Вирус коммунизма

22.04.2020 13:31|ПсковКомментариев: 15

Россию в последнее время часто любят сравнивать с Саудовской Аравией. Помимо экспорта энергоносителей, составляющей изрядную часть госбюджета, есть еще одно интересное сходство. И мы, и саудиты владеем святыней, почитаемой значительной частью человечества.

В Саудовской Аравии это Кааба, хадж к которой обязан совершить каждый чтящий заветы предков мусульманин. В России – Мавзолей Ленина. Конечно, формально он не имеет никакого сакрального статуса, и носитель коммунистического мировоззрения не обязан совершать какое-либо паломничество на Красную площадь. Однако, имя нашего великого соотечественника пользуется сегодня огромным уважением в Китае, КНДР, странах Латинской Америке. Словом, в той альтернативной и неплохо развивающейся цивилизации, которая никуда не исчезла с закатом СССР.

На этом сходство кончается, поскольку современные российские власти Мавзолей как фактор своего политического влияния продвигать не собираются, а к праздникам и вовсе драпируют фанерками.

Революцию сверху отложили

Конечно, государство без труда способно вернуть Владимира Ильича в пантеон уважаемых исторических деятелей, как это уже было проделано со Сталиным, имя которого сумели отмыть после многолетней демонизации. Но, в отличие от явного имперца Сталина, загадочный Ленин для официальной идеологии пока не очень удобен.

За это нужно сказать спасибо советской пропаганде. Из Владимира Ильича 70 лет упорно лепили образ разрушителя и цареборца. При том, что по факту, он был скорее антикризисным менеджером, вынужденным со своей командой по кускам собирать страну, уже основательно разрушенную его предшественниками.

Впрочем, как знать… Еще пару месяцев назад общественность широко обсуждала знаменательное совпадение голосования за новую «путинскую» Конституцию, которое было намечено на 22 апреля. Трактовки, как водится, были разные. Сторонники президента кивали на символизм даты и поговаривали про наконец-то наступающую свободу от колониальной конституции и зарю восстающего из пепла Союза. Противники также символизм увидели, однако, заявляли, что властью готовится вопиющее попрание народных прав и свобод. А приурочено, дескать, оно к памятной дате исключительно с целью дополнительного глумления над ленинским наследием. Правда у каждого своя, а окончательное решение вопроса пришлось отложить по известным причинам.

Обмельчавшие внучата Ильича

Коммунизму в России не везет на круглые даты. 100-летие Октябрьской революции, которое, продержись СССР до 2017 года, без сомнения, было бы отмечено с огромными спецэффектами, прошло совершенно незамеченным. 150-летие основателя СССР, Владимира Ильича Ленина также заслонили куда более актуальные и волнующие каждого из нас события – эпидемия, нефтяные войны, мировой экономический кризис.

Дошло до того, что 20 апреля практикующий марксист Константин Сёмин поздравил своих единомышленников с «днем рождения замечательного человека», рекомендовав внимательно изучать его труды. На что интеллигентнейший и ехиднейший Виталий Третьяков немедленно парировал, что вождь мирового пролетариата, вообще-то, должен родиться двумя днями позже. А труды того выдающегося политического деятеля, который родился 20 апреля, в России не слишком рекомендованы к изучению.

У российских левых товарищей согласия сегодня нет. В Александровской слободе трудится «красный метафизик» Сергей Кургинян, занятый поисками философского камня, синтезирующий коммунизм и христианское мировоззрение и объясняющий своим последователям разницу между хилиазмом и гностицизмом. В городе трех революций читает лекции профессор Михаил Попов, уверяя, что для победы социализма каждый прежде всего должен изучить «Науку Логики» Гегеля. Где-то по столичным клубам играет в рок-звезду харизматичный Константин Сёмин. Мирно сидят на думских ресурсах официальные наследники КПСС, оживившиеся было с приходом Николая Платошкина и Павла Грудинина, но так и не сумевшие (или не пожелавшие?) существенно повлиять на политическую повестку страны. Наконец, по своим бложикам тихо и мирно обитают совсем уже экзотические персонажи, наподобие ауе-марксиста Реми Майснера или запутинского социалиста Александра Роджерса.

