«28 панфиловцев» - с гранатой на неофашистов

04.12.2016 17:04|ПсковКомментариев: 79

Хорошие вести всегда приходят откуда не ждешь. Вот и российский кинематограф сделал то, что для него совершенно не типично – качественный, яркий и сильный фильм. Да еще на такую сложную для любого автора тему, как Великая Отечественная война. Чтобы дать краткую характеристику, достаточно перечислить, чего нет в фильме «28 панфиловцах», вышедшем на экраны в ноябре.

В фильме нет гламурных немцев, слушающих Вагнера и рассуждающих о закате Европы. Нет мата, без которого современные режиссеры, по их собственным словам, прямо-таки не способны работать. Нет военно-полевой эротики и постельных сцен с медсестрами. Деревенская девушка, которая вынесла уходящему бойцу узелок и поцеловала на прощанье – вот единственный штрих, которым обозначили, что и в те годы любовь и чувства все-таки никуда не исчезли. Нет доблестных союзников, без которых, как нас в последнее время уверяют все кому не лень, СССР вообще бы ничего не смог в той войне. Нет кровожадных заградотрядов и бесстрашных уголовников с черенками. Нет кровавых внутренностей, кишок и обгорелого мяса.

Словом, нет всего того антуража, который стал уже визитной карточкой практически всех военных фильмов, снятых в последние годы. Михалковых, бондарчуков и прочих маститых мэтров с именем и весьма солидным бюджетным финансированием сменил никому, кроме профессиональных кинокритиков, не известный режиссер Андрей Шальопа. И результат оказался очень удачен.

Война в фильме показана с нетипичной стороны. Это, прежде всего, не героизм и не кровь, а тяжелая изматывающая мужская работа. Прежде чем состоится сражение, солдаты учатся. Прибывший в часть офицер рисует контуры танков, объясняет слабые места немецкой бронетехники, а потом от теории переходит к практике. Бойцы смеются, катая бутафорский танк, сколоченный из бревен, но, в то же время, понимают, что от этих тренировок потом будет зависеть их жизнь.

И снова работа. Марш-бросок на передовую. Рытье окопов. Строительство деревянных блиндажей. Организация связи и проволочных заграждений. Оборудование основных и запасных позиций для орудий. Обустройство ложной позиции.

Режиссер показал не только эмоции, но и логику военного противостояния, которой до него как-то пренебрегали. Как правило, зрителю предпочитали не объяснять, ради чего делаются те или иные действия, предпочитая просто пугать его взрывами, кровью и смертью.

Команда Андрея Шальопы постаралась, насколько это возможно, объяснить принцип действия военной машины. Конечно, лишь той ее части, что была задействована у разъезда Дубосеково. Смотришь, и становится понятно, что ложная позиция нужна, чтобы обмануть артиллерию и первый этап артподготовки врага пришелся впустую, что танки нужны, чтобы подавить пулеметные гнезда и дать возможность подойти пехоте, что штурмовики с воздуха уничтожают противотанковую артиллерию и дают возможность подтянуть бронетехнику… И тому подобные вещи, простые, быть может, для профессиональных военных и историков, но не слишком очевидные обычному зрителю. Благодаря такому пояснению становится понятнее и вся предшествующая работа солдат, и вся арифметика войны.

Менее жутко от этого не становится. До боли отчетливо показано, что умирать страшно и очень не хочется и нашему солдату в окопе, и немцу в бронированном гробу. Танки в фильме – вообще образец великолепной операторской работы, за которую хочется пожать руку. Танк, который прет с экрана, это не набор пикселей из компьютерной игрушки, и не железный монумент, а громоздкий и продуманный механизм, единственное назначение которого – убить тебя. Вообще, как отметили историки и реконструкторы, создатели картины отлично поработали над исторической достоверностью. Явных ляпов в обмундировании, вооружении и технике пока найти не удалось.

Люди в фильме получились, увы, не столь ярко. Да, присутствует солдатский юмор, у каждого бойца есть индивидуальность и характер, у каждого свои мысли и чувства, каждый по-разному реагирует на происходящее. Но, к сожалению, ярких образов режиссеру создать не удалось. Как-то уж очень быстро мелькают на экране и погибают солдаты и офицеры. Не получается ни привыкнуть к ним, ни запомнить. Ужасно не хватает спокойных бытовых сцен на привале, когда бойцы могли бы вспомнить, кто чем занимался до войны и поделиться своими планами на будущее. Понятно, что 1941 год, не до планов, но нельзя же совсем забывать человека за разрывами снарядов и грохотом брони.

