Промышленный рост в мечтах и наяву

02.05.2017 16:26|ПсковКомментариев: 9

Глава правительства Дмитрий Медведев, с похвальным смирением снеся все обиды, нанесенные политическими оппонентами, принес в конце апреля радостную весть. Экономика России вошла в стадию роста, промышленность поднимается. По итогам прошлого года отмечен рост промышленного производства на 1,3%. Об этом второе лицо государства рассказало не где-нибудь в твиттере или на Валдайском форуме, а во время беседы с первым лицом государства. То есть информация официальнее некуда.

Правда, рост российской экономики материя тонкая, обнаружить его не так-то просто. Более того, даже для того, чтобы разглядеть объявленный Дмитрием Анатольевичем подъем, всероссийский микроскоп под названием Росстат пришлось предварительно настраивать прямо-таки с ювелирной точностью. В конце прошлого года ведомство заявило о поступлении новых данных, немного поменяло методику расчета и вот вместо первоначально названных 1,1% вышли умопомрачительные 1,3%.

Специалистам, конечно, виднее. Обычные жители, не имеющие экономического диплома уже давно не удивляются, когда по телевизору сообщают, что средняя зарплата по стране составляет 36,7 тысяч, а пенсии – 12,4 тысячи, при том, что по опросам в регионах нормой считается оплата труда в пределах 16 тысяч и пенсии по 8 тысяч рубликов. Но ведь рост производства, пусть и небольшой – это, все-таки, вещь, которая касается каждого, не заметить ее невозможно.

С точки зрения дилетанта, оценивающего экономику не по формулам из книжки, а по ценникам и зарплатам, что-то не удается мне разглядеть у нас этот самый рост. Не задымили заводы и фабрики, не выросли на месте пустырей инновационные центры. «Градообразующими предприятиями» по сию пору остаются дивизия и администрация. Благодаря спросу силовиков и бюджетников худо-бедно прозябают магазинчики, парикмахерские и мелкие мастерские. Кстати, вы заметили, что нам перестали рассказывать сказочки про постиндустриальный этап развития экономики и огромную роль сферы услуг? Просто потому, что уже «не катит». Даже очень далекие от политэкономии люди понимают, что на оказании друг другу мифических услуг далеко не уедешь. «Я тебя постригу, а ты мне почини кран», – это не экономика, это прозябание.

Оттого и смотрит народ с грустью на заброшенные корпуса, и продолжает называть автобусные остановки именами давно сгинувших предприятий, что понимает – без промышленности нас ждет только голод и выживание. Если будет работать завод, значит, сможет себя прокормить хозяин магазинчика возле проходной и владелец автомастерской через дорогу. Встанет завод, придется сосать лапу всем. А заводы стоят и оживать, похоже, не собираются.

Да и чем заменишь, например, Псковский завод радиодеталей, который на пике своей деятельности обеспечивал около 7000 рабочих мест. Вот что писала заводская многотиражка «Радиосигнал» в далеком 1984 году: «за 35 лет построено 14 корпусов. Цеха светлые, просторные, с хорошим освещением. За это же время сдано 60 тысяч квадратных метров жилой площади, около 1000 семей заводчан проживают в благоустроенных квартирах заводского микрорайона. В 1979 году сдано в эксплуатацию общежитие на 530 мест. Значительно улучшилось медицинское обслуживание работающих. Функционируют заводские детские ясли, сады, пионерлагерь «Чайка», стадион «Электрон» на 5 тысяч мест, клуб на 600 посадочных мест. Более 2,5 тысяч работников предприятия и членов их семей ежегодно отдыхают на заводской базе отдыха «Теремок» на Псковском озере».

Сегодня завод если и мелькает в новостях, то только в связи с непрекращающимися конфликтами и взаимными претензиями бывших владельцев. В корпусах «ПсковХимлегмаш» уютно разместились торговый центр, найт-клуб и куча офисов. Завод АДС ютится где-то на верхних этажах барахолки, которая раскинулась в фабричных корпусах. Стоящий через дорогу ПЭМЗ несколько лет назад упоминался в прессе в связи со сменой владельца, сокращениями и громадными долгами по зарплате. Ничего не слышно про успехи ЗАО НПФ «Точлит», ЗАО «Псковэлектросвар» и ОАО «Псковский кабельный завод». В своем замкнутом мире живет АВАР, колеблясь вместе с российским автомобильным рынком, то набирая сотрудников, то отправляя в отпуска.

А ведь, кроме Пскова, есть еще и область. Помнится, в каждом райцентре был свой молокозавод и хлебозавод, работали подразделения крупных московских и ленинградских предприятий. Например, в моем родном Дно был построен завод «Керамит», работавший на оборонку и цех №16 завода «Электросила», строился завод железобетонных и стальных конструкций. Сегодня ничего этого тоже нет. Советское производство, в отличие от операционной системы «Виндовс», если уж остановилось, то перезапустить не получится.

Можно, конечно предположить, что промышленный рост это то, что опять происходит с другими, где-то на просторах страны, вновь минуя Псковщину. Давайте посмотрим, что говорят эксперты. Вот, например, известный проправительственный блогер Олег Макаренко, пишущий под псевдонимом «Фриц Морген», поработал со статистикой и сообщил нам, что за время правления Владимира Путина в 2000-2013 годах в стране было построено 40 крупных предприятий. Из них по отраслям: ТЭК – 6, автомобильная промышленность – 11, металлургия – 4, вагоностроение – 2. Остальное относится в широкую категорию «прочее».

