Urbi et orbi

02.03.2018 20:39|ПсковКомментариев: 73

что в переводе означает «К городу и к миру», начинали все знаковые объявления в Древнем Риме. В силу того, что Москва – третий Рим, думаю, данное выражение вполне применимо и к Посланию Владимира Путина Федеральному Собранию. Давайте разберемся, кому адресовано Послание Президента, и какие смыслы там заключены.

Ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию всегда отвечает на два основных вопроса. Первый и, полагаю, основной – к кому обращается глава государства? Ведь понятно же, что не к Федеральному Собранию, члены которого и без того прекрасно осведомлены о «генеральной линии партии». Второй вопрос – о векторах, трендах и, в конечном счете, смыслах. Очевидно, что вчерашнее Послание ответило на оба вопроса вполне однозначно.

Не вызывает сомнения, что Президент вчера постарался объять необъятное и убить максимальное число зайцев одним выстрелом.

Первая часть выступления лично для меня стала большой неожиданностью. Если бы не характерный голос Владимира Путина и не менее характерные артикуляции, я бы подумал, что это говорит бывший министр финансов Алексей Кудрин, команда которого, как известно, некоторое время назад завершила работу над программой либерализации российской экономики. Эта программа, напомню, предполагает свертывание конфронтации с нашими западными партнерами, внешнеполитический акцент на отмену санкций, прежде всего, в банковском секторе и как логичный итог – плавный «поворот на Запад» с целью привлечения технологий и инвестиций и организацию системного несырьевого экспорта.

Именно об этом, каким бы странным это не казалось, и говорил Владимир Путин в первой части послания. Я, честно говоря, впервые из уст Президента России (не считая Медведева, конечно) услышал слово «стартап». Еще много умных слов было сказано про урбанизм и городские агломерации. Из прежних Посланий, на одном из которых мне посчастливилось присутствовать, складывалось ощущение, что из городов в России остались только Москва и немного Петербурга, а все остальное – сильная и необъятная, но оттого особенно аморфная Россия, которая, конечно же, успешно встала с колен, но все еще почему-то продолжает вставать. А в этот раз совершенно неожиданно речь зашла об инфраструктуре и коммуникациях в малых городах, о провинции в общем. Впервые тут можно было увидеть Псков, его раздолбанные дороги, заброшенный аэропорт, отсутствие адекватной коммуникации даже со столицей страны…

Мне в этот момент вспомнился «великий урбанист» тов. Глазычев, некогда весьма приближенный к написанию актуальных концепций развития России. И хоть мертвых не принято критиковать, напомню, что этот господин, дымя, в стиле Холмса, трубкой у камина, рассуждал на тему того, что малые города в нынешних условиях категорически нежизнеспособны.

Образцом такой нежизнеспособности он выбрал Псковскую область. Напомню, что он прогнозировал легкую и скорую смерть всем городам области, кроме Пскова, Великих Лук, Дно и Себежа. А почему? А потому, что невыгодно остальные населенные пункты не только развивать, но даже поддерживать в обычном для них состоянии летаргии. Лишние города, лишние люди… А тут вот президент вспомнил про них. Хотелось бы надеяться, что слова в ближайшие шесть лет не разойдутся с делом, и мы увидим, как финансовые потоки дойдут до многострадальной провинции.

Вообще следует сказать, что первая часть Послания была адресована «белым и серым воротничкам». Образованному классу, готовому активно участвовать в социально-экономической жизни страны, а не абстрактному имбецилу, опасающемуся появления в своей квартире «гея на передержке». Креативному классу Президент предложил богатый набор либеральных экономических практик, гражданскую активность и модное сегодня волонтерство, глобальное информационное пространство и много чего еще. Спрогнозировал долгожданную реформу системы государственного управления, основанную на некоторой децентрализации и сокращении присутствия государства в экономики. Даже про геномные исследования говорил, но в этом я совершенно ничего не смыслю, хотя догадываюсь, что это очень круто. И наоборот, ни слова не произнес про набившие оскомину и потому чаще раздражающие «традиционные ценности», нравственные ориентиры, духовные скрепы и прочие мантры из методички ура-патриота. В общем, тут такая история, что если слова с делом не разойдутся, то в ближайшие годы страна должна устремиться в XXI век реально, а не только в отчетах Росстата.