Практически все они разобщены, не имеют внятной платформы и серьезной общественной поддержки, проводят время в сборе донатов, поисках спонсоров и взаимной ругани на форумах.

Пожалуй, серьезный политический потенциал показала только «Суть времени» уже упоминавшегося Сергея Кургиняна. Сбор в месячный срок миллиона реальных, бумажных подписей против пенсионной реформы – это была мощная акция, хорошо продемонстрировавшая реальные возможности красных метафизиков. Но это скорее исключение, чем правило.

Политический ландшафт в стране полностью поделили между собой официальная власть с консервативной повесткой и традиционными ценностями, и сплоченные либералы, с мощными международными связями и корпоративной солидарностью. Размежевавшиеся между собой левые, фактически, вынуждены подносить патроны либо той, либо другой стороне. И дедушке Ленину нечему особенно порадоваться, глядя на своих обмельчавших внучат.

Вперед, в СССР?

Но это только одна сторона вопроса. Другую мы увидели благодаря нашествию микроскопических тварей, размером в 50 нанометров, в считанные недели парализовавших мировую экономику и надававших капиталистическим колоссам по их глиняным конечностям. Коронавирус подточил экономическую систему быстрее и эффективнее, чем могли бы это сделать тысячи пламенных революционеров.

Считается, что кризис создает новые проблемы. Это не так. Кризис делает невыносимыми те проблемы, которые уже существуют.

Неожиданно выяснилось, что «неэффективное государство», которое еще недавно все высокомерно третировали и требовали не вмешиваться – это что-то очень важное. Оказалось, что у большинства «эффективных бизнесменов» нет даже заначки на 1 месяц работы, а спасти и сохранить может только оно. Что население сидит в долгах, как в шелках. Уже ясно, что по окончанию кризиса активы, выпавшие из малого и среднего бизнеса, будут активно подбирать госкорпорации. А учет, контроль, план и индустриальная экономика будет только усиливаться.

Тем временем по другую сторону океана д-р Пол Крейг Робертс, из Института политической экономии костерит капитализм в хвост и в гриву и прямым текстом пишет: «Правительство должно признать право собственности, которое оно приобретает… После того, как они были разрушены, банки могут быть проданы. Это позволит устранить огромную уязвимость финансовой системы и восстановить финансовую конкуренцию. С корпорациями в руках правительства, рабочие места могут быть привезены домой из-за рубежа. Средний класс будет восстановлен. Эти меры вместе со списанием долга восстановили бы покупательную способность потребителей».

Иными словами, уважаемый политолог призывает свое правительство не спасать, как обычно, крупные банки, а выкупать бизнес у мелких собственников, списывая их долги и проводя национализацию. За всем этим задумчиво наблюдает Китай, заканчивая свою программу цифровизации, наблюдает Латинская Америка с вновь поднимающими голову левыми правительствами, наблюдает КНДР со своей атомной бомбой и идеями чучхе. Вот и Владимир Владимирович меланхолично бросает, что возрождение СССР – в сущности не такая уж плохая вещь, и что нашим бывшим республикам стоит над этим поразмыслить.

В общем, дело Ленина, построение коммунистического глобализма, с плановой экономикой и промышленным базисом, действительно живет и побеждает. Хотя и далеко не в той форме, о которой писали советские газеты. Так действительно, почему бы и не почитать литературное наследие вождя мирового пролетариата? Авось поможет понять, что за жизнь нас может ждать в посткризисный период.

Илья Петров

Иллюстрации: социальные сети

опрос
Владимир Мединский озвучил предложение уйти от 11-летнего обучения. На ваш взгляд, нуждается ли система школьного образования в подобных нововведениях?
В опросе приняло участие 270 человек