, налоги и сборы уменьшать никто не планирует. Скорее наоборот. Причина понятна. Несколько лет назад Россия вновь заявила свои претензии на статус сверхдержавы, а это чудовищно дорогое удовольствие. Нужно отправлять экспедиционные корпуса в Средиземное море, предоставлять скидки на энергоресурсы для лояльных режимов, финансировать мощные пропагандистские структуры, поддерживать пророссийские общественные движения по всему земному шару… Да еще нефть упала так некстати. И от мыслей про геополитику и исторический выбор денег в кошельке после выплаты всех сборов как-то не прибавляется.
Можно, конечно, возразить, что проблема не в имперских претензиях, а в аппетитах отечественной элиты. Мол, не пора ли для разнообразия, и им затянуть пояса? Однако давайте не будем забывать, что сверхдержаву мы строим не абы какую, а рыночную, капиталистическую. Это значит, ее неотъемлемыми признаками всегда будут частные яхты размером с крейсер «Аврора», виллы на сотню гектаров и закрытые вечеринки с купанием в бассейне с икры. Не нравится общественный строй и хочется его поменять? Так ведь за это тоже платить придется. Причем не только новыми налогами, как платим сегодня за имперские амбиции.
Илья Петров