Думаю, что такой посыл не только не дал заснуть тем, кто регулярно пытается вздремнуть во время подобных мероприятий, но и тем, кто всерьез анализирует программные выступления. По всему выходило, что страна планирует совершить серьезный разворот, по крайней мере, в социально-экономическом развитии. В этом момент где-то на «Уралвагонзаводе» плакал как минимум один начальник цеха…

Вторая часть послания, очевидно, была призвана слегка нивелировать эффект первой. Вряд ли современное российское общество в массе своей готово проглотить, не подавившись, богатый набор современных экономических раскладов, которые Владимир Путин виртуозно иллюстрировал средствами инфографики и видеоряда. Патриоты и консерваторы все же получили свою ложку к обеду в виде 42-минутного спича про армию и вооружения. Заодно увидели, как «наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу» и что можем мы и «бахнуть» да так, что «весь мир в труху». В случае крайней необходимости, конечно. Демонстрация полета гиперзвукового оружия, судя по западным новостным агентствам, равнодушным никого не оставила. Что поделать – на примерах Сирии, Ливии, солнечной Югославии мы наблюдаем, что наличие оружия массового уничтожения является лучшей гарантией государственного суверенитета. Та же, прости-господи, Северная Корея, чей садистский режим вызывает ненависть мирового сообщества, тем не менее существует вопреки здравому смыслу и солнце по-прежнему каждое утро озаряет лучами гору Пэктусан.

Месседж с разделяющимися боеголовками, конечно же, был адресован не только патриотически настроенной электоральной массе, но и нашим западным партнерам.

Только не надо думать, что этими 3D-эффектами стремились до смерти напугать маршалов Пентагона. Месседж, по всей видимости, заключается в том, что Россия в ближайшие шесть лет будет строить (пытаться строить) вполне современную экономику. Вполне похожую на западную. Если Запад готов нам в этом содействовать (технологиями, инвестициями, отказом от общения через санкции), то Россия открыта к равноправному диалогу. В остальном же страна будет развиваться так, как считает нужным, а не по указаниям из «вашингтонского обкома». Если такая постановка вопроса вдруг не устроит наших заклятых американских друзей, то у нас на этот случай имеется гиперзвуковой аргумент с разделяющимися в полете боеголовками.

Концепция, на мой взгляд, предельно проста и понятна. Не будет никакого «назад в СССР». Россия попытается в эти годы стать самодостаточной экономикой. Но без повторения «подвигов» 1990-х годов, когда за восприятие традиционных западных ценностей стране пришлось очень прилично прогнуться в пояснице. И не будем забывать, что за эти ценности мы часто принимали еду из Макдоналдса и латинские буквы на электронных девайсах. Дорого стране обошелся весь этот «макдак» девяностых…

Остается узнать, что из всего этого выйдет. Лично мне очень хочется верить в то, что слова Президента о модернизации страны в этот раз не разойдутся с делом. Очень бы не хотелось, чтобы данное Послание разочарованные граждане впоследствии разбирали на цитаты и занимались троллингом на предмет того, что «мы поверили, а нас обманули». Пусть бы оно сбылось – очень хочется успеть пожить в стране с нормальной экономикой. В стране, которая гордится своими достижениями в социально-экономическом развитии. Своим настоящим. А вундервафля пусть пылится на складах Минобороны и навсегда останется не более, чем пугалом для поджигателей войны…

Константин Калиниченко

опрос
Нужно ли вернуть обязательное распределение молодых специалистов?
В опросе приняло участие 289 человек