Битва за бюджет-2017: тень Столыпина против тени Гайдара

20.11.2016 22:26|ПсковКомментариев: 52

Вот и вступила в активную фазу битва за главный финансовый документ страны на следующий год. Министерства, госкорпорации и региональные администрации выкручивают друг другу руки в борьбе за животворящие ручейки бюджетных денег. И в то же время отдельные экономисты-политики щедро делятся своим видением, что и как нужно делать, чтобы оттолкнуться от очередного дна. Вот о них-то и поговорим. Потому что власть традиционно вынуждена отделываться общими фразами, чтобы не взорвать нашу общую бочку с порохом, ну, а условная оппозиция может от души резать правду-матку, зарабатывая политические очки и питая надежду на приглашение в пул принимающих решения.

Столыпинский клуб сердцам многих псковичей особенно мил. Поскольку тесно дружит с клубом Изборским, а обе этих организации предлагают какой-никакой альтернативный план развития страны. Итак, столыпинцы обсуждали бюджет на три ближайших года на очередном своем заседании 9 ноября, раскритиковали его в пух и прах и накидали своих предложений.

Критиковали вполне предметно. По оценке экспертов клуба, несмотря на рост ВВП в рублях, доля России в мировом ВВП снижается. Ухудшаются и другие показатели: сократились рабочие места (минус 6,8 миллионов за прошедшие четыре года), на 11% упали реальные располагаемые доходы населения за 2 года, а в находящихся за чертой бедности, если оценивать по американским стандартам, нужно записать 55% населения страны. Относятся к этой категории все, кто зарабатывает менее 400 долларов (около 26 000 рублей по нынешнему курсу) в месяц. Из-за роста тарифов и снижения доходов населения растет задолженность по услугам ЖКХ, на что коммунальные службы отвечают установкой общедомовых приборов учета, заставляя последних добросовестных плательщиков вносить деньги «за себя и за того парня».

Предпринимательское сообщество, которое у столыпинцев представляет бизнес-омбудсмен Борис Титов, тоже бьет тревогу: объем кредитования в стране падает, а просрочка растет. За период с 2014 по 2016 годов объем просроченной задолженности юридических лиц вырос почти на 85%. Просроченная задолженность физических лиц выросла почти на 52%.

У макроэкономистов свои поводы для тревоги. Экономист Абел Аганбегян отметил, что  в плане на 2016 год объем расходов был запланирован на уровне 16,8 триллионов рублей, однако был сокращен до 16,18 триллионов. При сохранении уровня инфляции до 4% на протяжении трех лет, сокращение расходов составит 15% ВВП, что приведет к сокращению ВВП на 3-4% каждый год при сохранении текущего распределения финансирования по секторам.

Что предлагается взамен? Столыпинцы сообщают, что в самое ближайшее время подготовят свой вариант «бюджета развития» с правками конкретных статей официального документа. О том, что конкретно там будет прописано, клубные интернет-ресурсы не афишируют. Единственная конкретная мера, которая пока была названа – это выпуск суверенных государственных рублевых облигаций, которые были бы индексируемы на момент их погашения в иностранную валюту.

Вот что на этот счет рассказал господин Титов: «Мы предложили такой конкретный механизм, который был бы сегодня очень интересен как нашему населению, так и игрокам рынка, ищущим для себя доходные инструменты. Мы предложили рублевые облигации, суверенные государственные, которые были бы индексируемы на момент их погашения в иностранную валюту. Это снимает все валютные риски, но дает доходность 2-3%». По его мнению, разместить таким образом можно было бы до 1 триллиона рублей в течение полугода сроком на 10 лет.

В общем, идеологи бизнес-сообщества предлагают провернуть в масштабах страны примерно то же, что американская ФРС делает в масштабах мира. На какие проекты пойдут собранные через облигации средства не сказано. Соответственно, не понятно, с каких доходов ценные бумаги будут погашаться.

Нечто подобное предлагал и Сергей Глазьев, программа которого с повестки дня тоже не снята. Там идея была еще проще – без всяких облигаций напечатать денег и жестко проконтролировать, чтобы они ушли в реальный сектор, а не попали в руки банкиров и финансовых спекулянтов.

Тем временем «друг Путина» Алексей Кудрин на закрытии Общероссийского гражданского форума отпинал предложенный бюджет с другой стороны. По его мнению, в бюджете нужно срочно резать оборонные расходы. Иначе РФ ждет судьба СССР.