Наконец, идеология. Хорошо удались образцы военной диалектики: «чтобы стоять намертво, нужно быть живым». Много говорится о Родине и дружбе народов. В одном строю буряты, казахи, украинцы… Интересно, что политрук Клочков в фильме дает практически дословное сталинское определение понятия «нация»: «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Слова другие, но смысл тот же. Отсюда и остальное: «Сейчас мы им покажем, кто такие русские» – «Я казах» – «А казах что, не русский что ли?».

Практически сразу же после выхода на «28 панфиловцев» обрушился огонь сразу с двух флангов. Либеральная общественность с упорством принялась повторять перестроечный тезис о том, что никаких панфиловцев в природе не было. Особенно отличился директор государственного архива Сергей Мироненко, который еще во время съемок фильма в интервью «Коммерсанту» заявил, что подвиг 28 панфиловцев – выдумка советской пропаганды. Брезгливый отзыв опубликовала «Медуза», советуя своим читателям не тратить время на очередную агитку.

Левая оппозиция чуть было фильм не похвалила, однако, затем все-таки решила ругать. Коммунисты, лимоновцы и разрозненные «красные» блогеры накинулись на фильм по другой причине: мол, никак не отражена роль коммунистической партии и советской идеологии. По их мнению, бойцы должны были ходить в атаку исключительно с криками «за Сталина!», а в окопах обсуждать политэкономию и борьбу с мировым капиталом. В итоге и эта публика обозвала картину «запутинской агиткой».

На самом деле, очень хорошо, что фильм получился «черно-белым». Здесь наши. Здесь враги. А то что-то слишком уж вонять стало в последнее время из окон Овертона. Начавшееся еще в 80-х переписывание истории изрядно надоело. То нам говорят что не было 28 панфиловцев, то поливают грязью Зою Космодемьянскую, то называют Александра Матросова уголовником, то обвиняют СССР в разжигании 2-й Мировой войны, то вешают доску Маннергейму, то пишут, что предатель Власов был неплохим парнем и хотел, как лучше… Кое-кто уже обзывает нас фашистами и требует компенсаций за оккупацию. Что, будем дальше рефлексировать?

Желающим переписывать историю можно посоветовать съездить в цивилизованную Европу и сказать вслух, что Холокоста не было. Длительный тюремный срок – это самое мягкое, что ожидает таких ревизионистов. Почему же в России можно до бесконечности и со сладострастным удовольствием поливать грязью собственное прошлое?

Режиссер в фильме дает нам недвусмысленный посыл о том, про что картина. Ночью на марше солдаты вспоминают слышанные краем уха легенды про семь самураев и 300 спартанцев. Эти разговоры вызвали особенную ярость критиков – мол, не могло такого быть, Акира Курасава снимал свой шедевр уже после войны, а про спартанцев лапотные бойцы Красной армии вовсе знать не могли. Может и не могли. Но зритель-то знает. И это ему дают понять, что фильм снят про символ. Подвиг 28 панфиловцев – это не объект для мелочного препарирования. Это один из символов Победы, память о людях, которые оказались перед лицом многократно численно превосходящего противника и удержали его ценой своей жизни. Если даже всё было и не один в один так, как пишут в учебниках, то никто не будет сомневаться, что такие случаи были и неоднократно.

Что касается роли советской власти, так ведь немцы резали и вешали нас не по классовому и не по идеологическому признаку, а очень даже по национальному. Потому и воевали солдаты за свои деревни и семьи, за свою землю, за то, что называют Родиной, а никак не за мировой пролетариат и компартию. Хотя, конечно, фразу «если погибну, прошу считать коммунистом» из истории тоже не выкинешь.

В крайнем случае, можно посоветовать всем, совсем уж недовольным, пойти по стопам режиссера – снять трехминутный ролик и объявить всенародный сбор средств на продолжение. Андрей Шальопа показал всем, что это пусть тяжело, но вполне возможно. Как знать, вдруг вслед за первой ласточкой прилетит еще стая?

Илья Петров

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 371 человек