При этом проектирование и строительство 31 объекта было начато еще в 90-х, так что полностью с нуля запустили только 9. Совокупные инвестиции в 40 новых заводов составили (и составят при запуске строящихся вторых и третьих очередей):

750 миллиардов рублей + $ 12 млрд + 3 млрд евро = $42 млрд или 1,7% экспортной выручки от продажи за рубеж нефти, газа и нефтепродуктов.

Для понимания масштабов, стоимость строительства экспортного газопровода «Сила Сибири», по которому газ Ямала будет поступать в Поднебесную, составит 55 миллиардов вечнозеленых долларов. Это уже неплохая иллюстрация приоритетов развития российской экономики.

Такие данные приводит автор, который очень любит нынешнюю власть и считает, что сейчас страна находится чуть ли не на пике своего развития. А всякая контра, ясное дело, сообщает еще более обидные вещи.

В прошлом году на просторах рунета была опубликована табличка на основе анализа данных Росстата, где приводились данные производства продукции РФ в натуральном выражении в 2014 году по отношению в 1990 году. То есть, принципиально анализировали сытые годы, когда была дорогая нефть и никто не душил нашу экономику санкциями. Особого оптимизма цифры не вызывают. Спад по стали на 21,5%, по кирпичу на 69,8%, по строительной технике, такой, как грузовики, тракторы на гусеничном ходу, экскаваторы и бульдозеры от 76 до 95%. Сильнее всего просело станкостроение – на 96,3%. Справедливости ради отметим, что есть и рост. Легковушек стали выпускать больше на 57,8%, а полиэтилена на 107,4%

А вот как выглядит промышленный рост, когда он имеет место быть на самом деле, а не выявляется с помощью микроскопа и подгонки данных. За первые две пятилетки в стране было построено 6 тысяч крупных объектов (заводов, комбинатов, электростанций, шахт). Из них 1,5 тысячи в первую пятилетку и 4,5 тысячи во вторую. То есть, почти 600 объектов в год в предвоенный период! Интересующиеся могут погуглить «История индустриализации СССР» и увидеть весь список по отраслям, с указанием статистических и архивных источников. Именно таков был экономический фундамент, благодаря которому удалось победить в Великой отечественной войне и сломать хребет гитлеровской военной машине. Об этом тоже не грех вспомнить накануне Дня Победы.

Конечно, современные экономисты могут возразить, что, мол, хотите жить в бараке и работать за копейки – можем и повторить сталинские достижения. Так ведь в бараках-то жили не потому, что злой Сталин обобрал бедное население до трусов и мешал переселяться в особняки. Только что закончилась гражданская война и интервенция. Стоит напомнить, что поручики голицины с корнетами оболенскими были очень недовольны потерями своих поместий и банковских счетов, пригласив иностранных друзей в качестве коллекторского агентства. С точки зрения «белого дела» для того, чтобы вернуть обнаглевшего мужика в стойло, можно было смириться и с не очень эстетичной ролью гауляйтеров при оккупационном правительстве. Найти контраргументы оказалось не так-то просто. Пока загнали «голубую кровь» и их хозяев по правильную сторону границы, страна, и без того небогатая, окончательно превратилась в руины.

Если ты живешь на развалинах, то переселиться в барак для начала очень даже неплохо. Тем более, что в перспективе из бараков люди переезжали в коммуналки, а из коммуналок – в отдельные квартиры. Многотиражка «Радиосигнал» не даст соврать. А вот сейчас можно жить в бараке, пахать на двух работах и не слишком рассчитывать на улучшение жилищных условий. Кто там говорил про уникальное российское явление – работающих нищих? Агенты Госдепа? Украинская пропаганда? Ах да, это недавно сказала вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец. Так что не в бараках и не в гулагах дело.

Отбрасывая в сторону лирику, можно выделить главное – у большевиков работал Госплан и было четкое понимание того, что и в каком порядке нужно делать. Сама по себе сталинская индустриализация была и остается парадоксом с точки зрения западной экономической мысли. Развивающейся стране «положено» начинать с обрабатывающего производства и сельского хозяйства, лишь потом переходя к энергетике и тяжелой промышленности. Коммунисты всё делали с точностью до наоборот, вначале заложив фундамент, за счет которого мы, между прочим, кормимся до сих пор, и лишь затем стали наращивать производство товаров массового потребления. Герберт Уэллс поражался тому, как Ленин в осажденной, нищей стране мог начинать план ГОЭЛРО. Это казалось фантастикой. Но это не фантастика. Это и есть марксизм, в котором производство ставится во главу угла. Это научный подход. Это планирование и грамотная расстановка приоритетов.

Словом, это именно то, что мы сегодня больше всего хотели бы услышать, хоть от правительства, хоть от оппозиции, и именно то, что никто из них предложить не может. А без идеи, что же именно нам строить и куда нам двигаться, остается только манипулировать с цифрами и молиться на цену барреля. «Эксперты отмечают экономический рост. – Но граждане этот рост не видят! – Граждане не эксперты. Они и не могут увидеть».

Илья Петров

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек