Давно у нас не случалось серьезных баталий между защитниками «исторического Пскова» и власть предержащими. Канули в лету масштабные противостояния по проектам охранных зон и туристическому кластеру. Кто сегодня вспомнит эпические битвы за то, как должна выглядеть набережная реки Великой? Уж и набережную сделали, и ненавистный псковичам борщевик на ней прекрасно прижился. В общем, много воды утекло. Забывать мы стали героев минувших дней.
И тут, как нельзя кстати, подоспела небольшая «Санта-Барбара» с инсталляцией «Россия начинается здесь» аккурат под стенами Кремля. Как вскрылась река после зимы и потекли вешние воды, так инсталляцию, от греха подальше, демонтировали. Заодно решили слегка освежить и обновить. Что сказать – все вполне разумно и логично. Выглядело как нечастый в современной псковской истории пример осмысленных действий органов власти. Но оказалось, все не так однозначно.
Руководитель общественной организации обратился к руководству города Пскова и, видимо, чтобы не ходить дважды, к прокурору области с просьбой не допустить появления на набережной реки Великой обновленной инсталляции.
Председатель псковского отделения ВООПИиК Андрей Лебедев
Для полноты сюжета надо совершить краткий экскурс в недалекое прошлое.
Конструкция была установлена в 2016 году как временная к фестивалю имени Сергея Довлатова «Заповедник». Надо сказать, что отдельные общественники тогда уже критиковали «Россию…» за ее неуместность на фоне исторического памятника Псковского Кремля. Но как-то вяло и нехотя критиковали. Все удовлетворились мыслью о временности сооружения, полагая, что дни его будут сочтены вскоре после завершения фестиваля. Но в очередной раз сработала русская прописная истина «нет более постоянного, чем временное». «Буквы», надо сказать, прижились.
Лично я не считаю этот проект вершиной творческой мысли и гениальным пиар-ходом. Однако же тропа туда не зарастает, «Россия…» стала одним из центров притяжения и популярных мест для фотосессий. Противники возвращения надписи на набережную утверждают, что она безнадежно портит вид на псковский Кремль. Вряд ли это так. О вкусах можно спорить, но надо признать, что тысячи псковичей и туристов, фотографируя Кремль, стремятся поймать именно тот ракурс, чтобы «Россия начинается здесь» попала в кадр. Особенно это касается темного времени суток.
Так или иначе, изначально временный и совершенно спойлерный проект, по воле народа превратился в самостоятельный и самодостаточный центр притяжения. И, как мне кажется, надо только радоваться – в кои-то веки проект псковских чиновников (справедливости ради – Дмитрия Месхиева) оправдал чаяния народа.
Так чего же неймется товарищам из ВООПИиК? Мне кажется, здесь в очередной раз проявилась гордыня и желание «приватизировать псковскую старину». Ведь не секрет – стоит кому-то из обывателей позволить себе суждения, которые не укладываются в парадигму «лицензированных защитников старины», как тут же начинаются высокомерные речи про то, что «оставьте это профессионалам, не лезьте, куда не следует». Не сомневаюсь, что и в этот раз услышу что-то подобное.
Повторюсь, в медийном поле про активную деятельность ВООПИиК мы не слышим уже который год. А поводов для мощного пиара предостаточно. Чудом еще сохранившиеся памятники ветшают и разрушаются. Судьба Дома Батова остается туманной – там даже унылые баннеры, стыдливо прикрывающие аварийное сооружение, перестали обновлять. Солодежня, Дом Печенко, Дом Марины Мнишек, церковь Климента… Список длинный. Впрочем, скажут общественники, «а что мы можем сделать»?
Баннер, стыдливо прикрывающий останки Дома Батова
Давайте для чистоты эксперимента возьмем недавнюю историю. Около месяца назад псковская культурная общественность активно обсуждала новую попытку «рейдерского захвата» Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Обсуждала, как это принято, кулуарно и по-тихому. На единственный в России хорошо сохранившийся памятник домонгольской живописи церковь давно имеет виды. Комплекс Мирожского монастыря, некогда полностью находившийся в оперативном управлении Псковского музея-заповедника, РПЦ потихоньку «отжала» в свою пользу. Последний оплот музея – Спасо-Преображенский собор и его уникальные фрески. В апреле РПЦ объявила новый «крестовый поход», чтобы окончательно прибрать собор к рукам. Нетрудно представить, что ждет домонгольские фрески, если в помещении начнут проводить регулярные службы. Особый температурно-влажностный режим – главное условие сохранности уникальных фресок – поддерживать в таких условиях будет совершенно невозможно.
Фрески Спасо-Преображенского собора (фото: maximus101.livejournal.com)
Отдельный вопрос – эстетическая составляющая инсталляции. «Красоты в этой конструкции никакой… В ней полностью отсутствует художественное целое, нет ни современной формы, ни композиции – элементов искусства инсталляций», – считает экс-руководитель ВООПИиК Ирина Голубева. С этим, вероятно, сложно спорить уже потому, что вкус и цвет – вещи субъективные. Брать на себя ответственность за окончательный диагноз – это что-то из области высокомерия и морализаторства. Но раз такое дело, вот на что хотел бы обратить внимание.
Из стены Окольного города около недавно отреставрированной Покровской башни буквально во все стороны торчат … бетонные шпалы, датировать которые при всем желании ранее, чем XX веком невозможно. В очень больших количествах торчат. Надо полагать, они выполняют какую-то функцию, поддерживают деревянный настил галереи. Но выглядят, на мой обывательский взгляд, как совершенно инородные элементы. И забетонированы так, что легко узнается архитектурный стиль, характерный для псковских каменщиков советского периода. Странно, что общественников, готовых буквально лечь под бульдозер, чтобы не допустить возвращение инсталляции у Кремля, совершенно не волнует инородный новодел, недвусмысленно торчащий из стен Окольного города в ничуть и менее туристическом месте.
Вид на стену Окольного города у Покровской башни
Хотелось бы еще сказать вот о чем. Апеллируя к логике и здравому смыслу, общественники ссылаются на то, что из-за таких вот конструкций и инсталляций Псков рискует не войти в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В который уже раз, я, честно говоря, сбился со счета. Безуспешная эпопея с вхождением в этот список длится многие годы. Сегодня это – мантра, которой часто пытаются блокировать любые изменения в облик города.
Но давайте посмотрим правде в глаза. И сами стены, и башни Кремля, увы, нельзя считать древними. Это абсолютный новодел 1960-х годов. Да – стилизованный, аутентичный, вполне соответствующий канону. Но не древность. Ничего с этим не поделаешь – война, время и природа не пощадили древний Псков.
Ну а что думают органы власти? Я, честно говоря, ни секунды не сомневался, что услышу однозначный ответ о неизбежности скорого возвращения «России…» на ставшее привычным место. Не тут-то было. Позицию Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия я бы назвал «резиновой». Или «вазелиновой», если угодно. Вот, ознакомьтесь. Говорит заместитель председателя комитета Наталья Сергеева: «Как временное сооружение мы, в принципе, можем ее согласовать … Но с учетом общественного мнения и того, что этот вопрос активно сейчас обсуждается, комитет вправе рассматривать сроки ее размещения, то есть уже конкретно привязывать установку этой конструкции к конкретным датам проведения мероприятия… Здесь, конечно, можно рассмотреть и другие варианты ее размещения – может, ближе к Профсоюзной улице. Помните, был Всероссийский конкурс на самые интересные места, связанные с историей Отечества? И Псковский кремль вошел в десятку интереснейших, знаковых, имиджевых объектов культурного наследия. С этой точки зрения конструкция «Россия начинается здесь» ассоциируется с Кремлем и Псковом. Если ее поставить в другом месте, ассоциации с Псковом уже не будет... Хотя, может быть, ее и можно поставить в другом месте…».
В переводе с чиновничьего на русский подобное, как правило, означает: «Нам еще не поступило указаний сверку, поэтому мы и «за», и «против» одновременно». В этом не было бы ничего странного – чиновник вынужден жить по воле тех, кто над ним поставлен. Однако же вспоминается мне, что при прежнем губернаторе подобной «диалектики» и раздвоения сознания не случалось. Конструкцию, кстати, установили тогда быстро и без лишних сомнений и дискуссий. Сегодня Андрей Турчак далеко, в судьбе Дмитрия Месхиева на наших глазах происходят необратимые изменения. Врио губернатора свою позицию по вопросу пока не озвучил. В таких условиях без «диалектического мышления» никак не обойтись.
Что ж, в сложившейся ситуации нам всем остается ждать развития сюжета. Полагаю, позиция прокуратуры будет основываться на том, что не существует запретов на размещение временных сооружений. Так что мяч сегодня на стороне органов государственной власти. Временное сооружение обрело массу поклонников – так пускай уже стоит там, где все привыкли его видеть. Не так уж много в современном Пскове мест, где можно встретить рассвет, сделать пару десятков отжиманий и вполне годное селфи. Да и Кремль инсталляция, по-моему, совершенно не портит.
Константин Калиниченко