«СССР распался не в связи со слабой армией и не в связи со слабым КГБ. Он распался, потому что была неэффективная, изжившая себя модель экономики», - заявил бывший министр. По его словам, в развале советской промышленности и плановой экономики в целом виноваты не либералы и гайдаровцы, а ВПК. То есть, избыточное производство вооружений.

Господин Кудрин отметил, что в России сейчас сложилась другая модель экономики, которую надо и дальше развивать. Армия в ней уже не должна играть решающую роль. По его мнению, существенных военных рисков сейчас для России нет, а противостояние на геополитической арене является скорее игрой. Военные эксперты, по словам Алексея Кудрина, утверждают, что тот потенциал, который сейчас есть у страны, уже обеспечит то, что на десятки лет вперед с Россией «никто связываться не будет». По его словам, военные риски минимальны.

Советы, честно говоря, тоже весьма сомнительные. Как-то язык не поворачивается назвать неэффективной экономику, которая позволяла стране поддерживать военный паритет и при этом обеспечивать высочайший уровень социальных гарантий, о котором сегодня и в РФ, и на Западе можно только мечтать. Во всяком случае, экономическая модель, построенная за годы руководства самого Алексея Кудрина с коллегами, технологическими прорывами и ростом уровня жизни не слишком радует.

Мысли о том, чтобы на десять лет махнуть рукой на оборонку тоже смущают. Что-то подсказывает, что «партнеры-то» в эти десять лет свои военные бюджеты не сократят, и базы НАТО от российских границ не уберут. Не окажемся ли мы через десяток лет, когда окончательно иссякнет советский задел в оборонке, чем-то вроде папуасов с дубинками против цивилизованных конкистадоров?

Тем не менее, вес экс-министра финансов, как человека, сумевшего создать заначку Стабфонда, все еще очень велик и не исключено, что к его мнению будут внимательно прислушиваться.

А что же финансово-экономический блок? Пока то лекарство, которое предлагает Минфин, едва ли не хуже болезни. Главное финансовое ведомство выступает за меры по расширению налогооблагаемой базы за счет снижения тени «теневого» сектора экономики, улучшения налогового и таможенного администрирования, пересмотра неэффективных налоговых льгот. Фактически Минфин добивается повышения собираемости налогов. 

Отсюда растут ноги и знаменитого налога на безработных, и налога на покупки в иностранных интернет-магазинах, и других занятных статей налогообложения, вроде налога на сбор грибов и ягод, который пытаются ввести в отдельных регионах страны. Однако в теневой сектор наши сограждане бегут не от хорошей жизни. Кто ж в здравом уме предпочтет перебиваться разовыми халтурами, без отпусков, выходных и больничных, если есть альтернатива в виде нормального трудоустройства? Но альтернативы этой нет и предлагать ее никто не собирается. Обложив налогами «бомбил» и фрилансеров государство может добиться только того, что «серый сектор» перейдет уже в «черный». Никаких тюрем и никакой нацгвардии не хватит, чтобы устранять возможные последствия.

Другой аспект вопроса – а на что, собственно, будут тратить вынутые из кармана у частников средства? Понятно, что после спешного затыкания социальных дыр излишки вновь будут «стерилизоваться» с помощью закупки американских облигаций и, в лучшем случае, вкладываться в сомнительные и баснословно дорогие проекты, вроде саммита АТЭС или мундиали.

Что за будущее мы строим и куда мы развиваемся, власти то ли сами не знают, то ли упорно не хотят говорить, чтобы враги не подслушали. Кстати, на смену успешно забытой Стратегии-2020 уже сегодня должна была прийти стратегия социально-экономического развития России до 2035 года. Ее собирались сформировать в феврале 2016, однако, потом перенесли на 2018 год. Разрабатывать, между прочим, должно было Минэкономразвития, но, судя по последним новостям, глава этого ведомства Алексей Улюкаев был занят другими заботами.

Ну, а пока никаких свежих идей нам не предлагают, сплотиться в едином порыве тоже как-то не получается. Правительство с Сирией и футбольным чемпионатом мира 2018 года само по себе, население с квитанциями и халтурами – тоже само по себе. И вся экономическая программа описывается двумя фразами: «Деньги есть? А если найду?».

Илья Петров

Инфографика: доклад Столыпинского клуба.

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 371 человек